Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек
Начальная и средняя
школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних
частных
практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы.
Но
история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других
стран
мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной
монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна
Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов
Андриановы. Выходит, опыт монтессори-школ в России требует скорее
современного возрождения, чем восприятия
западной модели.
Самостоятельные занятия (школьников младших классов).
Из книги «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» Генезис 2007 г.
“Не будем забывать, что ребенок – наш продолжатель, который превзойдет нас самих.
И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть
самым большим из того, чем мы располагаем”.
М. Монтессори.
Невозможно научить детей свободно и ответственно мыслить, не создав им условия для самостоятельных занятий
Что представляют собой самостоятельные занятия в дошкольном возрасте, известно тем, кто практиковал их в то время, когда они применялись в детских садах, и тем, кто применяет их сейчас хотя бы в минимальном количестве. Но перед нами встает вопрос: чем являются эти занятия в школе? Возможно ли применять их к детям школьного возраста, не нарушая установленного порядка обучения? Каковы их цели и значение?
Одной из важных задач школьного обучения является задача развития в учениках умения самостоятельно работать. Очень часто случается, что ученик, окончивший школу и пришедший в высшее учебное заведение, с трудом осваивается с новой обстановкой и на первых порах теряет много времени, не умея приспособиться к иным, не школьным условиям занятий. Он привык к объяснению учителя, к задаванию и спрашиванию уроков, привык иметь дело с учебником, с точным указанием всякого – важного и неважного – в изучаемом предмете, с записками, которые он ведет на уроках.
В высшем учебном заведении он должен слушать лекции, должен уметь их записывать, должен иметь дело не с одними только учебниками по тому или иному предмету, но с разными книгами, источниками; должен самостоятельно вести лабораторные занятия, готовиться к семинарам, уметь распределять свою работу так, чтобы не терять времени; должен уметь выделить в этой работе главное, критически относиться к материалу, самостоятельно мыслить. В школе ученик готовит уроки к каждому дню по расписанию; в высшем учебном заведении он должен сам составлять расписание своих домашних занятий.
Все это нужно всем – и очень способным, и просто способным, и средним ученикам - для успешного прохождения курса высшего учебного заведения и для дальнейшей работы, да и просто для повседневной жизни. Может ли школа дать такую подготовку одними обычными фронтальными уроками? Хороший учитель, мастер своего дела, конечно, и на фронтальных уроках может приучить своих учеников работать самостоятельно. Но все же главным действующим лицом является учитель, а не ученики, и предмет, над которым они работают - тема урока - одинаков для всех. Мысли их должны следовать за мыслью учителя, и время, в течение которого они должны сообразить, приготовить ответы и выполнить работу, тоже одинаково для всех.
Между тем, эти ученики являют собой различные характеры, различные возможности. Самостоятельные занятия, если они практикуются в школе хотя бы в минимальной дозе, но систематически, например, час, два в шестидневку, в определенный день по расписанию до известной степени дают детям возможность приобретать перечисленные навыки самостоятельного подхода к работе. Если эти занятия ведутся без перебоев в течение всего учебного года, они имеют влияние и на фронтальные уроки, и результатом их становится лучшее качество занятий – не со стороны учителя, а со стороны учеников.
Элементы, из которых складываются самостоятельные занятия в школе, следующие.
Во-первых, дети как объекты индивидуального подхода со стороны учительницы.
Во-вторых, обстановка класса, необходимая для успешного проведения занятий.
В-третьих, материал для развития, предлагаемый детям.
И, наконец, учительница или учитель, к которым, в данном случае, предъявляются особые требования.
Наблюдать и исследовать так же, как слушать человеческий голос
Каждый ребенок представляет собой определенную индивидуальность, и с этим любой учитель должен считаться. Следовательно, к детям необходим индивидуальный подход. У каждого есть свои врожденные способности и склонности, которые, у одних проявляются очень рано, у других позже, наконец, у третьих под влиянием неблагоприятных условий могут совсем не проявиться. Каждый находится в окружении своих, отличных от других, условий жизни – как материальных, так и моральных. А так как ребенок, начиная с трех лет, а иногда и раньше, проводит почти полжизни в школе или сходных с ней учреждениях, то в работе учителя заключается, по мере возможности, обязанность учитывать все эти обстоятельства при его воспитании.
Но, несмотря на различия в характере и способностях отдельных детей, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познаванию мира, интерес к тому или иному виду деятельности, которая, впрочем, не определяет его деятельности в будущем.
"Ребенок имеет жизненную тенденцию исследования окружающего, столь же сильную, как и тенденция слушания речи. Фактически он должен знать внешний мир и должен учиться говорить. Существует особый период жизни, заставляющий его наблюдать внешние вещи так же, как и слушать человеческий голос", – говорит Монтессори. Как бы ни был ребенок одарен от природы, в нем всегда кроются какие-то возможности совершенствования, возможности приложения хотя бы самых минимальных внутренних сил к полезной для себя и для общества работе. Помогать расти этим возможностям до высшего предела у богато одаренного, помочь среднему ребенку спокойно и равномерно развивать свои способности, вскрыть положительные качества, не давая им заглохнуть и строя на них работу у детей с ограниченными возможностями – это высокая и трудная задача воспитателя. Тот, кому удается ее решить, хотя бы и не в полной мере, заслуживает глубокого уважения со стороны общества…
Как много материалов для свободной работы стоит в классе?
…Прежде всего, нужно не перегружать детей бесполезными вещами. Нужно следить за тем, чтобы не было нехватки, но еще хуже переизбытка; нельзя давать сразу много предметов. Большое количество материала на первых порах рассеивает детское внимание, рождает ненужную усталость, приводит к нарушению порядка.
Дети, не привыкшие в самостоятельной работе, бросаются жадно от одной коробки к другой, не зная, на чем остановиться. Материал нужно вводить постепенно. Достаточно поставить один вид какой-нибудь работы, какие-нибудь две коробочки, содержащие в себе, например, карточки для чтения и списывания.
В каждой коробочке находится не менее 40 карточек, следовательно, каждый ребенок за урок может поработать не с одной, а с несколькими карточками, смотря по свойственному ему темпу работ. Ограниченные виды работ на первых порах обеспечивают повторность детских занятий с материалом. Ребенок читает или списывает одну и ту же карточку или разные по содержанию, но однородные по заданию два, три и несколько раз. Чтобы дети не утомлялись читать и писать весь урок, учительница делает короткие интервалы, призывая их внимание сигналом “Тишина”, написанным на табличке или на доске и давая им какие-нибудь общие задания, при которых они могли бы отдохнуть и подвигаться. Но это делается только изредка, так как дети на самостоятельных занятиях концентрируются и без призыва.
Материал должен находиться всегда на одном и том же определенном месте - например, на одном и том же столе или полочках, приспособленных специально для него. Каждый предмет должен иметь не только свое место, но и свое расположение, свою планировку кадра, которая придает ему особое значение. Учительница ставит номер на коробке, у нее на столе находится список этих коробок с их содержанием и названием вида работ, заключающихся в коробках.
Такой порядок облегчает детям отношение к материалу. Ребенок, не успевший выполнить своей работы в один урок или желающий повторить ее, отмечает номер в своей тетрадке и в следующий раз не теряет времени на ее отыскание. Если учительница, заметившая у ребенка какой-нибудь недостаточно усвоенный навык, говорит ему: “Тебе надо взять № 9”, он знает, что это ошибка, которую он часто допускает.
Благодаря такому порядку дети часто восстанавливают план своей работы не только на один урок, но и на следующий. Ребенок говорит: “Сегодня я закончу №2, а завтра возьму №5”. Или: “Я в следующий раз буду писать те же загадки”. Дети должны знать порядок обращения при работе. К этому их приучает учительница.
Они ставят коробочку или кладут пакетик с материалом на правую сторону стола
На столе, кроме тетрадки для самостоятельных занятий, ручки и карандаша, ничего нет. Дети вынимают скрепки на карточках и раскладывают их слева в том порядке, какого требует работа. По этому поводу им дает указания учительница. Отработанные карточки дети убирают в конвертик или коробочку. Такой порядок повышает темп детской работы и улучшает ее качество.
Беспорядочное обращение с материалом во время занятий рождает в сознании ребенка хаос из-за боязни плохо выполнить работу; в конце концов, оно вызывает небрежное ее выполнение. Закончив работу, ребенок должен бережно разложить все содержимое в конвертики в определенном порядке и вернуть все на прежнее место. В конце урока дети приводят в порядок весь материал, расставляя его на столе или на полочках, или же пряча его в шкаф.
В начале же урока они все расставляют на столе в требуемом порядке. Если же какая-нибудь карточка окажется с дефектом или почему-то вызывает сомнение, или теряется, дети кладут ее на стол учительницы для поправки или отмечают ее потерю.
Такой порядок выработан в самостоятельных занятиях у учительниц Адриановых в 21 школе.
Подобного рода ведение дела может показаться некоторым излишним педантизмом. На деле оно является необходимым условием успешного обучения и воспитания детей, начинающего с самого малого возраста – не только со школы, но и с детского сада.
Каков учебный материал монтессори-класса по содержанию и по качеству?
Прежде всего, его внешнее оформление должно быть таково, чтобы он притягивал к себе глаза и руки детей: аккуратные коробочки или конвертики, чистые, красиво написанные карточки, часто украшенные небольшими рисунками или каемками. Число карточек в некоторых видах работы должно быть рассчитано на число детей – так, чтобы была возможность по мере надобности вести с ними иногда и фронтальные уроки.
Содержание материала должно обеспечивать для детей самостоятельную работу, т.е. он должен быть прост, точен и в некоторых случаях давал бы детям, особенно маленьким, возможность самоконтроля.
Материал должен быть трех видов
Один вид материалов служит для повторения и закрепления приобретаемых детьми навыков и знаний, следовательно, составлен соответственно программе. Другой – пропедевтический, по своему содержанию тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед, помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый курс. Третий – не относящийся к программе, но расширяющий детский кругозор, воспитывающий интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе. Такой материал необходим для всех. Для детей одаренных, просто способных, средних и даже с возможностями ниже среднего. Для одаренных и способных он ценен тем, что дает пищу их уму, постоянно ищущему новых знаний, не в беспорядке, а в системе. Мы часто приуменьшаем возможности детей, ограничивая их школьной программой.
“Мы не должны забывать, что ребенок – наш продолжатель, который должен превзойти нас самих. И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем”, – говорит Монтессори. В этой же главе дальше: “Если мы хотим помочь ребенку, мы должны поставить его на ступень наибольшего возвышения, мы должны ему дать больше, чем он может по собственным силам”. Эти последние ее слова относятся как к материалу для воспитания чувств, в котором упражняются маленькие дети, дающему возможность из конкретных вещей и извлекать абстрактные идеи, так и к материалу по различным дисциплинам, с которым работают дети школьного возраста. Этот материал прививает им умение делать выводы, извлекать главное, будит мысль и толкает их на творчество.
У детей среднего уровня развития он пробуждает интерес к тому или иному предмету, к той или иной области знаний, и прививает им вкус к чтению серьезных книг.
Встречаются дети, кажущиеся тупыми, умственно вялыми, ничем не интересующимися. На фронтальных уроках умы таких детей отсутствуют, и они или не двигаются вперед совсем, или двигаются очень медленно. Случается (знаю по опыту), что они вдруг заинтересовываются каким-нибудь видом работы на самостоятельных занятиях и начинают углубленно работать, часто повторяя одно и то же по два-три раза. Переходя в дальнейшем к следующему материалу и, видя положительные результаты своей работы, они точно перерождаются.
В интеллекте этих детей как будто не хватало горючего материала, чтобы привести его в движение. Достаточно оказалось легкого толчка, по счастливой случайности прилаженного к какой-то пружине, до тех пор не действовавшей, чтобы она пришла в движение и заставила работать всю машину. И тогда часто случается, что ребенок, казавшийся весьма средним, даже ниже среднего, вдруг оживляется, начинает проявлять способности, интерес к работе и делается очень хорошим работником не только на самостоятельных, но и на фронтальных занятиях.
Материал для самостоятельных занятий не есть нечто постоянное и однообразное. Конечно, некоторые виды работ, подобно учебнику, могут служить долго, часто без изменения. Но есть и такие, которые необходимо постоянно просматривать, обновлять и изымать из обращения. Часто этого требует программа. А в материале, заключающем в себе работы вне программы, этого требуют интересы детей, к которым постоянно прислушивается учительница. Этот последний является косвенной подготовкой для дальнейшей умственной работы.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (19) 2009
Книжная полка современного монтессори-педагога: