Человек из «Научилуса»
Анна Любченко
Интервью, взятое в образовательном портале для мам с малышами в слингах, дошкольников и школьников. Мы в новосибирском "Научилусе".
Источник: http://novosibirsk.bezformata.ru
– Анна Васильевна, вопрос первый: кто, какое светило архитектурно-дизайнерской мысли придумал оригинальную планировку с затейливой конфигурацией залов, нестандартные интерьеры? Идеальная инсоляция, простор и уют, при входе положено разуваться, как в мечети, по азиатским традициям. Дети к педагогам обращаются по именам, без отчеств. Почему?
– По европейской традиции, – улыбается Любченко. – Разуваться – не дань «азиатчине», а часть методики: хождение босиком развивает чувствительность, восприимчивость. Недаром у нас всюду ковровые покрытия, полы теплые и, разумеется, чистые.
Архитектором и дизайнером проекта выступила я сама, взяв за основу систему Марии Монтессори, ее принципы создания развивающей среды, детского коворкинга. А дотягивали проект в части инженерных решений, разумеется, профессиональные специалисты.
Школа Монтессори предполагает высокие потолки и обилие света, большие пространства, отсутствие типичной школьной мебели. В начальной школе дети сами выбирают, за каким столом, за конторкой, на полу или за партой, стоя или сидя им удобнее сегодня заниматься. И сами определяют, в каком темпе выполнять задания. Если ребенок устал, он может в любую минуту уединиться, полежать на огромных подушках или поиграть (для отдыха много укромных уголков), а затем вернуться к занятиям. Все задания индивидуальны, составлены таким образом, что предполагают самоконтроль, учителя (а они все имеют квалификацию монтессори-педагогов) помогают только, когда это ребенку необходимо.
– Говорят, вашим ученикам не приходится «все свое носить с собой», они оставляют тетрадки и прочее в персональных кабинках, не загружены домашними заданиями, однако качество знаний приобретают отменное. Благодаря чему?
– Благодаря интересу и самому способу получения знаний: дети сами выбирают, чему именно им хочется обучаться, их никто не заставляет учиться, их увлекательными заданиями побуждают раскрывать свой потенциал. Я убеждена, что человек не может качественно заниматься 5-10-20 предметами одновременно. А когда у ребенка, имеющего склонность, например, к математике, реализуются способности, легко вырабатывается навык к получению знаний, и он остальные дисциплины осваивает уверенно на том уровне, который необходим именно ему для дальнейшего развития.
Добавьте к этому плюсы занятий в разновозрастной группе. В нашем образовательном порту вся ситуация межвозрастная, в начальной школе вместе занимаются дети от 6 до 9 лет, они сотрудничают, взаимодействуют, обмениваются опытом, как взрослые люди в коллективах, в реальной жизни.
«Научилус», если говорить по большому счету, помогает ребенку освоиться в мире, где стремительно меняются правила, готовит к самостоятельному принятию решений, что позволит отвечать на вызовы времени.
– А сколько длятся занятия?
– Школьники учатся с 9.00 до 13.00, по четыре часа в день, а дальше используют время по усмотрению родителей. Большинство ребят остаются до вечера в «продленке» – творят в мастерской, занимаются тхэквондо, английским языком, танцами, играют в шахматы и так далее. Группа от трех до шести лет, которую мы ласково называем «тришестики», занимается в развивающем классе Монтессори по выбору от одного до двух часов в день, но оставить ребенка в «Научилусе» при необходимости можно и до 20.00 вечера – предоставляются услуги няни. Продолжительность занятий для самых маленьких (например, орф-музицированием) начинается с 30 минут. В том особенность образовательного порта – сюда можно прийти хоть на полчаса, хоть на целый день и взять тот объем знаний, который желаем.
– У вас в расписании есть семинары и тренинги, танцевальная школа для взрослых, увлекательно проводят время тоддлеры и школьники. Но все же чему можно обучить младенцев, которым несколько месяцев от роду?
– Дети до года, как правило, не говорят и воспринимаются загадкой для своих родителей. Отчего сытый, здоровый, чистый ребенок капризничает, беспокоится? Почему он бросает игрушку из своей кроватки и ждет, чтобы вы поднимали, ему подавали, и вновь бросает? Почему он постоянно просит, чтобы его взяли на руки? У родителей масса вопросов, и мы разбираемся в причинах и следствиях, ищем ответы вместе. Это полезно не только родителям, но и педагогам, потому что каждый ребенок уникален, имеет свои особенности развития.
– Действительно, почему все малыши бросают игрушки и требуют, чтобы родители их поднимали и подавали? Им как-то не надоедает делать это до бесконечности…
– Малыши воспринимают мать продолжением себя, своими руками и ногами. И мамы не могут избавиться от инстинктивных чувств, подсознательно стремятся как можно дольше не отпускать от себя ребенка. Ребенок, выкидывая игрушку, сердится, что его «рука» – родитель – не слушается, сразу эту игрушку не подхватывает.
Каждый день мы разбираем множество психологических аспектов, связанных с ранним возрастом, и родители, бабушки и дедушки, приведшие детей, завязывают знакомства, общаются, обмениваются мнениями. Холл «Научилуса» недаром организован как подобие двора у дома, коммуникативную функцию выполняет и наша кухня: взрослым нравится готовить здесь что-нибудь вместе с детьми, пить чай или кофе за беседами.
– Для молодых женщин в декретном отпуске возможность сменить обстановку, не замыкаться в домашних стенах – это прямо спасение.
– Да, причем не только в декретном отпуске. Если раньше люди, получив специальность, поступали, к примеру, на завод и работали в одном коллективе до пенсии, то сейчас у большинства нет коллектива. Нестабильность экономики, рынка труда вынуждает постоянно менять компании, а порой и профессию, встраиваться в новые системы. Люди лишились возможности проговаривать свои личные проблемы, тревоги и радости с коллегами, и традиция ходить друг к другу в гости почти исчезла. А потребность в общении никто не отменял. Импровизированный «двор» порта «Научилус» способствует налаживанию межличностных контактов в сообществе со схожими интересами, предполагает открытый диалог родителей между собой и диалог с педагогами. И младенцам, и тоддлерам полезна, нужна социализация в благожелательной, комфортной среде.
– Расскажите, пожалуйста, как, когда у вас самой возникло осознанное стремление учить детей? Может, вам в детстве повезло со школой, встретились какие-нибудь необыкновенно чуткие учителя?
– Как раз в детстве, в юности меня меньше всего привлекала педагогика, хотя училась я в нормальной средней школе. Я не собиралась становиться учителем, поступила после школы в НЭТИ на машиностроительный факультет. Причина, как ни странно, в том, что мои родители – преподаватели, и мне совершенно не хотелось повторять их опыт, их образ жизни с полной, фанатичной погруженностью в работу, подчиненностью своему делу. Мама – заслуженный учитель России – сначала вела математику в школе, затем в строительно-монтажном техникуме. Сейчас ей 82 года, а она продолжает заниматься репетиторством с огромным удовольствием, к ней постоянно обращаются, настойчиво просят. Моя мама обучает на таком высоком уровне, что после ее занятий и школьникам, и студентам легко сдавать экзамены, учиться дальше. Папа был доцентом, заведующим кафедрой, деканом в НИИЖТе. А сейчас там же, в НИИЖТе, переименованном в СГУПС, преподает мой брат, который окончил этот вуз и аспирантуру.

– Стопроцентно учительская династия! Но как случилось, что после НЭТИ вы пошли учительствовать?
– НЭТИ я не окончила. На третьем курсе вышла замуж и уехала вместе с мужем, которого направили служить в Заполярье, в Норильск. Точнее, даже не в сам Норильск, а в военную часть, находившуюся в Алыкеле, далее переведенную в поселок близ плато Путорана. Вспоминаются не морозы, не трудности быта, а друзья, соседи, рыбалка, своеобразная красота Таймыра. И самые счастливые события – рождение первенца, старшего сына Владислава, и нашего младшенького Антона (сейчас он вымахал 2 метра 5 см!). Из Норильска я периодически летала в Новосибирск на сессии, перевелась из НЭТИ в пединститут на заочное отделение. Получила диплом, но поступила работать в школу, когда дети доросли до детсадовского возраста. В Твери работала в детском саду, а в Луганске преподавала математику.
– Вам нравилось работать в школе?
– Вообще, на свете мало людей, которым нравится изо дня в день, из года в год повторять одно и то же, требовать от детей заучивания определенных правил. Школы до сих пор готовят людей из прошлого. Настоящая задача педагогики – помочь ребенку раскрыть себя, выявить индивидуальность, позволить адекватно коммуницировать с миром и развить инициативность, предпринимательское, а не иждивенческое мышление.
Начало моей учительской деятельности как раз совпало с рядом экспериментов в образовании, возникших с началом перестройки. Если помните, Владимир Матвеев, главный редактор «Учительской газеты», выступил с инициативой по созданию творческого Союза учителей СССР, ставшего клубом «Эврика», объединившим многих педагогов-новаторов страны. И в печати, и на ТВ появилась информация о наиболее ярких инициативах – авторской методике опорных конспектов Виктора Шаталова, методике погружений Михаила Щетинина и других. Все это меня живо волновало, поскольку подрастали мои дети. Собственно, и в то время, когда я сама училась в школе, возникали профильные классы, витали в воздухе мысли о возможностях обучать по-другому, думать по-другому...
Если говорить вкратце, я поступила в первый набор свободного университета «Эврика» и в 1994 году получила диплом за номером 6 со специализацией «методист развивающего обучения».
– Учеба в «Эврике» ничем не напоминала институтскую?
– Структура программы «Эврики» предполагала не столько лекции и семинары в аудиториях, сколько работу в проектных группах, общие дискуссии слушателей и преподавателей. У «Эврики» не было и нет здания, но сейчас она разрослась до всероссийской инновационной сети. А раньше мы встречались на сессиях в разных городах и странах, в частности, в Англии, где исторически сложилась особая педагогическая должность тьютора – человека, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования. В Англии нам в том числе показали, как на практике реализуется система Марии Монтессори, но тогда я отнеслась к этому без должного внимания, больше увлекал диалог культур, гуманистические идеи педагогики.
– Если не вдаваться в дебри терминологии, каков был конкретный итог обучения в «Эврике» для вас?
– В 1993 году я создала на базе общеобразовательной новосибирской школы № 85 «отделение» – федеральную экспериментальную площадку, проект, получивший название школа «Умка». Стимулом были мои собственные дети и дети моих друзей.
В 2002 году я закончила психологический факультет Томского университета, получив специальность менеджера, – когда запускаешь инновационную систему, то меняется и менеджмент образовательного процесса. В общем, я получила не одно, не два и не три образования, крайнее из которых – переподготовка педагогов Монтессори. Не последнее. Я убеждена, что любому специалисту сегодня требуется непрерывно обучаться.
– Сколько лет образовательному порту «Научилус»?
– В ноябре исполнится два года.
– Понятно, что это ваша частная инициатива, осуществляемая без какой-либо сторонней (государственной или спонсорской) финансовой поддержки. А у вас огромное помещение, представляю себе, сколько средств уходит на одно только его содержание. По-моему, вы человек отважный, способный на большой риск.
– Помните, у Бернарда Шоу есть выражение: «Постарайтесь получить то, что любите. Иначе придется полюбить то, что получили»? Я подписываюсь под эти девизом. Да, порт занимает 658 квадратных метров, и это дорогие метры в тихом центре, в сотне метров от людного Красного проспекта. Сложновато было их осваивать: делать реконструкцию, перепланировку, оборудовать, оснащать материалами Монтессори. Я до сих пор продолжаю заниматься благоустройством, притом что образовательный порт не закрывался ни на один день даже летом. Минувшим летом я ощутила, что гораздо меньше семей с детьми могли позволить себе путешествия, сколько-нибудь продолжительный отпуск за границей, но наш летний лагерь очень активно посещали.
Риск в том, что, конечно, большой прибыли «Научилус» не приносит, мы постоянно балансируем на грани самоокупаемости. Социальное предпринимательство в нашем городе и нашей стране пока не стало в полном смысле бизнесом. И все-таки я считаю, что образовательные центры нового типа, подобные нашему, имеют перспективу.
– А вы любых детей принимаете в «Научилус»?
– Любых детей, родители которых не склонны к авторитарности. Если ребенка дома муштруют командами «нельзя!», «не трогай!», «не лезь!», «помолчи!», его трудно раскрепостить, трудно высвободить в нем инициативность. И потом у нас весь обучающий процесс протекает в тесном контакте с родителями, необходимо взаимопонимание и понимание ценности системы Монтессори.
Знаете, как прекрасно мы провели в прошлом году 1 сентября? Никаких торжественных линеек. Всех первоклассников родители одного из ребят пригласили к себе на ферму, и дети видели, как доят коров и козу, как варят сыр, они катались с сеногорок, сидели у костра. Расширили знания. В такие моменты я так счастлива, что сама себе завидую…
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (58) 2017
Фото предоставлено автором