Волшебный момент русского чаепития
Екатерина СорокинаЧто нам потребуется?
- Контейнер, в котором будет храниться все для чаепития;
- Салфетка-подкладка на стол;
- Чашка;
- Блюдце;
- Мисочка для угощения.
Еще нам нужны:
- Красивая скатерть на стол (для малышей мы используем клеенку, имитирующую кружевную скатерть, – эстетично и практично);
- Ваза с салфетками (нарезать, складывать и вставить салфетки в вазу может уже ребенок с 1,5-2 лет);
- Корзиночка с печением, сухо-фруктами, сушками (наше угощение) и щипцы (мягкие, нетугие) для кондитерских изделий (ими мы будем доставать угощение, а заодно потренируем мелкую моторику);
- Заварочный чайник (лучше всего подходит чайник с пластиковой крышкой и ручкой – они меньше нагреваются и меньше скользят в руке), объем чайника небольшой, иначе его трудно будет удерживать на весу;
- Небольшой стеклянный кувшин (объем 0,25-0,3).
Итак, все готово к чаепитию – с чего начнем?
Пригласим малышей пить чай, принесем контейнер с чашками и другой посудой, уже заваренный чайник, холодная вода в кувшине, а также корзиночка с угощением находятся в целях безопасности пока вне зоны видимости и доступа малышей. Ребята с помощью взрослого раскладывают скатерть (с 2 лет они могут справиться и самостоятельно), приносят на стол вазу с салфетками, каждый себе приносит салфетку-подставку, дальше блюдце, чашку, мисочку для угощения и садится на стульчик около своего прибора. На этом этапе мы предлагаем детям четкий алгоритм что и в каком порядке мы делаем – предметы переносятся по одному (переноска предметов требует от ребенка до 3 лет массы внимания и становится отдельным важным упражнением). Кроме того, соблюдение порядка переноски предметов тренирует память, а заодно расширяет словарный запас, тренирует волевые навыки и самоконтроль. Конечно, мы не будем ругать малыша, если он напутал порядок или что-то забыл и отвлекся. Мы направим его вопросом – а из чего ты будешь пить? Что тебе еще нужно, чтобы положить угощение? Это поможет ребенку вспомнить, но быть не пассивным исполнителем, а самому скорректировать свое действие. Мы можем так же положить в контейнер чашки и блюдца разного цвета, тогда он сможет еще попрактиковаться и в подборе пары, стимулируя свое сенсорное развитие.И вот волшебный момент настал
Мы все сидим за столом в ожидании чаепития. Сначала передаем корзинку с угощением по кругу и щипчиками достаем оттуда приглянувшееся печеньице или финик. Не так просто управиться щипчиками, быстрее схватить рукой, но, если вы покажете ребенку, как держать щипчики и как захватывать и нести угощение до вазы и как отпустить его пос-ле, вы увидите, как малыш старается повторить за вами. На первых порах, если терпение на исходе и все еще не получается, помогите ему, но не делайте за него, просто направьте еще не совершенную в движениях ручку в нужном направлении.
Важно! Не позволяйте никогда хватать угощение руками и сразу запихивать в рот. Не позволяйте брать слишком много сразу, потом можно взять добавки, малышу важно научиться брать в расчет интересы и других людей, практиковаться в терпении, а также получить опыт того, что все в мире конечно. Иногда ребенок расстраивается, если корзина опустела, но важно, чтобы это произошло, иначе у малыша остается иллюзия того, что каприза достаточно и любые желания удовлетворяются сами собой.
Как мы разливаем чай?
Взрослый стоит справа от малыша. Кувшин стоит слева, чайник – справа перед ребенком. Ручка повернута вправо (для левши – влево). Объясняем малышу, что чайник – горячий, но брать его за ручку – безопасно. Помогаем своей рукой малышу взять правой рукой ручку чайника, левой придерживать крышечку (объясняем, что иначе она может открыться и облить нас горячим чаем), поднимаем чайник и наливаем немного заварки в чашку, ставим чайник на стол. Иногда ребенок отпускает чайник, не донеся до поверхности стола, – акцентируйте его внимание на окончании действия – чайник устойчиво стоит на столе. Теперь настала очередь кувшина. Его так же берем правой рукой за ручку, левой поддерживаем под носиком – наливаем воду в чашку. Дальше взрослый вместе с чайником и кувшином переходит к следующему ребенку. Примерно с 2-2,5 лет после некоторого практикования у ребенка получается наливать чай самостоятельно.Еще несколько важных моментов
Научите детей говорить «приятного аппетита!» и «спасибо», за пока не говорящих детей вы проговариваете это сами.Все предметы детской чайной церемонии должны быть максимально эстетичными и абсолютно настоящими. Не жалейте разбитой чашки – зато ваш малыш научится ценить вещи и быть внимательным к своим действиям. Помните, что именно сейчас формируются основы его собственного достоинства и эстетического чувства.
Не позволяйте детям выбегать из-за стола и есть на ходу. Это может быть опасно! Если ребенок отвлекся, мягко напомните, что, если он закончил чаепитие, нужно прибрать за собой.
Уборка со стола производится в обратном порядке алгоритма того, как мы накрывали на стол.
Научите ставить предметы обратно в контейнер очень тихо, чтобы они не гремели, сделайте из этого веселую игру на самое тихое блюдце! Чтобы в контейнере не было груды набросанной как попало посуды – заведите и объясните детям порядок: блюдца ставим стопкой одно на другое, вторую стопку составляем из мисочек, чашки расставляем по одной, чтобы они не падали.
Если малыш оставил недопитым чай – до 2-2,5 лет помогите ему донести чашку.
Никогда не доедайте и не допивайте из посуды ребенка. Если есть такое желание, поставьте себе прибор и присоединитесь к общему чаепитию. Поставьте рядом с контейнером для грязной посуды небольшую мусорницу, куда малыш сможет выбросить использованные салфетки, упавшее или недоеденное угощение.
С детками после 3 лет можно организовать дальнейшее мытье посуды!
Если малыш что-то пролил, научите его вытирать, но не делайте это за него! Обучение происходит только на собственном опыте!
Подведем итог
Что мы сумели освоить в ходе нашего чаепития? Крупную моторику и чувство равновесия (переноска предметов). Мелкую моторику руки (работа с щипчиками). Сенсорное восприятие (подбор по цвету и форме чайного сервиза). Логику (алгоритм, подбор пары). Память. Внимание. Социальные и бытовые навыки. Коммуникативные навыки. Волевые навыки. Развитие речи (мы называли предметы и общались за столом). Представления об окружающем мире. А еще мы просто весело и интересно провели время!Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (37) 2013 г.