Наш словарь речевых модулей
Жанна Ухина
Современные нормы жизни, хотим мы того или нет, влекут за собой изменения в области языка. Еще в школе нас учили, что в каждой профессии есть свои особенные профессиональные обороты речи, необычная терминология. Появляется новая профессия – возникают новые модели языка. Но бывает, когда терминология из одной области жизни переходит в другую, как бы уточняет, усиливает приходящее. Нечто подобное происходит и в языке современной Монтессори-педагогики.
Учимся говорить с детьми и их родителями
Возрождение монтессори-педагогики в России 1990-х годов было сопряжено с появлением в те же
годы негосударственных образовательных учреждений, создаваемых по
моделям коммерческих фирм, оказывающих образовательные услуги. Частные
детские сады должны были сами зарабатывать себе на жизнь, привлекая
максимальное число клиентов. У администраторов, сотрудников и педагогов
таких образовательных учреждений постепенно вырабатывался специфический
язык точных и лаконичных оборотов речи, которые они использовали по
отношению к своим клиентам – рождался язык, который помогал им быть
убедительными и конструктивными в общении с родителями и детьми.
Мария
Монтессори, хотя никогда и не была истинным администратором, наверное,
назвала бы этот язык старинным изречением, нередко употребляемым ею в
книгах: «Веди счет словам своим!». А в наше время подобные небольшие, но
логически законченные конструкции, используемые в менеджменте, называют
речевыми модулями.
Если речевые модули сформулированы точно и грамотно,
они значительно облегчают педагогам общение и с детьми, и с их
родителями. Общение с родителями – важная часть работы Монтессори-педагога, особенно в группе от 0 до 3 лет, когда происходит первое знакомство ребенка и родителей с методом Монтессори, правилами группы, материалами. Как найти общий язык? Какими словами объяснить то, что кажется на первый взгляд простым и естественным? Если детки приходят на занятия не каждый день, а несколько раз в неделю, то времени для контакта педагога с родителями совсем немного, а объяснить правила группы важно.
Наблюдая за работой группы, общением родителей и педагогов в течение двух лет, мы поняли, что одни и те же слова и фразы (речевые модули) воспринимаются лучше, если их повторять от занятия к занятию. Причем важно, чтобы все педагоги их использовали. Родители, как и дети в группе, привыкают к ним – это помогает сохранить порядок, даже если по какой-либо причине меняется педагог группы.
Ребенок приходит на занятие и видит, что материалы на месте, правила группы не изменились, а новый еще незнакомый взрослый говорит с ним на привычном и уже понятном ему языке. Тогда контакт установить проще и быстрее возникает доверие между ребенком и педагогом. И процесс нормализации группы идет дальше. Родители тоже чувствуют себя комфортно.
Некоторые речевые модули и пояснения к ним
Если нам необходимо словами проявить уважение к мнению ребенка, к его личным границам, поддержать проявление и его самостоятельности, выразить позитивные, доверительные отношения с ребенком, мы говорим:
– Можно мне с тобой поработать?
– А можно я посмотрю?
Фраза:
– Пожалуйста, не мешай нам работать, – позволяет поддержать усилия детей на позитивное разрешение конфликтов: одним не тревожиться, другим быть менее агрессивными, ради продуктивной и плодотворной деятельности всех. В то же время таким речевым модулем педагог продемонстрирует способ разрешения конфликтной ситуации.
Предложение педагога провести презентацию, осуществить поддержку ребенка, изолировать трудность в его работе, проявить уважение к мнению ребенка, дать возможность учиться, наблюдая за другим и повторяя, он говорит так:
– Давай я тебе покажу, как с этим материалом работать.
Напоминание ребенку правил работы в группе, использование предметов по назначению. Стремление, не осуждая ребенка, дать ему понять о нашем негативном отношении к его поведению проявляется такими речевыми модулями:
– Мы так с этим материалом не работаем.
– Давай покажу.
– Давай уберем.
– Покажи, где это стояло.
А вот как звучит напоминание о правиле уборки материала на место после работы, способствующее развитию саморегуляции и самодисциплины:
– Ты сам уберешь или тебе помочь?
Помощь ребенку в ориентировке в группе, в материалах особенно важна в момент адаптации, во время первых посещений группы.
Педагог демонстрирует уважение к желаниям ребенка, готовность помочь ему в выборе материала для работы, демонстрирует уважительное отношение, поддержку в нем самостоятельного принятия решения. Обычно он произносит при этом такой речевой модуль:
– Давай посмотрим, что у нас здесь на полке.
– Что тебе больше нравится?
Как дать ребенку понять возможность выбора дальнейшей деятельности: продолжить или, почувствовав внутреннее затруднение, неготовность самостоятельно принять решение, уменьшить стресс? Обычно это делается с помощью таких слов:
– Давай закончим.
– Будешь работать дальше?
– Продолжишь сам?
– Хочешь дальше работать сам?
– Смотри. Тебе нравится?
А вот какими фразами мы не оцениваем ребенка, его работу, а даем почувствовать себя уверенно, осуществляем эмоциональную поддержку:
– Здорово получается!
– Мне нравится, как у тебя получилось.
– Я тобой горжусь!
– Можем попробовать еще раз.
Нередко ребенку требуется эмоциональная поддержка, снятие тревожности, проявление уважения к нему, демонстрация уверенности в его силах. И позитивное отношение к допущенным ошибкам, возможности их исправить.
Тогда педагог употребляет такие речевые модули:
– Тебе помочь?
– Давай помогу.
– Хочешь, я тебе помогу?
– Ничего страшного, давай уберем.
Если необходимо ограничить ребенка во времени, нацелить его на проявление самостоятельности, саморегуляции, ему говорят:
– Я тебе покажу, но скоро начнется музыкальный круг.
– Можешь пойти на круг или остаться работать.
Речевые модули для работы с родителями
Чтобы помочь родителям адаптироваться в группе, снять тревожность за своего ребенка и за то, что наблюдение ведется не за родителями, а за развитием ребенка, оказать эмоциональную поддержку, – педагог пользуется такими речевыми модулями:
– Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью.
– Мы ведем наблюдение за каждым ребенком и записываем выбор материала.
– Скоро начнется музыкальный круг, ваше присутствие на нем важно, даже если ребенок продолжит работу с материалом.
– Давайте выйдем в холл, я вам помогу.
– Пожалуйста, не позволяйте ребенку вмешиваться в работу другого.
– Вам необходимо подождать, когда материал освободится или понаблюдать за работой, не мешая.
– Подержите баночку.
А вот модули-напоминания родителям оптимальных способов поведения, снятие напряжения, негативных эмоций, тревожности, проявления уверенности в своих действиях. Они дают представление об алгоритмах действий в конкретных ситуациях, например, когда ребенок пытается опустить бусину в банку, а она катится по столу или падает.
– Возьмите малыша на колени.
– Держите ладони на расстоянии 10 см от тела ребенка, чтобы в случае падения вы успели его подхватить.
– Следите, пожалуйста, чтобы ребенок не засунул бусину в рот, нос, ухо.
– Пожалуйста, не позволяйте ребенку разбрасывать (грызть, ломать) материал.
– У нас в группе действует правило приоритета, т.е. с материалом работает тот, кто первый его взял.
– Пожалуйста, уделите время и внимание своему малышу. Ему очень нужна ваша поддержка.
Когда мы стремимся сформировать у родителей представления о правильном развитии речи ребенка, научных представлений о мире, мы говорим им:
– Пожалуйста, не фантазируйте, называйте вещи своими именами.
– Давайте будем правильно и четко давать определения, тогда их будет легче запоминать, это поможет ребенку в будущем.
– Не используйте уменьшительно-ласкательные существительные.
Напоминание общих правил принятых в клубе, предотвращение ошибок в поведении взрослых, конфликтных ситуаций, нацеливание взрослого на сопереживание и сопроживание важного момента в развитии ребенка, уважение к деятельности малыша бывает необходимо, когда родители начинают общаться друг с другом, забывая о занятии и своих малышах. В этих случаях педагог произносит следующие речевые модули:
– Пожалуйста, в группе отключите ваши телефоны.
– Во время занятий разговаривать по телефону в группе запрещено.
– Чтобы поговорить, пожалуйста, выйдите в холл.
– Ваш ребенок хорошо справляется, вы можете просто за ним понаблюдать.
– Есть, пить, переодеваться лучше в холле.
– Пожалуйста, перед занятием не забудьте вымыть руки.
– Домашние игрушки не приносим в группу.
– Пожалуйста, предложите ребенку надеть фартук. Если он не захочет – не настаивайте.
– Давайте мы с вами обсудим это после занятия.
– Предлагайте ребенку только один материал, так ему будет легче сконцентрироваться.
Надеемся, что наш словарик речевых модулей, характерных для поведения педагогов в группах малышей до 3-х лет, работающих по системе Монтессори, поможет нашим коллегам наладить спокойную и нормализованную работу с детьми и их родителями.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (46) 2015 г.
Фото предоставлено автором
Книжная полка современного монтессори-педагога: