«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 1

Мария Монтессори
«Необходимость обновления школы является сегодня не только образовательной, но и человеческой, социальной необходимостью. Нынешние школы явно не соответствуют потребностям современных молодых людей – они все еще приспособлены к условиям, созданным в уже уходящей эпохе. Общество, чьи трудности и антагонизмы достигли кульминации, должно столкнуться с кризисом, угрожающим миру и даже самой цивилизации. Хотя прогресс, достигнутый наукой и ее практическим применением, тесно связан с этим кризисом, все же он не его причина». 
М. Монтессори. Из доклада в Лондоне, 1935 год


Отрывок из книги «Космическое воспитание» в изложении Паула Освальда и Гюнтера Шульц-Бенеша Изд. «Herder» (Германия), 1988
Интернет-перевод с немецкого языка на русский в редакции Е. Хилтунен

От ребенка, живущего в специально подготовленной среде,        ко взрослому, который имеет дело с социумом    

Дело в диспропорции между внутренним развитием человека и преобразованиями во внешнем мире. В то время как материальные изменения чрезвычайно быстро поменяли социальную ситуацию, развитие школы осталось неподвижным на уровне, который сегодня не отвечает даже потребностям прошлого и находится в абсолютном противоречии с человеческим прогрессом. 

Если преобразование школы не может решить все без исключения проблемы нашей жизни, оно должно стать хотя бы необходимой стадией, обеспечивающей обществу практические решения этих проблем. Сегодня образование должно способствовать развитию конкретных людей и защищать его. Улучшая школу, образование улучшит и общество, поскольку ученичество – это период, в течение которого человек становится человеком, то есть членом общества. Если отрочество, с физической точки зрения, является переходом от состояния детства к состоянию взрослого человека, то с психологической – это переход от менталитета ребенка, живущего в среде, к менталитету взрослого, который должен жить в обществе.
В наших школах от 7 до 12 лет подростки в условиях свободы достигают общего уровня образования на 3 года раньше, чем в других школах. Кроме того, образование за пределами школьного здания дает им возможность установить социальные отношения с другими людьми. Природа дает нам понять, что в этом возрасте человек выходит на новый этап жизни. И если для ребенка до года природа была его главным учителем, то в 12 лет ему необходимы условия для приобретения умения жить в обществе и, следовательно, он нуждается в большем понимании и большей любви окружающих его взрослых людей. 

Уважение к труду 

Давайте будем для этого развивать уважение подростков к реальной работе человека. Мы настоятельно призываем своих учеников к практическому труду! Пусть подросток участвует в какой-то практической социально значимой работе. Мы поможем ему интеллектуально, и с помощью экспериментов он поймет значение созидательного труда человека в жизни общества, разовьет в себе понимание людей и солидарность с ними, которых так не хватает нам сегодня!

Если такая мораль принесет будущим поколениям чувство привязанности – не только к Отечеству, но и ко всему человечеству – тогда в наших детях будет заложена основа любви и мира. Если эти две новые потребности молодого человека будут защищены в течение всего подросткового периода жизни, они позволят ему увидеть роль, миссию, которую он сам будет исполнять в жизни общества. В то же время такие потребности подростка порождают и проблемы равной важности, относящиеся к образованию.

Социальная экономика нашей эпохи несет в себе неопределенность будущей адаптации и может иметь самые сильные последствия. 

Материальный мир находится в постоянных изменениях. Мы потеряли «безопасность» прежних времен, когда профессия молодого человека, унаследованная от отца к сыну, сулила ему безмятежность, уверенность в хорошей работе и вознаграждении. Семья больше не может этого гарантировать. Даже государство не всегда обеспечивает работу своих граждан после окончания ими колледжей. Мы столкнулись с новыми трудностями, вызванными неопределенностью современных условий.

Мир находится в состоянии частичной стабилизации и частичной реконструкции. Сдвиг между прогрессом и регрессом создает неопределенность. Вы можете сравнить мир с куском земли, который вот-вот пройдет испытание на вспашку. В этих социальных условиях мы должны помнить, что единственным верным руководством в области образования является поощрение личности. Поэтому необходимо подготовить подростков ко всем непредвиденным случайностям, а не только с точки зрения условий, которые сами по себе могут быть предусмотрены логикой. Вместо строгой специализации надо развивать в них гибкую и живую адаптацию.


В этой борьбе, к которой пришла наша социальная жизнь, человеку требуется, помимо мужества, сильный характер и быстрый ум. В то же время ему необходимо укрепить свои принципы посредством моральных упражнений и иметь практические навыки, чтобы применить их в столкновении с трудностями жизни. Способность к адаптации людям важна именно сегодня, поскольку прогресс неуклонно открывает новые профессии и непрестанно устраивает революции в профессиях традиционных.

Конечно, не может быть и речи об исключении подготовки к интеллектуальным профессиям в вузах, а тем более, о сокращении содержания образования. Напротив! Университетское образование должно быть широким и полным, не только для тех, кто предпочитает заниматься интеллектуальной деятельностью. Скорее для всех, кто живет в эпоху прикладной науки, сформировавшейся в результате прогресса.

Каждому фермеру сегодня необходимо образование. Он должен понимать непростые условия нашего времени. В противном случае он станет ни чем иным, как просто парой рук. Про слабых интеллектуалов так же говорят, что у них нет головы. Разум ученого оставался бы бесплодным, не осознавая величие практических реалий, которые его окружают. Люди, у которых есть руки, но нет головы, и люди, у которых есть голова, но нет рук, в современном обществе неуместны.

Защищать и развивать энергию человека, от которой зависит будущее 

Проблема реформирования системы образования не должна быть решена путем ущемления содержания и подготовки молодежи к интеллектуальным занятиям. Но важно, чтобы обучение в университете не взвешивало людей в ложном смысле на теоретиков и практиков и в то же время позволяло им противостоять непредвиденным реалиям жизни.

Заметим, долгое время для обеспечения физических упражнений молодых людей, постоянно сидящих в учебных аудиториях, были рекомендованы занятия спортом на открытом воздухе. Сегодня же существует потребность в более динамичном интерактивном образовании и более четкое понимание социальной реальности.

Школа, существующая сегодня, не имеет другой цели, кроме как подготовить своих учеников к будущей карьере, будто бы социальные условия, в которых мы живем, по-прежнему мирные и стабильные. Но школа не заботится о самих своих учениках и не беспокоится об их физическом развитии, так необходимом всегда и особенно в период ученичества. Таким образом, она не только не соответствует современным социальным условиям, но и полностью бессильна перед решением ее главной задачи – защищать и развивать энергию человека, от которой зависит будущее.

Молодые люди вынуждены работать по обязанности, по необходимости, а не из-за своего интереса. Им не предлагают конкретную цель, которая мгновенно принесла бы удовлетворение и заинтересованность в постоянных усилиях. Они направляемы внешней и часто нелогичной силой, и в результате большая часть их индивидуальной энергии растрачивается попусту. До достижения зрелости подростки и молодые люди рассматриваются как младшие школьники. В возрасте 14 и 16 лет их по-прежнему оценивают отметками, по которым инспектора взвешивают работу учителей. То есть их работа измеряется как неодушевленная материя, а не оценивается как продукт жизни. А ведь именно от таких оценок зависит будущее молодых людей. В таких условиях учение представляет собой удручающее бремя, тяжело влияющее на молодежь, тогда как оно должно быть привилегией: посвящением в науку, гордостью нашей цивилизации. Молодые люди – люди будущего – живут в соответствии с этой узкой и искусственной моделью. Какая же это жалкая жизнь, какое бесконечное наказание, какой недостойный отказ от самых дорогих и добрых надежд!

Столь же критичным становится подростковый период и в психологическом аспекте. Это возраст сомнений и колебаний, сильных эмоций и частых разочарований, ведущих к снижению интеллектуальных способностей. Трудность концентрации внимания на учебе вряд ли зависит от недостатка доброй воли, а скорее именно от психологических особенностей этого возраста. Сила присвоения и память переключают интерес молодых людей на материальные вещи и, по-видимому, меняют их характер.

Подростки как "социальные новорожденные" 

Теперь давайте рассмотрим, что происходит с молодым человеком в подростковой и старшей школе. Каждый час меняются учителя и учебные предметы; они меняются без какой-либо значимой связи. Невозможно полноценно изменить свой интерес и свою деятельность ровно через час! Но приходит следующий учитель и начинается следующий урок. Так час за часом, день за днем проходит весь этот трудный период жизни подростка. 

Период созревания характеризуется ожиданием, предпочтением творческой работы и укреплением уверенности в себе. Подросток внезапно становится слишком чувствительным к унижениям, которые он ранее переживал с терпеливым безразличием. Возникающие у него мятежные реакции горечи иногда порождают морально-аномальные черты характера, тогда как именно в это время, в этот сенситивный период, должно развиваться чувство справедливости и личного достоинства, то есть самые благородные черты, которые делают человека социальным существом. Конверсия значительна. Эту эпоху жизни человека называют «возрождением». Он как бы рождается заново. И это, действительно, рождение другой жизни. Человек становится социальным новорожденным.

Взрослого, зрелого человека еще нет, но он уже родился. Он по-прежнему полон недостатков и новых потребностей. Врачи говорят, в этом возрасте смертность можно сравнить только со смертностью у младенцев. Но параллельно происходит сильное внутреннее духовное развитие человека.

Что это? Секрет. Подобно тому, как новорожденный является духовной тайной, так и подросток – социальный новорожденный – тайна. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с тайной творения, мы должны рассматривать ее как нечто божественное. Оно не зависит от воли человека. Таким образом, этот важный период развития человека требует нашей ответственности. В чем она? Мы не знаем. И надо спешить, чтобы узнать. Подросток сам должен раскрыть нам, что происходит в нем в этот период роста, что именно является творением социального человека. Следовательно, необходимо создать условия, которые необходимы ему для таких откровений.

Человек внутренний и человек социальный 

До сих пор подросток оставался в этот период жить в своей семье и в школе. Мы заметили, что он не хочет добровольно работать, быстро устает и что за это время в его характере появилось множество недостатков. Для нас все это должно означать, что поскольку происходит такая радикальная трансформация его личности, то должно произойти и радикальное изменение условий его образования.

Существует два типа трудностей:
1. Трудности, которые придает нынешняя структура общества.
2. Трудности, связанные с жизненными потребностями подростка.

Не должно быть так, чтобы жизнь какого-то человека оставалась неизвестной, чтобы сирота чувствовал себя потерянным, чтобы эмигрант отчаянно искал свое место под солнцем, потому что остается невозможным применение его способностей. Успех зависит от уверенности в себе, от знания своих способностей, от их максимального использования. Сознание собственной пользы и ощущение, что ты можешь разными способами помочь человечеству, наполняет его благородной уверенностью в себе и почти религиозным достоинством. Но чувство независимости должно порождаться собственной самодостаточностью, а не смутной свободой, которая исходит от милостивой и щедрой помощи взрослых. 

Два убеждения могут поднять человека в жизни: вера в Бога и вера в себя. И эти две религии одновременны. Первая касается внутренней жизни человека, вторая – человека социального.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (60) 2017
Фото:  http://hershey-montessori.org

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Наталья Андрущенко

Занятия с монтессори-терапевтом: кто и когда обладает на них свободой выбора?

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Анат Баниэль

Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс

Сергей Курганов

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори

Надежда Смирнова

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »