Наше парадоксальное сообщество
Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)С помощью этих принципов мы можем стабилизировать нашу жизнь
Принципы монтессори-педагогики просты и универсальны. Они базируются на ступенях естественного развития человека. Но мы – простые смертные, и нет ничего странного в том, что нам нелегко нести и воплощать эти принципы в жизнь. Очень нелегко! Потому что они парадоксальны и часто не согласуются с контекстом человеческой истории. Впрочем, образование и воспитание почти всегда состояли в контрах с историей. Вот несколько, кажущихся внутренне противоречивыми, постулатов педагогики Монтессори, которые спорят с принципами образования, принятыми в нашем обществе.Свобода и ответственность
Независимость и взаимозависимость
Сотрудничество и саморазвитие
Достижение счастья через добровольное усилие
Достижение результатов при свободе выбора
Жить сегодняшним моментом и глядеть в будущее
Развитие и традиция
Удовлетворить собственные потребности и не мешать жить другим.
Иногда мы устаем, отчаиваемся
Но в свое время д-р Монтессори обнаружила, что изменений к лучшему можно достигнуть, лишь если стремиться к обратному. И теперь во всех монтессори-сообществах мира шаг за шагом, день за днем мы боремся за воплощение в жизнь новых для всего человечества гуманистических ценностей. Иногда мы устаем, отчаиваемся, иногда получаем не те результаты, на которые рассчитывали, и тогда, незаметно для себя самих, возвращаемся к общепринятой практике. Но, поступая так, не выбрасываем ли мы с водой и ребенка?В одиночку нам не справиться. Лишь работая как сообщество, мы в состоянии поддерживать усилия друг друга. Только вместе мы можем ясно видеть, какой колоссальный ущерб наносят новым поколениям людей контроль, гордыня, награды и наказания. Только сообща мы сможем упорно двигаться вперед, подхватывая друг у друга лучшее. Только сообщество может помочь нам избежать искажений.
Выпускники монтессори-школ - они такие!
Выходя в мир и будучи его порождением, выпускники монтессори-школ довольно просто находят место в жизни. Они отличаются от большинства людей опытом своего взросления, своими стремлениями. Ими движет не желание награды или похвалы, они получают удовлетворение от самой своей созидательной деятельности. Они умеют прилагать максимум усилий в работе, потому что чувствуют себя способными ее выполнить, а не потому, что хотят оказаться лучше других. Дети Монтессори получают удовольствие от того, что могут создать нечто ценное, а не получить в результате своей деятельности личную выгоду. Они больше сотрудничают, чем конкурируют. Они соревнуются сами с собой, а не с теми, кто их окружает. И все это наши выпускники могут себе позволить, несмотря на то, что вступают в обычный мир с обычными, исторически сложившимися принципами. Чаще всего они достигают успеха и живут радостной и полной жизнью, делясь с другими тем, что ценно для них, но не разменивая себя по мелочам. Они в состоянии отличить вечные ценности от временных и наносных. Они измеряют эти ценности по шкале ценностей Монтессори.В то же время мы, их родители и педагоги, подчас не можем избавиться от своего прошлого жизненного опыта, и часто возвращаемся к тому, что было навязано нам нашим образованием, что до сих пор существует за порогом монтессори-мира. Мы спешим похвалить детей, наградить, сравнить с другими, назвать лучшими, сообщаем им, как мы ими гордимся. Но забываем, что так отнимаем у них самое драгоценное – осознание собственной уникальности, достоинства и уважения к себе. Нам нелегко справляться со своим уже устоявшимся сознанием. Мы вынуждены подвергать самоанализу каждый свой шаг, и это пугает нас. Иногда мы устаем, иногда отклоняемся от курса, иногда соблазняемся комфортом старых привычек, и тогда забываем, что мы все и наши дети состоим в одном большом монтессори-сообществе. Наше дело не принадлежит только нам, и если мы будем изо всех сил стараться сделать его как можно лучше, то это скажется на всех.
Мировое монтессори-образование начинается с каждого из нас, оно живет в нашем собственном сердце, в пределах нашей собственной семьи, школы, центра и распространяется повсюду, по всем городам и странам, где среди животных и растений живем мы – люди, вид Homo sapiens. Но наша главная задача – не завоевать весь мир, но победить самих себя вчерашних. Мы должны научиться видеть в каждом человеке лучшее и ценить его уникальность, стремиться помогать друг другу в жизни, так как каждый обладает врожденным человеческим потенциалом. Мы помогаем друг другу, празднуем успехи друг друга, сострадаем или восхищаемся друг другом. И все это в противоположность обычным наградам или снисходительной похвале, проявлению власти или стремлению к славе. Мы признаем, что наши убеждения и суждения – не абсолют, но мы позволяем детям прокладывать свой путь в жизни, вполне доверяя их умению выбирать действительно самое важное и достойное.
Мы – парадоксальное сообщество, и в этом наш вызов, наша миссия, наш вклад в историю, наше счастье.
Фото частного детского сада "Монтессори", г. Кривой Рог