«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Завидую детям. Они еще не знают всю правду о нас взрослых

Алексей Лаврик
Этот текст мы собрали из публикаций в сетях Алексея Лаврик, владельца семейного бренда «Лавр» по производству автохимии и автокосметики. Алексей - предприниматель, который недавно построил по уникальному архитектурному проекту в Челябинске школу Монтессори

АЛЕКСЕЙ ЛАВРИК: Я решил построить школу не потому, что денег девать некуда, и не потому, что нагрешил больше всех или захотел след оставить в жизни таким образом. Строил, потому что люблю детей и верю в то, что делают наши педагоги. Трудно ли строить школу? Смешной вопрос. Я думал, за деньги можно купить результат. Наивный оказался глупец… Частично помогли хорошие чиновники через хороших людей, спасибо им искреннее, но в основном мы нашли решения вместе с педагогами сами, можно сказать уникальные решения.

Традиция ошибаться. И признаваться

Как вам ситуация, когда государство не признает свои ошибки? Так себе явление! Зато легко понять, что чувствует ребенок, когда взрослый, как говорится, всегда прав. Заметил, что сейчас практически не передается информация, важный опыт из поколения в поколения – потому и живем каждый с чистого листа, заляпанного ученическими кляксами. Чем и как делиться, чему учить деток в базе – тема отдельного разговора. Предлагаю обсудить неудобную тему своей, родительской не идеальности.

Всем родителям предлагаю сыграть в эту игру. Вам понравится, а дети отыщут в родителях, наконец, своих близких. И поверьте, чем не идеальней вы будете, тем больше у вас шансов стать для детей честными и настоящими, своими, понимающими их трудный путь проб и ошибок. Вместо того, чтоб срываться за разбитую чашку или «тройку» в дневнике, позовите свою частичку, обнимите и обязательно с улыбкой любящего родителя (!) начните рассказывать: «Вот однажды у меня был случай, похлеще твоего! Я тогда был не на высоте, но родители меня не ругали. Я долго переживал, а потом понял, набрался смелости, мужества, собрал в себе все силы духа и тела и с тех пор никогда не обманывал, не врал и не прятал  глаза. Мне очень пригождается тот давний опыт, поэтому и с тобой я остаюсь честным…».

Вы не представляете как это важно для детей! Возникает доверие, созвучие любви и внимания. Оказывается, родители – это не нечто конвейерное, они тоже живые, они тоже ошибаются. Если вы правильно построите разговор, через открывшийся канал сможете донести не только свои детские переживания, но и главные смыслы: ошибаются все, большинство ошибок можно исправить, они нас учат и через них мы понимаем устройство мира и воспитываем в себе очень важный регулятор поступков – собственную совесть. А совесть, позвольте заметить, – верный путь к истинной свободе, когда не нужен внешний регулятор поступков, он всегда с собой в надежном месте))).

Умение быть искренним с ребенком благодатно скажется в более сложном подростковом периоде. Если заведена традиция откровенного общения, которое стирает условные границы между идеальным взрослым и ребенком, который учится через ошибки, этот этап пройдет менее обостренно. В период пубертата наше раскаяние и признание – это единственный путь к доверию подростка.

Но даже если у вас подросток, который уже отравлен гормонами, обострен чувствами несправедливости – еще не поздно. Садитесь и начинайте рассказывать. Это единственная дверь. Именно в этот период таким образом вы сможете заложить важные фундаментальные принципы в ваших продолжателях. Именно так формируются ценности семьи, детей, верности, труда, правильные отношения с алкоголем, патриотизм и многое другое, без чего юному человеку придется проходить тропу опыта заново.

Только не надо узаконивать свои недостатки! Не нужно рассказывать детям о том, что вы бухали и предавали, но все равно «Крузак» купили и коттедж построили. Так это не работает. Я верю, вы сможете понять суть.

Наши дети нуждаются в настоящих родителях и том человеческом опыте, который позволит навсегда оставаться в отношениях дружбы и не повторять ваши ошибки.

Делать для других

Один из нелюбимых мной вопросов: «Почему мы делаем что-либо для других? Тратим время, ресурсы, энергию?». Очень трудно ответить логично на него, потому что делать для других – это нормально. Ровно так же, как желать добра, помогать, сопереживать. Это ведь не только для них, это для всех нас чудо-человеков, природы, мира. Помните слова Баталова, прекрасно сыгравшего Гошу в фильме «Москва слезам не верит»:
- Вы поступили, как настоящий мужчина.
- Я поступил, как нормальный мужчина. Защищать и принимать решение – это мужская обязанность, это нормально. Ты же не станешь хвалить женщину за то, что она стирает или умеет готовить?

В прошлые выходные познакомился еще с одними такими нормальными. Вы, возможно, знаете их по клубу «Отцы и Дети». Ребята организовали детские мастерские, разного рода другие созидающие программы в Челябинске и Миассе. Мы, говорят, изначально хотели, чтобы в клубе могли заниматься дети, у которых по какой-либо причине нет отцовского внимания. Многие такие дети занимаются бесплатно.

Вот Сергей надевает фартук, рядом дочка и ее друг помогают организовать процесс. Позже подошли еще отцы-наставники, завертелось, зажужжали. Кто что делает: кто автомат клеит, кто чемоданчик собирает, кто лобзиком ерзает – все при деле. А в коридоре сидит мальчик, таращится в телефон и не идет. Ему трудно в живом социуме. Но подходит наставник, спокойно и деликатно приглашает попилить и построгать, гаджет сменяется доверием и инструментами.

Восемь занятий, заключительное в парке. Еще, узнаю из рассказа, есть Гриша – выдумщик на походы и активные игры. Даже хотели с детьми собрать мотоцикл!

На удивление много дочек, тоже пилят. Я пошутил: девочки научатся правильно «пилить» с детства))). Отличная атмосфера, теплые отношения под ароматы дерева и столярного клея. На подоконнике термосы и конфеты, перекус. Все как в моем детстве, в котором четыре года посвящено моделированию на Станции юных техников.

Я позавидовал детям, а еще больше – наставникам и себе за возможность быть рядом с детьми и создавать вместе с ними будущее. Будущее, в котором живет добро, в котором все мы друг другу очень важны, очень нужны… Всего лишь потому, что так должно быть, потому как это НОРМАЛЬНО.

Если бы дети учили взрослых…⠀

— Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?
— Кем буду я?
— Да.
— А разве я не буду самим собой?
Если бы дети учили взрослых, они бы честно и открыто говорили о главном. Если бы взрослые слушались детей, они узнали, что природа - наш Дом. И что разрушать дом, в котором мы живем глупо.
Если бы дети воспитывали нас, взрослые так и не узнали наркотики сильнее шоколада и напитков крепче газировки))).
Если бы дети учили нас, они бы не заставляли красиво одеваться, ходить всегда в чистом и постоянно убирать в комнатах. Они знают, что чистота души и порядок в сердцах важнее.
Если бы дети устанавливали правила, они разрешали бы выпустить пар через борьбу «на руках», битвы на шахматной доске или, на крайний случай, на подушках, даже «в полный пух»!
Если бы дети воспитывали взрослых, им бы в голову не пришло нас разводить. Никогда - бросать!
Если бы дети были главными, трудно представить, чтобы они нас унижали, оскорбляли, били.
Если бы дети кормили нас, вряд ли бы они убивали животных для этого.
Дети бы точно знали, что они единственная здравая цель взрослых, в них заложен весь смысл.
Все просто, если мы живем хорошо, дети - наш шанс преумножить и сохранить благость. Если мы живем плохо, они единственные, кто может что-либо изменить в ходе роковых событий. Нет детей - нет и человечества.
PS. Почему же именно взрослым доверили учить детей?

Из чего складывается Человечество

Я завидую детям. Они еще не знают всю правду о нас взрослых, о пути человечества. Когда сам стал постарше, когда вся история и накопившаяся боль сложились в целое, понял: человечество всегда воевало и вело какую-то абсурдную античеловеческую жизнь. С тех пор мое существование поделилось на до и после, а вера в счастливое будущее сильно угасла. Потому и прошу всегда взрослых: не отнимайте у детей хотя бы их счастливое детство. Кто знает, как оно потом сложится. Счастливое детство – ценность, которая, как якорь, хранит в человеке чувство счастья. Иначе опереться не на что. Навыки-то появятся, а вот в сердце пустота останется.

Фото предоставлено автором.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Алексей Лаврик

Предприниматель, построивший в Челябинске школу Монтессори.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Миркес

Модель результатов образовательной практики является инструментом управления

Мария Монтессори

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет

Анна Мария Маккерони

Спонтанная и осознанная деятельность

Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »