О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори
Грация Х. Фрешко
Сколько же мифов до сих пор существует вокруг педагогики Монтессори! Один из них – едва ли не самый распространенный, что монтессори-педагогика годится только для дошкольников. Ну, как же, – говорят, там специальные игрушки, в которые школьники играть уже не захотят. У школьников есть школьная программа, классы, уроки, учебники…
Марио Валле, Грация Хонеггер Фрешко
перевод с итальянского Google. В стиле интервью.
«Здесь мы не делаем то, что хотим, но хотим именно то, что делаем!»
Правда ли, что в школе Монтессори дети могут делать все, что захотят? Но если ребенок любит только рисовать или читать, он лишь это и делает?
Конечно, дети бывают разочарованы, переходя из детского сада в подготовительный первый класс школы, где им приходится делать что-то по обязанности, в строго рассчитанное время. Ведь они все еще малы в свои пять с половиной лет. Хорошо, если в дошкольном возрасте они посещали именно детский сад Монтессори. Теперь им предстоит обрести чувство ответственности в общей работе с другими и способность самостоятельно регулировать свое поведение, научиться сотрудничать и критически мыслить.
В последний год перед школой Монтессори мы стараемся подготовить детей к тому, что их ждет многообразие, но и далеко не всегда возможность выбора. Нет, свобода, принятая в педагогике М. Монтессори, ни в коем случае не является ни в детском саду, ни в школе анархией. Напротив, метод разработан таким образом, что невольно дети привыкают понимать важность дисциплины, так как им предоставляются инструменты для самостоятельного регулирования своего поведения и следования принятым всеми вместе правилами. Как сказал ученик одной школы Монтессори: «Здесь мы не делаем то, что хотим, но хотим именно то, что делаем!»
Воля ребенка направлена на то, чтобы активно учиться. Но сначала тебе предоставляется возможность свободно сделать выбор этой работы среди множества предложений, демонстрируемых в окружающей среде. Ты делаешь это сам, а не по требованию взрослого. Взрослый несет ответственность только за окружающую среду, похожую на красиво накрытый стол для обеда, где каждый ест то, что он предпочитает.
И, конечно, ученик, свободно выбирая предметы самообучения, берет на себя ответственность и за свои занятия. Эта ответственность вполне реальна.
Ребенок, который работает индивидуально, не слишком ли изолирован от остальных детей?
Построение собственной независимости является основным мотивом поведения человека и во взрослой жизни, но это способность не может быть импровизацией. Она должна быть выстроена с самого раннего детства. Сначала вы учитесь самостоятельно заботиться о себе: есть, одеваться и раздеваться, стирать белье, готовить еду, делать опыт, решать задачку и так далее. А в итоге во взрослой жизни вы становитесь независимы, например, от своего более квалифицированного партнера.
В школе Монтессори происходит такое же взаимодействие, как и в детском саду, но, работая с материалами, которые сами выбирают по несколько часов в день, ученики незаметно осваивают всю школьную программу. И поэтому они становятся счастливее и добрее, что как раз и является истинной социализацией. Ученик выбирает работу в одиночку, потому что он заинтересован в этой работе сам и не хочет, чтобы его беспокоили. Таким образом, он достигает максимальной концентрации внимания в учебной работе. Но, конечно, в течение дня есть и моменты, когда ученик присоединяется к другим и дети работают в небольших и больших группах. Бывает и общий круг, предложенный учителем, – возможность делиться историями, петь и многое другое.
Как учитель заботится обо всех детях, если каждый свободно выбирает себе занятие?
Монтессори-учителя специально обучены наблюдению за единственным ребенком и за небольшими группами школьников, которые формируются спонтанно. Учитель не сидит за столом и не дает распоряжений. Когда детей нет, он тщательно подготавливает окружающую среду, придавая значение каждой ее детали, основываясь на том, что он наблюдал в классе. Если оказывается, что в среде что-то не совсем так, учительница готова изменить свой план и подготовить что-то еще. Таким образом, среда класса становится похожа на второго хозяина: тихая, незаметная, но мощная – она негласно приглашает учеников действовать.
Когда учитель работает с одним или несколькими детьми, другие заняты многими другими вещами, выбранными ими самостоятельно и интересными для них. Учительница не теряет из виду всех, но предлагает свою прямую помощь только тем, кто в то время находится недалеко или сам попросил о помощи. Уроки обычно индивидуальные и короткие, то есть они достаточно длительные, чтобы ребенок мог сделать для себя подробные выводы. Большинство изучаемых материалов позволяют ученику самостоятельно проверять, верный ли он получил ответ.
Одним из аспектов, которые бросаются в глаза в классе Монтессори, является тишина. Почему в классе так тихо?
Прежде всего, это одно из правил, которые сопровождают наш способ работы. Однако это не зависит от контроля учителей. Сами дети развивают высокую степень самодисциплины. Очевидно, что спокойствие и тишина являются проявлением концентрации внимания ребенка на исполнении его деятельности.
Разве школа Монтессори не подходит для всех детей?
Кактус не выживает в высоких горах, а ель – в пустыне. Каждому живому существу нужна среда, соответствующая его жизненным потребностям. Ребенок нуждается в доброжелательном выслушивании взрослыми, которые дают ему возможность выбирать между различными видами деятельности, но также и предлагает четкие границы, за которые он не может выйти. Например: «Вы можете взять любой из этих материалов, но только один и только, если другой ребенок его уже не использует».
В первые месяцы посещения школы Монтессори многие дети не могут принять это правило, потому что робки и не уверены в себе или, напротив, потому что беспокойны, привыкли получать «всё и сразу». Но достаточно не навязывать им жесткое послушание, а предлагать интересную работу, быть твердыми в соблюдении правил, дать время понять, что любая уловка и даже малая злоба в этой школе не работают, – и тогда без суеты или ложной похвалы им откроется удовольствие вместе со всеми принимать общие правила и быть любимыми своими одноклассниками и учителями.
В школе Монтессори взрослые не кричат, не наказывают, не отмечают ошибок. Из этого следует, что человек в последующей жизни не будет судить, презирать собеседника, который ошибается. Напротив, он будет спонтанно помогать ему, если это необходимо.
Недисциплинированный, агрессивный и, следовательно, несчастный ученик постепенно улучшает свое поведение и трансформирует свой образ жизни. Это происходит тем легче, чем младше школьник.
Материалы Монтессори были придуманы много лет назад. Сегодня они, наверное, не актуальны и не развиваются...
Планшет в классе еще нельзя назвать цифровой школой. Сам по себе он не делает школу современной, когда она используется для классического лобового урока. Не технология делает школу современной, это идеи и принципы, которые школа в себе воплощает.
В школе Монтессори многие основные материалы связаны с сенсорной сферой ребенка или с психоарифметикой. Они используются детьми с таким же интересом и энтузиазмом, как и в 1907 году. Например, грамматические коробки Монтессори интересны и даже забавны для современных школьников, поскольку они связаны с живым языком ребенка, с удовольствием чтения и экспериментов. Другие материалы, например, относящиеся к космическому образованию или истории, еще более современны по своему содержанию, ведь они создаются авторами на основе из текущих исследований и открытий. Например, презентации о появлении первых людей и Ленты жизни были недавно обновлены Телмо Пиевани.
Важнейшим девизом в педагогике Монтессори является: «Следуйте за ребенком». Если мы будем его помнить, то поймем, что в автодидактических материалах, предлагаемых в школах Монтессори, нет ничего старого, скучного, бесполезного, иначе дети стали бы отвергать их и просто перестали бы использовать. Поэтому мы, мудрые взрослые, всегда будем вынуждены модифицировать их или придумывать и изготавливать другие.
Почему метод Монтессори предполагает разновозрастность детей, работающих вместе?
Это позволяет сформировать рабочие группы учеников. Дети могут работать индивидуально или самостоятельно создавать небольшую группу для реализации своих творческих и персонализированных проектов.
Сравнение в классе происходит не только между сверстниками, но и между старшими детьми и младшими. Первые постоянно сталкиваются с настоящей фазой своего развития и передают свои знания младшим, которые рассматривают их как ожидание своего ближайшего будущего.
Что произойдет, если ребенок будет учиться в школе Монтессори полгода, а потом пойдет в обычную школу? Ему хватит навыков из общепринятой программы?
Если какая-либо тема не будет исследована ребенком в школе Монтессори, то ученик, умеющий концентрироваться, сможет быстро устранить этот пробел.
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на программах и навыках, лучше не будем забывать о том, что потребности ребенка должны быть в центре нашего внимания. Поэтому мы стараемся не делать переводы в другую школу в середине года. Понимаем, что они слишком болезненны для внезапного нарушения уз дружбы и сотрудничества детей в классе. Вступление в неизвестную ему новую группу учеников будет тяжело для любого ребенка, а не только для тех, кто учился в школе Монтессори.
Наши дети нуждаются в обладании конкурентоспособностью, чтобы не разочароваться в непростом мире, ожидающем их после школы…
Давайте по-другому. То, что нужно детям, – это правда. И в школах Монтессори они учатся не бояться правды. Здесь они испытали вкус независимости и безопасности в том, что делают, преодолевая потребность в конкуренции и избегая предсказуемых потерь. Удовлетворенные своей личной работой, они знают, чего хотят, обращаются к другим с доброжелательным вниманием и уважением. Иногда даже мы, взрослые, не готовы к такой деликатности, как они. Дети, которые окончили школу Монтессори, всегда отказываются от агрессивного поведения, они здоровы как в эмоциональном плане, так и в интеллектуальном, умеют вступать в мирные отношения с другими людьми и стремятся улучшить нашу жизнь.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (65) 2018