Спонтанная и осознанная деятельность
Анна Мария МаккерониИзд. «Народная книга», 2015 год
О значении самостоятельной деятельности
Доктор Монтессори говорила, что наши традиционные представления о том, как учитель учит и как ребенок учится, в конце концов исчезнут. Педагоги поймут, что только самостоятельная деятельность ребенка имеет значение. В результате этой деятельности ребенок реализует заложенные в нем природой возможности, изначально находящиеся в статусе потенциальных. М. Монтессори говорила: «Мы не имеем достоверного представления обо всех этих возможностях, но непременно должны относиться к ним со всей серьезностью. Учителю следует предоставлять ребенку внешние стимулы, способные вызвать спонтанную, а затем и осознанную деятельность».Здесь я хотела бы прояснить различия между спонтанной и осознанной деятельностью. Это два различных процесса, имеющих разную природу.
Спонтанное действие доводится до конца и готовится внутри личности. Мы уже приводили пример изучения или, лучше сказать, впитывания языка. Оно происходит спонтанно и является чудесным примером порядка и дисциплины. Успехи в изучении языка случаются так регулярно и упорядоченно, что появляется возможность следить за ними и фиксировать их.
Обратимся теперь к примеру музыкальных занятий. И здесь ребенок может действовать самостоятельно и спонтанно. Это означает, что он включает свои собственные, данные природой, силы.
Помню родителей шестилетнего Йорди Кола в Барселоне. Они пришли ко мне и рассказали, что их сын обсуждал вопросы геометрии со своим четырнадцатилетним двою-родным братом. Родители мальчиков не сказали (или я уже забыла), о чем конкретно шла речь, но они были поражены уверенностью и настойчивостью Йорди. И он оказался прав. Он не посещал школьных уроков по геометрии, как его двоюродный брат, но он держал в руках геометрические формы, самостоятельно их обследовал, изучал детали, комбинировал части этого простого и точного материала.
О предметах, помогающих идти к цели
Недостаточно, чтобы ребенок просто ходил туда-сюда и бесцельно брал какие-либо предметы. У всего должна быть цель, причина, по которой осуществляется то или иное действие. Эта цель содержится в самих предметах и способах работы с ними. Часто мы видим детей, которые не откликаются на внешние стимулы, не приводящие к спонтанной деятельности. В распоряжение детей предоставляется ряд предметов: кубики разных размеров, не складывающиеся друг с другом карандаши, мел, бумага, доска, пластилин…То, что делает ребенок, неупорядоченно. Его прогресс, будь то умение держать карандаш или чертить прямые и тонкие линии, не фиксируется. Это может продолжаться месяцами. Часто бывает, ребенок привыкнет рисовать только кривые некрасивые линии и не проявляет старания научиться рисовать лучше.
Вызвать упорядоченную, прогрессирующую, спонтанную деятельность – дело великой важности и приносящее большую радость. Такая деятельность ведет к выполнению полезной работы, к упражнениям в жизненной практике или же к умственной работе, к приобретению новых знаний. Это настоящие приобретения, они отличаются от тех понятий, которые внушаются ребенку посредством объяснений.
Например, Розовая башня: все ее части имеют одинаковую форму: куб. Отличаются они только размером. Ребенок, не отдавая себе в том отчета, обретает идею размера, идею множественности. Многие из наших фундаментальных знаний имеют такую же природу.
Что такое осознанность?
У нас они есть, но мы как бы не осознаем этого и не говорим о них. Например, я встречаю собаку, отличающуюся от других собак, которых я уже видела. Я говорю: «Какая странная собака. Я таких никогда не видела». Почему же я говорю, что это собака? Потому что я знаю, что это собака. Но если бы меня попросили точно сформулировать характеристики, присущие собаке, я не смогла бы этого сделать. Четыре лапы, длинная морда… Нет, бывают собаки с короткой мордой… Точное представление об основных характеристиках, присущих всем собакам, можно назвать «концептом». Возьмем более простой пример: стол. Каких характеристик достаточно, чтобы узнать стол? Существует бесконечное разнообразие столов: от обычных деревянных, которые стоят на кухне, до роскошных столов во дворце Питти во Флоренции: столешница из черного мрамора, с мозаичным изображением живописных цветов в центре, каркас и ножки из позолоченного металла.Это огромное разнообразие столов называется частными реализациями концепта «стол». Необходимые характеристики: горизонтальная поверхность на определенной высоте. Если высота слишком большая – это становится строительными лесами, если слишком маленькая – поддоном. У него могут быть ножки или он может быть прикреплен к стене. Мы говорим: тот стол ни на что не годится. Поставим его на эту подставку, и это будет отличный столик.
Все известные нам слова – это концепты, абстракции: собака, стол… Нередко бывает сложно выделить особые характеристики. Но мы легко их узнаем, как в случае с необычной собакой, которую я увидела впервые. Многими знаниями мы обладаем бессознательно. Я собираюсь присесть. Стул оказался гораздо более низким, чем я думала. Вместо того, чтобы аккуратно сесть, я падаю на него. Подсознательно я рассчитала мои движения, как будто этот стул был выше. Однако в следующий раз мой мозг внесет необходимые поправки и я буду аккуратно садиться и на этот стул. Бессознательное знание обладает фундаментальной важностью в жизни человека.
Пример с «приказаниями»
Вот какое интересное наблюдение я сделала в Барселоне. Наиболее беспокойные дети, испытывающие трудности в контроле своего поведения, охотно выполняют грамматические «приказания», требующие деликатных и точных движений. Например: «Налей воду в несколько пробирок. В одну из них добавь несколько капель масла.В другую – кусочки древесины. В третью – кусочки свинца…» Ребенок читает команду, идет и берет поднос с пробирками и всем необходимым. Когда все готово, он садится и с большим вниманием начинает работу. Я бы сказала, что внешнее беспокойство есть результат внутренней потребности в точных движениях.
Помню одного ребенка шести лет. Временами он просто валялся под своим столиком и не хотел ничего делать. Ему помогли как раз такие «приказания» на выполнение точных действий.
Надо сказать, что в целом все дети охотно их выполняют. Владение языком. В словаре значение каждого слова описывается с помощью других слов. Однако истинное, практическое значение заключается в самом явлении, которое это слово обозначает. Возьмем глагол «насыщаться». Вот какое определение дала ему одна синьорина: добавляем немного сахара в воду, размешиваем; сахар исчезает, другими словами, его становится не видно. Но это означает растворить сахар в воде. Насыщать воду означает продолжать добавлять в нее сахар до тех пор, пока он перестанет в ней растворяться. Как видите, на объяснение одного слова уходит так много времени.
Мы живем в эпоху распространения культуры. Это очень хорошо. Но не следует жертвовать точностью во владении языком. Сложно переоценить значение такого вида упорядоченной деятельности, как чтение фраз из грамматических коробочек. Это начинается как игра примерно в пятилетнем возрасте или чуть раньше и продолжается долгое время. Если ребенку предоставляется правильный инструктаж в вопросах овладения речью и написания сочинений, хорошие результаты обеспечены. Главное – не торопиться. Результаты приходят в нужный момент и всегда неожиданно.
«Важно не то, что мы делаем, а что делает ребенок»
Обычно случается, что ребенок узнает больше, чем он думает, что узнал. Цифровые штанги не обязательно использовать только в их прямом назначении, он пассивно подбирал цифры к каждой из них. Для этой цели есть две коробочки с веретенами, которые помогают установить ассоциативную связь между числом и количеством. Дети с удовольствием многократно подбирают числа к каждой штанге, но также они любят играть с веретенами и производить интересующие их наблюдения. Они торжественно заявляют: нужно взять пять веретен по 2, чтобы получить 10. Или: если разделить штангу 10 пополам, то у меня будет две штанги по 5. Они знают, что штанги, красные с обоих концов, никогда не делятся на два.Все это можно сравнить с окольными путями, которые ребенок проходит сам, в то время как движется по главной дороге под наблюдением учителя. Ребенок учится составлять 10 разными способами, складывая 1 с 9, 2 с 8 и т.д. Когда он записывает эти суммы и доходит до 5, он говорит: два раза по 5 будет 10, и пишет 5х2, записывая 2 красным карандашом, так как в данном случае 2 не обозначает цифровую штангу!
Ребенок развивает свое математическое мышление и получает разнообразный опыт, который попадает в его математический багаж. Он мало говорит о том, что делает. Вербальная формулировка действия всегда происходит позднее.
«Важно не то, что мы делаем, а что делает ребенок», – часто повторяла Доктор Монтессори.
Открытие для будущего времени
Однажды, собрав коричневую лестницу, ребенок поставил розовые кубики рядом с призмой, чье квадратное сечение совпадало с проекцией куба. Это случилось впервые за 40 лет нашей работы, Доктор отметила наблюдательные способности того ребенка. Теперь это упражнение делается в любом Монтессори-классе.Мы должны демонстрировать точное использование материала. На основании этого ребенок находит новые возможности и делает свои открытия. Ребенок всегда ментально «голодный».
Однажды Доктор сказала: «Человеку, который сделал интеллектуальное открытие, никакой другой человек не сможет водрузить на голову корону».
Необходимо приветствовать креативное использование материала по языку, арифметике, геометрии, рисунку, музыке. Нет смысла все время придерживаться строгого алгоритма. Сами дети любят делать разные «перестановки».
Иди медленно к двери.
Иди к медленно двери.
Дети смеются и сами указывают на ошибку: «медленно» говорится вместе с «иди» и не говорится вместе с «к двери». Так они сами непроизвольно приближаются к формулированию правила.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.