«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Наше парадоксальное сообщество

Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)
Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!


Перевод Ирины Вальдман
Текст с сайта http://mariamontessori.com/

С помощью этих принципов мы можем стабилизировать нашу жизнь

Принципы монтессори-педагогики просты и универсальны. Они базируются на ступенях естественного развития человека. Но мы – простые смертные, и нет ничего странного в том, что нам нелегко нести и воплощать эти принципы в жизнь. Очень нелегко! Потому что они парадоксальны и часто не согласуются с контекстом человеческой истории. Впрочем, образование и воспитание почти всегда состояли в контрах с историей. Вот несколько, кажущихся внутренне противоречивыми, постулатов педагогики Монтессори, которые спорят с принципами образования, принятыми в нашем обществе.

Свобода и ответственность

Независимость и взаимозависимость

Сотрудничество и саморазвитие

Достижение счастья через добровольное усилие

Достижение результатов при свободе выбора

Жить сегодняшним моментом и глядеть в будущее

Развитие и традиция

Удовлетворить собственные потребности и не мешать жить другим.


Почему же мы порой стремимся избежать воплощения в жизнь этих принципов? Мы боимся изменения на противоположные своих собственных исторически сложившихся взглядов и ценностей: гордыни и превосходства над другими, амбициозной соревновательности, внешнего контроля, поиска наград, похвал и наказаний. Мы до сих пор уверены, что именно с их помощью сможем стабилизировать нашу жизнь.

Иногда мы устаем, отчаиваемся

Но в свое время д-р Монтессори обнаружила, что изменений к лучшему можно достигнуть, лишь если стремиться к обратному. И теперь во всех монтессори-сообществах мира шаг за шагом, день за днем мы боремся за воплощение в жизнь новых для всего человечества гуманистических ценностей. Иногда мы устаем, отчаиваемся, иногда получаем не те результаты, на которые рассчитывали, и тогда, незаметно для себя самих, возвращаемся к общепринятой практике. Но, поступая так, не выбрасываем ли мы с водой и ребенка?

В одиночку нам не справиться. Лишь работая как сообщество, мы в состоянии поддерживать усилия друг друга. Только вместе мы можем ясно видеть, какой колоссальный ущерб наносят новым поколениям людей контроль, гордыня, награды и наказания. Только сообща мы сможем упорно двигаться вперед, подхватывая друг у друга лучшее. Только сообщество может помочь нам избежать искажений.

Выпускники монтессори-школ - они такие!

Выходя в мир и будучи его порождением, выпускники монтессори-школ довольно просто находят место в жизни. Они отличаются от большинства людей опытом своего взросления, своими стремлениями. Ими движет не желание награды или похвалы, они получают удовлетворение от самой своей созидательной деятельности. Они умеют прилагать максимум усилий в работе, потому что чувствуют себя способными ее выполнить, а не потому, что хотят оказаться лучше других. Дети Монтессори получают удовольствие от того, что могут создать нечто ценное, а не получить в результате своей деятельности личную выгоду. Они больше сотрудничают, чем конкурируют. Они соревнуются сами с собой, а не с теми, кто их окружает. И все это наши выпускники могут себе позволить, несмотря на то, что вступают в обычный мир с обычными, исторически сложившимися принципами. Чаще всего они достигают успеха и живут радостной и полной жизнью, делясь с другими тем, что ценно для них, но не разменивая себя по мелочам. Они в состоянии отличить вечные ценности от временных и наносных. Они измеряют эти ценности по шкале ценностей Монтессори.

В то же время мы, их родители и педагоги, подчас не можем избавиться от своего прошлого жизненного опыта, и часто возвращаемся к тому, что было навязано нам нашим образованием, что до сих пор существует за порогом монтессори-мира. Мы спешим похвалить детей, наградить, сравнить с другими, назвать лучшими, сообщаем им, как мы ими гордимся. Но забываем, что так отнимаем у них самое драгоценное – осознание собственной уникальности, достоинства и уважения к себе. Нам нелегко справляться со своим уже устоявшимся сознанием. Мы вынуждены подвергать самоанализу каждый свой шаг, и это пугает нас. Иногда мы устаем, иногда отклоняемся от курса, иногда соблазняемся комфортом старых привычек, и тогда забываем, что мы все и наши дети состоим в одном большом монтессори-сообществе. Наше дело не принадлежит только нам, и если мы будем изо всех сил стараться сделать его как можно лучше, то это скажется на всех.

Мировое монтессори-образование начинается с каждого из нас, оно живет в нашем собственном сердце, в пределах нашей собственной семьи, школы, центра и распространяется повсюду, по всем городам и странам, где среди животных и растений живем мы – люди, вид Homo sapiens. Но наша главная задача – не завоевать весь мир, но победить самих себя вчерашних. Мы должны научиться видеть в каждом человеке лучшее и ценить его уникальность, стремиться помогать друг другу в жизни, так как каждый обладает врожденным человеческим потенциалом. Мы помогаем друг другу, празднуем успехи друг друга, сострадаем или восхищаемся друг другом. И все это в противоположность обычным наградам или снисходительной похвале, проявлению власти или стремлению к славе. Мы признаем, что наши убеждения и суждения – не абсолют, но мы позволяем детям прокладывать свой путь в жизни, вполне доверяя их умению выбирать действительно самое важное и достойное.

Мы – парадоксальное сообщество, и в этом наш вызов, наша миссия, наш вклад в историю, наше счастье.

Фото частного детского сада "Монтессори", г. Кривой Рог

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

-  монтессори педагог с 30-летним стажем, основатель школы Монтессори в Остине, штат Техас, автор нескольких книг и множества статей.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Катерина Ясько

Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами (хоть рядами, хоть за круглым столом)

Юлия Фаусек

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...

Светлана Наумчук

Большой подвижный алфавит с карточками

Елена Хилтунен

Школа для детей, а не дети для школы!

Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »