«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 1

Оксана Иванова
Если бы мы сегодня спросили педагогов и родителей: что они считают наиболее ценным в педагогической системе М. Монтессори, думаем, получили  бы совершенно разные ответы, поскольку понимание этой системы предполагает разные уровни, разные смыслы. Для кого-то это стройная система дидактических материалов, помогающих ребенку познать закономерности мира, другой обратил бы внимание на особый гуманистический характер отношений между ребенком и учителем (принятие, уважение, поддержка), третий обязательно  указал бы на развитие самостоятельности и инициативы у малыша, посещающего монтессори-класс.

М. Монтессори: на пути к собственной личности

М. Монтессори писала, что  именно благодаря концентрации на работе с дидактическим материалом ребёнок создаёт свою личность. Интересно, что подобные идеи, только применительно к жизни взрослых,  мы обнаруживаем в работах выдающегося русского ученого и философа Алексея Алексеевича Ухтомского и известного современного психолога  Михайя Чиксентмихайи. Эти мыслители жили в разные исторические эпохи и не читали работ друг друга.  Тем не менее, они говорили об одном и том же феномене, хотя обозначали его разными терминами: «нормализация» – М. Монтессори, «доминанта» – А. Ухтомский, «поток» – М. Чиксентмихайи. Итак, обо всем по порядку.

Согласно теории   М. Монтессори, «ребенок наделен неизведанными силами, которые могут привести нас к светлому будущему» (Монтессори 2009; стр. 16). Однако это может произойти только в том случае, если мы будем понимать образование как «помощь в раскрытии врожденных духовных способностей ребенка» (Монтессори 2009; стр. 16).
Понятно, что подобная теория в практике  предполагает отказ от традиционных методов обучения и поиск новых.  Действительно, «образование – это не то, что исходит от учителя, а естественный процесс, который спонтанно развивается в человеке. Его получают, не выслушивая слова, а благодаря опыту  взаимодействия ребенка с окружающей средой. Задача учителя  –  не читать лекции, а подготовить и организовать некую последовательность стимулов для культурной активности ребенка в особой среде, специально для него для созданной» (Монтессори 2009; стр. 20). На протяжении сорока лет Монтессори вела свои исследования и пришла к выводу, что не слушание материала, не пассивное восприятие, а лишь «личная активность – это тот единственный фактор, который стимулирует и порождает развитие» (Монтессори 2009; стр. 20).

Как истинный ученый, Монтессори обратилась к изучению механизмов развития ребенка. Она была убеждена, что  без учета закономерностей возникновения личности, без знания физиологических и психологических особенностей ребенка невозможно создать образовательную систему, результатом которой станет развитие человеческой души.
Изучение многочисленных исследований и работ в области антропологии, генетики, физиологии человека и животных, эмбриологии, анализ и сопоставление развития детенышей животных и младенцев, позволило ей сделать вывод, который является постулатом ее системы: ребенок создает человека.  «Младенец имеет гораздо большую  психическую энергию, чем обычно это принято считать. С точки зрения психологии, при рождении он ничто. И не только в своем разуме, ибо при рождении он не способен к координированному движению. Своими почти бесполезными конечностями, он ничего не может делать. Также он не может и говорить, даже если  видит то, что происходит вокруг. И все же с течением времени ребенок начинает ходить и разговаривает, и идет от одного достижения к другому, пока не сформируется человек во всем величии его телесных и умственных даров. И таким образом, открывается дверь истине: ребенок - не инертное существо, который обязан всем нам тем, что он может делать, как если бы он был пустым сосудом, который мы должны наполнить.  Нет, именно ребенок создает в себе человека, и нет такого человека, который не был бы создан тем  ребенком, которым он когда-то был» (Монтессори 2009; стр. 28).

«Так, с учетом той особой роли, которую выполняет ребенок, мы можем приступить к изучению развития ребенка как «главного механизма» жизни человечества. Это очень интересно. Этот малыш, далеко не завершенный даже в физическом плане, должен развивать себя до тех пор, пока не станет тем сложным существом, каким является человек» (Монтессори 2009; стр. 86).


Развитие ребенка, с точки зрения Монтессори, состоит из многих этапов, следующих в определенном порядке.  Давайте более подробно рассмотрим  период от 3 до 6 лет.
До трех лет ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона».  Монтессори отмечает, что «новорожденный ребенок должен проделать некую созидательную работу по формированию своей психики, аналогичную той работе, которую проделал эмбрион при формировании физического тела» (Монтессори 2009; стр. 74).

Этот период имеет много общего с его внутриутробной жизнью, поскольку «разные способности развиваются самостоятельно и независимо друг от друга… И нет ничего удивительного в том, что мы не можем вспомнить происходящее, потому что в этот период в личности отсутствует целостность, которая может появиться только по завершении формирования всех частей» (Монтессори 2009; стр. 184). Однако в трехлетнем возрасте ребенок, кажется,  начинает жить заново, на смену психоэмбриональному периоду (бессознательному) приходит период (сознательный) «конструктивного совершенствования» посредством деятельности. Монтессори, характеризуя данный этап, использует удивительную метафору: «как будто ребенок, впитавший мир бессознательным разумом, теперь «берет его в свои руки» (Монтессори 2009; стр. 186).

«В возрасте от 3 до 6 лет ребенок, способный намеренно и сознательно разбираться в окружающей среде, начинает период настоящего творчества» (Монтессори 2009; стр. 185).  Все силы и функции, которые он в себе создал, теперь он должен развить, то есть, по сути, построить свою личность. Творчество, о котором говорит Монтессори, подразумевает, в первую очередь,  творение своего «Я».

Каким же образом происходит это строительство? От чего зависит, каким будет это «Я»?
Малыша в возрасте от 3 до 6 лет М. Монтессори называла «строителем самого себя». Строительство это происходит только в том случае, если ребенку предоставлен активный опыт взаимодействия с окружающей средой. В ходе свободных упражнений с предметами из окружающей среды малыш питает свой разум. «Человек – разумное существо, и ему нужна пища для ума даже больше, чем физическая. В отличие от животных он должен строить свое поведение.  Если направить ребенка по пути, где он может организовать свое поведение и построить свою психическую жизнь, все будет хорошо» (Монтессори 2009; стр. 221).

Монтессори обнаружила феномен, неизменно повторяющийся во всех ее школах, с детьми, принадлежащими к разным социальным классам, расам и цивилизациям. Суть феномена заключается в переходе от ненормализованного состояния ребенка (капризы, неупорядоченность, застенчивость, необщительность, бездеятельность) к состоянию нормы (общительность, работа, дисциплина). Это психологическое событие Монтессори назвала «нормализацией».  «Эта перемена, которая создает типологическое единообразие, происходит не постепенно, а совершенно неожиданно. В любом ребенке она неизбежно следует за периодом глубокой сосредоточенности на каком-то занятии. Это не значит, что воспитательница должна побуждать ленивого ребенка что-то делать. Ей достаточно просто предоставить ему доступ к различным средствам, предназначенным для целенаправленного действия, которые ждут, когда он  начнёт ими пользоваться в подготовленной для него обстановке. Как только ребёнок находит себе работу, его недостатки исчезают. Детей уговаривать бесполезно. Что-то внутри них, похоже хочет вырваться наружу и найти применение во внешней активности»  (Монтессори 2009; стр. 223).

Таким образом, мы видим, что выбранный самим ребёнком материал или вид деятельности привлекает всю энергию ребёнка, которая концентрируется на непрерывной, повторяющейся работе. Малыш инвестирует свою психическую энергию в дело (работу с материалом) и возникающая при этом концентрация сознания упорядочивает и выстраивает его разум. Именно благодаря концентрации на активном опыте в реальном мире ребёнок объединяет сознание и тело, выстраивая свою целостность, формируя личность. «Появляется уникальный тип ребёнка – «новый ребёнок», но в действительности это и есть истинная «личность» ребёнка, которой дали возможность нормально себя выстроить» (Монтессори 2009; стр. 224). Если же в опыте ребёнка нет достаточного количества таких глубоких моментов сосредоточенности, то возникают всевозможные девиации. «Рука двигается бесцельно,  ум блуждает далеко от реальности, язык болтается сам по себе, движения тела неуклюжи. Эти разрозненные усилия, которые, не находя воплощения, приводят к появлению бесконечного числа комбинаций ущербного и девиантного роста, который становится источником противоречий и отчаяния» (Монтессори 2009; стр. 224).

Монтессори утверждает, что через сосредоточение на определённой работе ребёнок приходит к своей личности, именно концентрация ведёт его к излечению от дефектов. Однако следует заметить, что необходимо, чтобы задание вызывало такой интерес, чтобы ребенок был полностью им поглощен. Если же дети равнодушно переходят от одной вещи к другой, то, даже если они правильно ими пользуются, это все равно недостаточно для исправления разбросанности и неупорядоченности в действиях и поступках детей. «Интересная, свободно выбранная работа, преимущество которой заключается в том, что она вызывает концентрацию, а не усталость, умножает энергию и умственные способности ребенка и ведет его к умению владеть собой» (Монтессори 2009; стр. 228). Именно увлеченная и сосредоточенная работа ребенка приводит его в состояние безмятежности, радости, обеспечивает внутреннюю дисциплину, способствует укреплению чувства взаимопомощи, упорядочивает опыт и развивает разум.

Мы видим, что с точки зрения М. Монтессори вовсе не количественный аспект в окружении  (количество времени на объяснения урока учителем, большой объем знаний, предъявляемых малышу,  количество педагогов, количество дидактических и развивающих материалов, игрушек,  количество заданий, которые  ребенок выполняет в среде и т.д.) является решающим для построения ребенком своей личности.  Решающее значение в этом вопросе имеет качественный аспект (качество работы с материалом, поглощенность и увлеченность, концентрация внимания). А это значит, что мы, и педагоги, и родители,  должны способствовать  и организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы он приучал себя вкладывать – тратить свою энергию на разумную и интересную работу, которую он самостоятельно выбрал, и при этом  испытывает радость и удовлетворение.


М. Чиксентмихаи: на пути к счастью

В основе книги М. Чиксентмихайи «В поисках потока» лежит многолетняя работа автора, исследования, которые он провел в Чикагском университете: «В последние тридцать лет моя работа заключалась в разработке системной феноменологии, которая применяла бы инструменты социальных наук – прежде всего, психологии и социологии – для того, чтобы ответить на вопрос: «Как человек может создать прекрасную жизнь людей?» (Чиксентмихайи; стр. 5). В результате был создан глубокий и значительный труд, в котором автор предлагает своим читателям способы, как сделать свою жизнь внутренне богатой и насыщенной.
Изучая повседневную жизнь людей, Чиксентмихайи ставит цель найти ответ на волнующий многих вопрос: «Что значит жить хорошо?»  Он пытается определить способы жизни, которые можно описать следующим образом: «жить полной жизнью, не теряя времени и своих возможностей, выражая свою уникальность и принимая самое глубокое участие в сложной жизни мироздания» (Чиксентмихайи; стр. 3).

Рассуждая,  автор подчеркивает, что «настоящее качество жизни – что мы делаем и при этом чувствуем – определяется нашими мыслями и чувствами; нашей оценкой химических, биологических и социальных процессов» (Чиксентмихайи; стр. 5). Несмотря на то, что человечество делится на разные социальные группы, основные параметры жизни являются неизменными и все люди вынуждены отдыхать, есть, общаться и выполнять какую-то  работу. Психолога интересует, какие чувства испытывают люди,  участвуя в производственной и хозяйственной деятельности и отдыхая, какие состояния приносят им подлинное счастье, какие моменты они считают лучшими в своей жизни.  «На эти три вида деятельности – производственную, хозяйственную и досуг – уходит наша психическая энергия. Благодаря им, мы получаем информацию, которая проходит через наше сознание день изо дня, с момента рождения до смерти. Таким образом, по существу, наша жизнь состоит из того, что мы делаем на работе, из того, что мы делаем для поддержания нашего имущества, и из всего, что мы делаем в свободное время. В этих параметрах разворачивается наша жизнь, и наш выбор того, что мы делаем и как мы это делаем, определит, останется ли после нас бесформенное нечто или нечто, напоминающее произведение искусства» (Чиксентмихайи; стр. 11).

В качестве метода исследования был использован метод выборочного изучения опыта (ESM): «В нашей лаборатории в Чикаго в течение нескольких лет мы собрали более 70 тысяц страниц от 2300 респондентов; исследователи из других университетов мира утроили эти показатели» (Чиксентмихайи; стр. 13).

Описывая лучшие моменты своей жизни во время интервьюирования, Чиктсентмихайи заметил, что люди часто используют метафору потока, течения, чтобы описать ощущение легкости, с которой они выполняли какое-то дело. Поэтому психолог назвал эти исключительные моменты «состоянием потока». Из опросов респондентов было видно, что в течение обычного дня  мы чувствуем беспокойство и скуку. И только состояние потока являются вспышками интенсивной жизни на фоне скучного существования.

Выяснилось, что чаще всего люди испытывают поток, когда занимаются своим любимым делом – заняты сложной хирургической операцией или деловой сделкой, работают в саду, слушают музыку, съезжают на лыжах по склону горы, пишут картины и т. д.  «Спортсмены описывают эти моменты как «второе дыхание, религиозные мистика как «экстаз», а художники и музыканты как моменты эстетического восторга.  Спортсмены, мистики и художники занимаются разными вещами, когда переживают поток, однако описание их переживаний удивительно схоже» (Чиксентмихайи; стр. 23).
 
Поток переживают не только представители творческих профессий. Подобные переживания описывали Чиктсентмихайи и матери, играющие со своими детьми, и садовники, разбивающие альпийские горки в саду, и рабочие, выясняющие причину поломки техники, и ученые, решающие волнующую их проблему.

В конечном счёте, Чиксентмихайи приходит к выводу, что «качество нашей повседневной жизни зависит не от того, что мы делаем, а от того, как мы это делаем»  (Чиксентмихайи; стр. 36).
 
Как же можно охарактеризовать  «состояние потока»? При каких условиях оно возникает?
• Как правило, поток приходит, когда перед человеком стоят ясные цели, требующие определённой реакции.

Когда  у нас есть намерение или цель, мы направляем психическую энергию не на то, «чтобы чувствовать и смаковать жалость к себе», а на осуществление мысли или дела, которое мы выбрали. С помощью четких целей мы «концентрируем психическую энергию, устанавливаем приоритеты и таким образом упорядочиваем свое сознание. Без них наши мысли  становятся хаотичными, а настроение быстро ухудшается» (Чиксентмихайи; стр. 18).  «Наши намерения фокусируют психическую энергию на короткое время, тогда как цели обычно бывают более долгосрочными. И, в конце концов, именно цели, которые мы преследуем, формируют нашу жизнь и определяют, кем мы станем в жизни. Что отличает мать Терезу от певицы Мадонны? Их отличают те цели, которым они посвящали свое внимание в течение жизни. Без ясных и определенных целей очень трудно сформировать определенную личность. Только с помощью упорядоченных нашими целями инвестиций психической энергии мы можем упорядочить наш опыт. Это порядок, выражающий себя в предсказуемых действиях, эмоциях и выборе, со временем формирует более или менее уникальную личность» (Чиксентмихайи; стр. 18).  
Автор делает вывод: «Научится управлять своими целями – это важный шаг на пути улучшения качества своей повседневной жизни» (Чиксентмихайи; стр. 19).

• В состоянии потока сознание  человека характеризуется глубокой концентрацией внимания.  
Известно, что если мы не концентрируем внимание, наше сознание находится в состоянии хаоса: случайные мысли, картинки беспорядочно сменяют друг друга. В потоке же сознание заполнено различными переживаниями, и эти переживания находятся в гармонии друг с другом. Вы, занимаясь любимым делом, полностью погружаетесь в переживание этого опыта.
• Поток обычно посещает нас, когда человеку требуется все его мастерство, чтобы справиться с поставленной задачей.

Оптимальное состояние обычно достигается путём баланса между способностями человека действовать (его мастерством)  и поставленной задачей.  «Если задача слишком сложна, человек разочаровывается, начинает беспокоиться и постепенно в нем зарождается тревога. Если задача слишком проста, человек расслабляется, а затем ему становится скучно. Если задача несложная, а способности человека невелики, то человек чувствует апатию. Но когда совпадают сложность задачи и высокое мастерство, происходит глубокое погружение, которое часто рождает состояние потока в повседневной жизни» (Чиксентмихайи; стр. 24).  Давайте вспомним, что одним из условий наступления нормализации для ребенка является работа с материалом из «зоны ближайшего развития». Нормализация не наступит, если ребенок выбирает и работает с материалом либо слишком сложным, либо слишком легким для него. И только сочетание достаточной сложности материала и готовности ребенка, его возможностей обеспечат успех.

Чиксентмихайи так формулирует описание «потока»: «Когда цели ясны, результат очевиден, а задачи и мастерство находятся в балансе друг с другом, человек концентрирует своё внимание и полностью погружается в своё дело. Поскольку поставленная задача требует всей психической энергии, внимание человека в состоянии потока полностью сконцентрировано. В сознании человека не остаётся места для отвлекающих мыслей и посторонних чувств.

Самосознание человека исчезает по мере того, как он чувствует себя сильнее, чем обычно. Изменяется ощущение времени: кажется, что часы летят как минуты. Когда все существо человека сконцентрировано на полной работе тела и сознания, то что бы человек ни делал, это становится ценным само по себе; существование оправдывает само себя. Гармоническое соединение физической  и психической энергии приводит к тому, что жизнь наконец-то становится жизнью» (Чиксентмихайи; стр. 25).

На наш взгляд, подобное описание полностью перекликается с описанием работы нормализованных детей в трудах М. Монтессори.  И подобно тому, как после глубокой сосредоточенной работы в монтессори-классе дети испытывают радость, вдохновение и удовлетворённость, так и полная отдача потоку взрослых людей делает жизнь замечательной. По сути, речь идёт об одном и том же феномене.

Проводя параллели между исследованиями М. Монтессори и М. Чиксентмихайи, мы обнаруживаем, что закон концентрации психической энергии человека одинаково важен как для маленького ребёнка  –  на пути создания своей личности, так и для взрослого человека – на пути к счастью и ощущению удовлетворённости своей жизнью.

Однако, если взрослый сознательно с помощью воли и разума может направлять и контролировать свою психическую энергию, то для маленького ребёнка роль таких «направителей» играют дидактические материалы в специально подготовленной среде.
Получается, что, по Монтессори и Чиксентмихайи, только отдавая, вкладывая, тратя себя, используя все свои возможности и реализуя потенциал, концентрируя и контролируя энергию по своей воле, ставя перед собой сложные задачи, можно наслаждаться жизнью здесь и сейчас и испытывать подлинное счастье.


Вот как описывает состояние потока писатель Жак, один из героев романа Б.Вербера «Империя ангелов»: «Чем больше я пишу, тем больше испытываю странных ощущений. Когда я пишу, то дрожу от эмоций и по телу бежит дрожь, как во время физической любви. В течение нескольких минут я «где-то». Я забываю, кто я. 
Сцены пишутся сами, как будто персонажи освободились от моей опеки. Я наблюдаю за их жизнью в романе, как за рыбками в аквариуме. Это приятно и в то же время пугающе.
Я чувствую, что играю со взрывчаткой, способов общения с которой не знаю.
Когда я пишу, забываю, кто я, забываю, что пишу, я забываю все. Я нахожусь со своими персонажами, я живу вместе с ними. Это как сон наяву. Эротический сон наяву, потому что все мое тело испытывает радость. Чувство экстаза. Транса» (Вербер 2008; стр.232).


Удивительное определение счастью, связанное также с работой и «отдаванием» себя, даёт Б.М. Бим-Бад: «счастье – это свободный выбор любимой, бесконечно расширяющейся деятельности души. Не просто работа, а дело, которое востребует всего меня, и в котором я могу забыть себя, свои страдания. Естественно, таким может быть только доброе дело. Его ещё называют призванием. Без удовлетворения этой глубинной страсти к душевному творчеству не возможен человек созидающий» (Мариничева 2010; стр. 28). 



Некоторые выводы, которые могут быть полезны и взрослым, и детям

  • Важным итогом наших рассуждений является необходимость со стороны взрослых сохранять, оберегать в повседневной жизни  у маленьких детей состояния сосредоточенности, а более старших  обучать  способности контролировать своё внимание, направлять  свою психическую энергию, обучать школьников ставить и формулировать ясные цели, ведь «если мы не будем управлять своей жизнью сами, ей будут управлять другие внешние силы, и кто-то будет использовать её в своих целях» (Чиксентмихайи; стр.3).Кроме того, если мы обладаем способностью время от времени упорядочивать различные задачи, которые роятся в нашем сознании, это может в значительной степени помочь избежать стресса.
  • Оказывается, чтобы погрузится в состояние потока, необходимо, по крайней мере, полчаса врабатывания, пока деятельность не начнёт приносить удовольствие. Монтессори утверждала также, что во время свободной деятельности в Монтессори-классе ребёнку необходимо какое-то количество времени для вхождения, а подлинная работа начинается после часа знакомой и лёгкой работы (Монтессори 2006; стр. 66). Другими словами, в каждом виде деятельности, который вызывает в нас потоковое  состояние, требуется начальное приложение внимания, пока нам не начнёт нравиться то, что мы делаем. Чиксентмихайи подчеркивает: «Человеку необходимо обладать «энергией активации» для того, чтобы получать удовольствие от сложных видов деятельности»  (Чиксентмихайи; стр.51).
  •  Можно предположить, что состояние «потока», «нормализации» является ключом к личностному росту. Оно действует как магнит, побуждающий нас совершенствоваться, то есть выходить на новые уровни мастерства и задач. В идеале человек должен был бы постоянно развиваться, выполняя дело, которое ему нравится. К сожалению, мы знаем, что это не так.
Возможно, причина как раз в том, что нам в повседневной жизни  не хватает таких        удивительных состояний сознания, и мы часто пытаемся заменить их суррогатными состояниями, занимаясь нелюбимым делом, просмотром телевизора или видеофильмов, развлекая себя и т.д. «Например, хотя пища является для нас источником хорошего настроения, мы не достигнем счастья, если будем есть сутки напролёт. Приёмы пищи поднимают уровень счастья, но только в том случае, если на них приходится около 5 процентов времени, в течение которого мы бодрствуем; если мы будем тратить 100 процентов нашего времени на еду, она не будет приносить нам такого удовольствия. То же самое является верным в отношении других приятных занятий: физическая любовь, отдых, просмотр телевизора в небольших дозах обычно значительно улучшают качество нашей жизни, однако эффект положительного воздействия не увеличивается со временем; очень быстро мы достигаем уровня, когда положительное воздействие начинает снижаться» (Чиксентмихайи; стр.27).
 
Думаю, многие согласятся, что  пассивный досуг и развлечения не представляют нам больших возможностей для применения наших способностей. Мы испытываем поток, когда вовлечены в те виды деятельности, которые дают нам возможность применить наши навыки, а именно, занимаясь трудом и активным отдыхом.

Хочется вспомнить цитату из индийской книги мудрости, которую приводит М. Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка»: «Важно давать правильную работу. Разум должен работать постоянно. Духовное развитие должно все время давать разуму здоровые занятия. В праздный ум входит дьявол.  Ленивый человек не может быть духовным»  (Монтессори 2009; стр. 228).

Подводя итог нашим рассуждениям, хочется пожелать всем нам найти-таки любимое  дело, которое станет «потоковым» для нас, а значит, принесёт нам ощущение полноты и мощи жизни, научит нас контролировать свою психическую энергию и правильно направлять её.
В следующий раз мы обратимся к исследованиям А.А. Ухтомского и сравним с положениями педагогической концепции М. Монтессори.

Список использованной литературы:
* Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. М.: Астрель: АСТ, 2006
* Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. Спб.: Благотворительный  фонд «Волонтеры», 2009
* Вербер Б. Империя ангелов. М.:ГЕЛЕОС: РИПОЛ классик, 2008
* Мариничева О. Интервью с Борисом Михайловичем Бим-Бадом.// Монтессори-клуб. 2010. 3.стр.26.
* Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология увлеченности повседневной жизнью.//http://www.koob.ru/csikszentmihalyi

Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi, 29 сентября 1934, Риека) — профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира. Родился на территории нынешней Хорватии в венгерской семье, учился в Италии, эмигрировал в США. Сейчас он профессор Клермонтского университета (США). Чиксентмихайи — автор нескольких бестселлеров и более чем 120 статей для журналов и книг. Его считают одним из наиболее широко цитируемых психологов современности в нескольких областях, относящихся к психологии и бизнесу. (Материал из Википедии). В нашей статье мы опирались на книгу М. Чиксентмихайи  «В поисках потока: Психология увлеченности повседневной жизнью» http://www.koob.ru/csikszentmihalyi

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (24) 2010 г.
Фото: интернет-источник и Виктории Гуреевой

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Оксана Иванова

Председатель ММА, руководитель "Евразийского Центра Монтессори-педагогики" г. Екатеринбург, руководитель ДЦ "Апельсин" г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Грация Х. Фрешко

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Елена Хилтунен

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Грация Х. Фрешко

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

Елена Литвяк

Маленькие истории

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »