«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Волшебный момент русского чаепития

Екатерина Сорокина
Детское чаепитие – о чем это вы? Они еще и чашку-то в руках не держали! – именно это мы часто слышим от мам, впервые появляющихся в наших группах. Однако, как только ребенок начинает достаточно уверенно ходить, он буквально запрограммирован природой на освоение множества новых навыков движений, на алгоритмы действий, что помогает ему хоть немного упорядочить бесконечный хаос впечатлений вдруг ставшего доступным огромного внешнего мира! Помогая ему сосредоточивать внимание на мелочах, помнить порядок действий, мы закладываем основы его самовосприятия и понимания своей ответственности в этом мире.

Что нам потребуется?

  • Контейнер, в котором будет храниться все для чаепития;
  • Салфетка-подкладка на стол;
  • Чашка;
  • Блюдце;
  • Мисочка для угощения.
Если ребенок будет пить чай в компании, что намного интереснее, как вы понимаете, то количество предметов, лежащих в контейнере, увеличивается до количества участников чаепития.

Еще нам нужны:

  • Красивая скатерть на стол (для малышей мы используем клеенку, имитирующую кружевную скатерть, – эстетично и практично);
  • Ваза с салфетками (нарезать, складывать и вставить салфетки в вазу может уже ребенок с 1,5-2 лет);
  • Корзиночка с печением, сухо-фруктами, сушками (наше угощение) и щипцы (мягкие, нетугие) для кондитерских изделий (ими мы будем доставать угощение, а заодно потренируем мелкую моторику);
  • Заварочный чайник (лучше всего подходит чайник с пластиковой крышкой и ручкой – они меньше нагреваются и меньше скользят в руке), объем чайника небольшой, иначе его трудно будет удерживать на весу;
  • Небольшой стеклянный кувшин (объем 0,25-0,3).

Итак, все готово к чаепитию – с чего начнем?

Пригласим малышей пить чай, принесем контейнер с чашками и другой посудой, уже заваренный чайник, холодная вода в кувшине, а также корзиночка с угощением находятся в целях безопасности пока вне зоны видимости и доступа малышей. Ребята с помощью взрослого раскладывают скатерть (с 2 лет они могут справиться и самостоятельно), приносят на стол вазу с салфетками, каждый себе приносит салфетку-подставку, дальше блюдце, чашку, мисочку для угощения и садится на стульчик около своего прибора. На этом этапе мы предлагаем детям четкий алгоритм что и в каком порядке мы делаем – предметы переносятся по одному (переноска предметов требует от ребенка до 3 лет массы внимания и становится отдельным важным упражнением). Кроме того, соблюдение порядка переноски предметов тренирует память, а заодно расширяет словарный запас, тренирует волевые навыки и самоконтроль. Конечно, мы не будем ругать малыша, если он напутал порядок или что-то забыл и отвлекся. Мы направим его вопросом – а из чего ты будешь пить? Что тебе еще нужно, чтобы положить угощение? Это поможет ребенку вспомнить, но быть не пассивным исполнителем, а самому скорректировать свое действие. Мы можем так же положить в контейнер чашки и блюдца разного цвета, тогда он сможет еще попрактиковаться и в подборе пары, стимулируя свое сенсорное развитие.


И вот волшебный момент настал

Мы все сидим за столом в ожидании чаепития. Сначала передаем корзинку с угощением по кругу и щипчиками достаем оттуда приглянувшееся печеньице или финик. Не так просто управиться щипчиками, быстрее схватить рукой, но, если вы покажете ребенку, как держать щипчики и как захватывать и нести угощение до вазы и как отпустить его пос-
ле, вы увидите, как малыш старается повторить за вами. На первых порах, если терпение на исходе и все еще не получается, помогите ему, но не делайте за него, просто направьте еще не совершенную в движениях ручку в нужном направлении.

Важно! Не позволяйте никогда хватать угощение руками и сразу запихивать в рот. Не позволяйте брать слишком много сразу, потом можно взять добавки, малышу важно научиться брать в расчет интересы и других людей, практиковаться в терпении, а также получить опыт того, что все в мире конечно. Иногда ребенок расстраивается, если корзина опустела, но важно, чтобы это произошло, иначе у малыша остается иллюзия того, что каприза достаточно и любые желания удовлетворяются сами собой.

Как мы разливаем чай?

Взрослый стоит справа от малыша. Кувшин стоит слева, чайник – справа перед ребенком. Ручка повернута вправо (для левши – влево). Объясняем малышу, что чайник – горячий, но брать его за ручку – безопасно. Помогаем своей рукой малышу взять правой рукой ручку чайника, левой придерживать крышечку (объясняем, что иначе она может открыться и облить нас горячим чаем), поднимаем чайник и наливаем немного заварки в чашку, ставим чайник на стол. Иногда ребенок отпускает чайник, не донеся до поверхности стола, – акцентируйте его внимание на окончании действия – чайник устойчиво стоит на столе. Теперь настала очередь кувшина. Его так же берем правой рукой за ручку, левой поддерживаем под носиком – наливаем воду в чашку. Дальше взрослый вместе с чайником и кувшином переходит к следующему ребенку. Примерно с 2-2,5 лет после некоторого практикования у ребенка получается наливать чай самостоятельно.

Еще несколько важных моментов

Научите детей говорить «приятного аппетита!» и «спасибо», за пока не говорящих детей вы проговариваете это сами.

Все предметы детской чайной церемонии должны быть максимально эстетичными и абсолютно настоящими. Не жалейте разбитой чашки – зато ваш малыш научится ценить вещи и быть внимательным к своим действиям. Помните, что именно сейчас формируются основы его собственного достоинства и эстетического чувства.

Не позволяйте детям выбегать из-за стола и есть на ходу. Это может быть опасно! Если ребенок отвлекся, мягко напомните, что, если он закончил чаепитие, нужно прибрать за собой.

Уборка со стола производится в обратном порядке алгоритма того, как мы накрывали на стол.
Научите ставить предметы обратно в контейнер очень тихо, чтобы они не гремели, сделайте из этого веселую игру на самое тихое блюдце! Чтобы в контейнере не было груды набросанной как попало посуды – заведите и объясните детям порядок: блюдца ставим стопкой одно на другое, вторую стопку составляем из мисочек, чашки расставляем по одной, чтобы они не падали.

Если малыш оставил недопитым чай – до 2-2,5 лет помогите ему донести чашку.

Никогда не доедайте и не допивайте из посуды ребенка. Если есть такое желание, поставьте себе прибор и присоединитесь к общему чаепитию. Поставьте рядом с контейнером для грязной посуды небольшую мусорницу, куда малыш сможет выбросить использованные салфетки, упавшее или недоеденное угощение.

С детками после 3 лет можно организовать дальнейшее мытье посуды!

Если малыш что-то пролил, научите его вытирать, но не делайте это за него! Обучение происходит только на собственном опыте!

Подведем итог

Что мы сумели освоить в ходе нашего чаепития? Крупную моторику и чувство равновесия (переноска предметов). Мелкую моторику руки (работа с щипчиками). Сенсорное восприятие (подбор по цвету и форме чайного сервиза). Логику (алгоритм, подбор пары). Память. Внимание. Социальные и бытовые навыки. Коммуникативные навыки. Волевые навыки. Развитие речи (мы называли предметы и общались за столом). Представления об окружающем мире. А еще мы просто весело и интересно провели время!

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.
Фото предоставлено автором.
 

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Екатерина Сорокина

Монтессори-педагог, кандидат педагогических наук, нейропсихолог, перинатальный психолог, автор проекта "Интуитивное Материнство", г. Нижний Новгород

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Хайди Нидеркофлер (Heidi Niederkofler)

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Елена Литвяк

Вифлеемская звезда. Сценарий рождественского спектакля 1997 года в Первой московской начальной школе Монтессори УВК 1641

Анна Любченко

Про детские игры в обществоведение на языке методологов

Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »