«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Наш словарь речевых модулей

Жанна Ухина
Современные нормы жизни, хотим мы того или нет, влекут за собой изменения в области языка. Еще в школе нас учили, что в каждой профессии есть свои особенные профессиональные обороты речи, необычная терминология. Появляется новая профессия – возникают новые модели языка. Но бывает, когда терминология из одной области жизни переходит в другую, как бы уточняет, усиливает приходящее. Нечто подобное происходит и в языке современной Монтессори-педагогики.

Учимся говорить с детьми и их родителями

Возрождение монтессори-педагогики в России 1990-х годов было сопряжено с появлением в те же годы негосударственных образовательных учреждений, создаваемых по моделям коммерческих фирм, оказывающих образовательные услуги. Частные детские сады должны были сами зарабатывать себе на жизнь, привлекая максимальное число клиентов. У администраторов, сотрудников и педагогов таких образовательных учреждений постепенно вырабатывался специфический язык точных и лаконичных оборотов речи, которые они использовали по отношению к своим клиентам – рождался язык, который помогал им быть убедительными и конструктивными в общении с родителями и детьми.

Мария Монтессори, хотя никогда и не была истинным администратором, наверное, назвала бы этот язык старинным изречением, нередко употребляемым ею в книгах: «Веди счет словам своим!». А в наше время подобные небольшие, но логически законченные конструкции, используемые в менеджменте, называют речевыми модулями.

Если речевые модули сформулированы точно и грамотно, они значительно облегчают педагогам общение и с детьми, и с их родителями. Общение с родителями – важная часть работы Монтессори-педагога, особенно в группе от 0 до 3 лет, когда происходит первое знакомство ребенка и родителей с методом Монтессори, правилами группы, материалами. Как найти общий язык? Какими словами объяснить то, что кажется на первый взгляд простым и естественным? Если детки приходят на занятия не каждый день, а несколько раз в неделю, то времени для контакта педагога с родителями совсем немного, а объяснить правила группы важно. 

Наблюдая за работой группы, общением родителей и педагогов в течение двух лет, мы поняли, что одни и те же слова и фразы (речевые модули) воспринимаются лучше, если их повторять от занятия к занятию. Причем важно, чтобы все педагоги их использовали. Родители, как и дети в группе, привыкают к ним – это помогает сохранить порядок, даже если по какой-либо причине меняется педагог группы. 

Ребенок приходит на занятие и видит, что материалы на месте, правила группы не изменились, а новый еще незнакомый взрослый говорит с ним на привычном и уже понятном ему языке. Тогда контакт установить проще и быстрее возникает доверие между ребенком и педагогом. И процесс нормализации группы идет дальше. Родители тоже чувствуют себя комфортно.

Некоторые  речевые модули и пояснения к ним

Если нам необходимо словами проявить уважение к мнению ребенка, к его личным границам, поддержать проявление и его самостоятельности, выразить позитивные, доверительные отношения с ребенком, мы говорим:

– Можно мне с тобой поработать?

– А можно я посмотрю?

Фраза:

– Пожалуйста, не мешай нам работать, – позволяет поддержать усилия детей на позитивное разрешение конфликтов: одним не тревожиться, другим быть менее агрессивными, ради продуктивной и плодотворной деятельности всех. В то же время таким речевым модулем педагог продемонстрирует способ разрешения конфликтной ситуации.

Предложение педагога провести презентацию, осуществить поддержку ребенка, изолировать трудность в его работе, проявить уважение к мнению ребенка, дать возможность учиться, наблюдая за другим и повторяя, он говорит так:

– Давай я тебе покажу, как с этим материалом работать.

Напоминание ребенку правил работы в группе, использование предметов по назначению. Стремление, не осуждая ребенка, дать ему понять о нашем негативном отношении к его поведению проявляется такими речевыми модулями:

– Мы так с этим материалом не работаем.

– Давай покажу.

– Давай уберем.

– Покажи, где это стояло.

А вот как звучит напоминание о правиле уборки материала на место после работы, способствующее развитию саморегуляции и самодисциплины:

– Ты сам уберешь или тебе помочь?

Помощь ребенку в ориентировке в группе, в материалах особенно важна в момент адаптации, во время первых посещений группы. 

Педагог демонстрирует уважение к желаниям ребенка, готовность помочь ему в выборе материала для работы, демонстрирует уважительное отношение, поддержку в нем самостоятельного принятия решения. Обычно он произносит при этом такой речевой модуль: 

– Давай посмотрим, что у нас здесь на полке.

– Что тебе больше нравится?

Как дать ребенку понять возможность выбора дальнейшей деятельности: продолжить или, почувствовав внутреннее затруднение, неготовность самостоятельно принять решение, уменьшить стресс? Обычно это делается с помощью таких слов:

– Давай закончим.

– Будешь работать дальше? 

– Продолжишь сам?

– Хочешь дальше работать сам?

– Смотри. Тебе нравится?

А вот какими фразами мы не оцениваем ребенка, его работу, а даем почувствовать себя уверенно, осуществляем эмоциональную поддержку:

– Здорово получается!

– Мне нравится, как у тебя получилось.

– Я тобой горжусь!

– Можем попробовать еще раз.

Нередко ребенку требуется эмоциональная поддержка, снятие тревожности, проявление уважения к нему, демонстрация уверенности в его силах. И позитивное отношение к допущенным ошибкам, возможности их исправить.

Тогда педагог употребляет такие речевые модули: 

– Тебе помочь?

– Давай помогу.

– Хочешь, я тебе помогу?

– Ничего страшного, давай уберем.

Если необходимо ограничить ребенка во времени, нацелить его на проявление самостоятельности, саморегуляции, ему говорят: 

– Я тебе покажу, но скоро начнется музыкальный круг.

– Можешь пойти на круг или остаться работать.

Речевые модули для работы с родителями

Чтобы помочь родителям адаптироваться в группе, снять тревожность за своего ребенка и за то, что наблюдение ведется не за родителями, а за развитием ребенка, оказать эмоциональную поддержку, – педагог пользуется такими речевыми модулями:

– Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью.

– Мы ведем наблюдение за каждым ребенком и записываем выбор материала.

– Скоро начнется музыкальный круг, ваше присутствие на нем важно, даже если ребенок продолжит работу с материалом.

– Давайте выйдем в холл, я вам помогу.

– Пожалуйста, не позволяйте ребенку вмешиваться в работу другого.

– Вам необходимо подождать, когда материал освободится или понаблюдать за работой, не мешая.

 – Подержите баночку.

А вот модули-напоминания родителям оптимальных способов поведения, снятие напряжения, негативных эмоций, тревожности, проявления уверенности в своих действиях. Они дают представление об алгоритмах действий в конкретных ситуациях, например, когда ребенок пытается опустить бусину в банку, а она катится по столу или падает.

– Возьмите малыша на колени.

– Держите ладони на расстоянии 10 см от тела ребенка, чтобы в случае падения вы успели его подхватить.

– Следите, пожалуйста, чтобы ребенок не засунул бусину в рот, нос, ухо.

– Пожалуйста, не позволяйте ребенку разбрасывать (грызть, ломать) материал.

– У нас в группе действует правило приоритета, т.е. с материалом работает тот, кто первый его взял.

– Пожалуйста, уделите время и внимание своему малышу. Ему очень нужна ваша поддержка.

Когда мы стремимся сформировать у родителей представления о правильном развитии речи ребенка, научных представлений о мире, мы говорим им: 

– Пожалуйста, не фантазируйте, называйте вещи своими именами.

– Давайте будем правильно и четко давать определения, тогда их будет легче запоминать, это поможет ребенку в будущем.

– Не используйте уменьшительно-ласкательные существительные.
 
Напоминание общих правил принятых в клубе, предотвращение ошибок в поведении взрослых, конфликтных ситуаций, нацеливание взрослого на сопереживание и сопроживание важного момента в развитии ребенка, уважение к деятельности малыша бывает необходимо, когда родители начинают общаться друг с другом, забывая о занятии и своих малышах. В этих случаях педагог произносит следующие речевые модули:

– Пожалуйста, в группе отключите ваши телефоны.

– Во время занятий разговаривать по телефону в группе запрещено. 

– Чтобы поговорить, пожалуйста, выйдите в холл.

– Ваш ребенок хорошо справляется, вы можете просто за ним понаблюдать.

– Есть, пить, переодеваться лучше в холле.

– Пожалуйста, перед занятием не забудьте вымыть руки.

– Домашние игрушки не приносим в группу.

– Пожалуйста, предложите ребенку надеть фартук. Если он не захочет – не настаивайте.

– Давайте мы с вами обсудим это после занятия.

– Предлагайте ребенку только один материал, так ему будет легче сконцентрироваться.

Надеемся, что наш словарик речевых модулей, характерных для поведения педагогов в группах малышей до 3-х лет, работающих по системе Монтессори, поможет нашим коллегам наладить спокойную и нормализованную работу с детьми и их родителями.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (46) 2015 г.
Фото предоставлено автором

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Жанна Ухина

Монтессори-педагог, методист семейного Монтессори-клуба «Розовая башня» г. Пермь

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Анатолий Цирульников

Тихий подземный переход

Мария Монтессори

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания

Галина Якуничева

Деревянные куколки из комплекта «Игровая терапия»

Фред Кулик

Об ответственности как результате свободы

Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »