«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Наш словарь речевых модулей

Жанна Ухина
Современные нормы жизни, хотим мы того или нет, влекут за собой изменения в области языка. Еще в школе нас учили, что в каждой профессии есть свои особенные профессиональные обороты речи, необычная терминология. Появляется новая профессия – возникают новые модели языка. Но бывает, когда терминология из одной области жизни переходит в другую, как бы уточняет, усиливает приходящее. Нечто подобное происходит и в языке современной Монтессори-педагогики.

Учимся говорить с детьми и их родителями

Возрождение монтессори-педагогики в России 1990-х годов было сопряжено с появлением в те же годы негосударственных образовательных учреждений, создаваемых по моделям коммерческих фирм, оказывающих образовательные услуги. Частные детские сады должны были сами зарабатывать себе на жизнь, привлекая максимальное число клиентов. У администраторов, сотрудников и педагогов таких образовательных учреждений постепенно вырабатывался специфический язык точных и лаконичных оборотов речи, которые они использовали по отношению к своим клиентам – рождался язык, который помогал им быть убедительными и конструктивными в общении с родителями и детьми.

Мария Монтессори, хотя никогда и не была истинным администратором, наверное, назвала бы этот язык старинным изречением, нередко употребляемым ею в книгах: «Веди счет словам своим!». А в наше время подобные небольшие, но логически законченные конструкции, используемые в менеджменте, называют речевыми модулями.

Если речевые модули сформулированы точно и грамотно, они значительно облегчают педагогам общение и с детьми, и с их родителями. Общение с родителями – важная часть работы Монтессори-педагога, особенно в группе от 0 до 3 лет, когда происходит первое знакомство ребенка и родителей с методом Монтессори, правилами группы, материалами. Как найти общий язык? Какими словами объяснить то, что кажется на первый взгляд простым и естественным? Если детки приходят на занятия не каждый день, а несколько раз в неделю, то времени для контакта педагога с родителями совсем немного, а объяснить правила группы важно. 

Наблюдая за работой группы, общением родителей и педагогов в течение двух лет, мы поняли, что одни и те же слова и фразы (речевые модули) воспринимаются лучше, если их повторять от занятия к занятию. Причем важно, чтобы все педагоги их использовали. Родители, как и дети в группе, привыкают к ним – это помогает сохранить порядок, даже если по какой-либо причине меняется педагог группы. 

Ребенок приходит на занятие и видит, что материалы на месте, правила группы не изменились, а новый еще незнакомый взрослый говорит с ним на привычном и уже понятном ему языке. Тогда контакт установить проще и быстрее возникает доверие между ребенком и педагогом. И процесс нормализации группы идет дальше. Родители тоже чувствуют себя комфортно.

Некоторые  речевые модули и пояснения к ним

Если нам необходимо словами проявить уважение к мнению ребенка, к его личным границам, поддержать проявление и его самостоятельности, выразить позитивные, доверительные отношения с ребенком, мы говорим:

– Можно мне с тобой поработать?

– А можно я посмотрю?

Фраза:

– Пожалуйста, не мешай нам работать, – позволяет поддержать усилия детей на позитивное разрешение конфликтов: одним не тревожиться, другим быть менее агрессивными, ради продуктивной и плодотворной деятельности всех. В то же время таким речевым модулем педагог продемонстрирует способ разрешения конфликтной ситуации.

Предложение педагога провести презентацию, осуществить поддержку ребенка, изолировать трудность в его работе, проявить уважение к мнению ребенка, дать возможность учиться, наблюдая за другим и повторяя, он говорит так:

– Давай я тебе покажу, как с этим материалом работать.

Напоминание ребенку правил работы в группе, использование предметов по назначению. Стремление, не осуждая ребенка, дать ему понять о нашем негативном отношении к его поведению проявляется такими речевыми модулями:

– Мы так с этим материалом не работаем.

– Давай покажу.

– Давай уберем.

– Покажи, где это стояло.

А вот как звучит напоминание о правиле уборки материала на место после работы, способствующее развитию саморегуляции и самодисциплины:

– Ты сам уберешь или тебе помочь?

Помощь ребенку в ориентировке в группе, в материалах особенно важна в момент адаптации, во время первых посещений группы. 

Педагог демонстрирует уважение к желаниям ребенка, готовность помочь ему в выборе материала для работы, демонстрирует уважительное отношение, поддержку в нем самостоятельного принятия решения. Обычно он произносит при этом такой речевой модуль: 

– Давай посмотрим, что у нас здесь на полке.

– Что тебе больше нравится?

Как дать ребенку понять возможность выбора дальнейшей деятельности: продолжить или, почувствовав внутреннее затруднение, неготовность самостоятельно принять решение, уменьшить стресс? Обычно это делается с помощью таких слов:

– Давай закончим.

– Будешь работать дальше? 

– Продолжишь сам?

– Хочешь дальше работать сам?

– Смотри. Тебе нравится?

А вот какими фразами мы не оцениваем ребенка, его работу, а даем почувствовать себя уверенно, осуществляем эмоциональную поддержку:

– Здорово получается!

– Мне нравится, как у тебя получилось.

– Я тобой горжусь!

– Можем попробовать еще раз.

Нередко ребенку требуется эмоциональная поддержка, снятие тревожности, проявление уважения к нему, демонстрация уверенности в его силах. И позитивное отношение к допущенным ошибкам, возможности их исправить.

Тогда педагог употребляет такие речевые модули: 

– Тебе помочь?

– Давай помогу.

– Хочешь, я тебе помогу?

– Ничего страшного, давай уберем.

Если необходимо ограничить ребенка во времени, нацелить его на проявление самостоятельности, саморегуляции, ему говорят: 

– Я тебе покажу, но скоро начнется музыкальный круг.

– Можешь пойти на круг или остаться работать.

Речевые модули для работы с родителями

Чтобы помочь родителям адаптироваться в группе, снять тревожность за своего ребенка и за то, что наблюдение ведется не за родителями, а за развитием ребенка, оказать эмоциональную поддержку, – педагог пользуется такими речевыми модулями:

– Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью.

– Мы ведем наблюдение за каждым ребенком и записываем выбор материала.

– Скоро начнется музыкальный круг, ваше присутствие на нем важно, даже если ребенок продолжит работу с материалом.

– Давайте выйдем в холл, я вам помогу.

– Пожалуйста, не позволяйте ребенку вмешиваться в работу другого.

– Вам необходимо подождать, когда материал освободится или понаблюдать за работой, не мешая.

 – Подержите баночку.

А вот модули-напоминания родителям оптимальных способов поведения, снятие напряжения, негативных эмоций, тревожности, проявления уверенности в своих действиях. Они дают представление об алгоритмах действий в конкретных ситуациях, например, когда ребенок пытается опустить бусину в банку, а она катится по столу или падает.

– Возьмите малыша на колени.

– Держите ладони на расстоянии 10 см от тела ребенка, чтобы в случае падения вы успели его подхватить.

– Следите, пожалуйста, чтобы ребенок не засунул бусину в рот, нос, ухо.

– Пожалуйста, не позволяйте ребенку разбрасывать (грызть, ломать) материал.

– У нас в группе действует правило приоритета, т.е. с материалом работает тот, кто первый его взял.

– Пожалуйста, уделите время и внимание своему малышу. Ему очень нужна ваша поддержка.

Когда мы стремимся сформировать у родителей представления о правильном развитии речи ребенка, научных представлений о мире, мы говорим им: 

– Пожалуйста, не фантазируйте, называйте вещи своими именами.

– Давайте будем правильно и четко давать определения, тогда их будет легче запоминать, это поможет ребенку в будущем.

– Не используйте уменьшительно-ласкательные существительные.
 
Напоминание общих правил принятых в клубе, предотвращение ошибок в поведении взрослых, конфликтных ситуаций, нацеливание взрослого на сопереживание и сопроживание важного момента в развитии ребенка, уважение к деятельности малыша бывает необходимо, когда родители начинают общаться друг с другом, забывая о занятии и своих малышах. В этих случаях педагог произносит следующие речевые модули:

– Пожалуйста, в группе отключите ваши телефоны.

– Во время занятий разговаривать по телефону в группе запрещено. 

– Чтобы поговорить, пожалуйста, выйдите в холл.

– Ваш ребенок хорошо справляется, вы можете просто за ним понаблюдать.

– Есть, пить, переодеваться лучше в холле.

– Пожалуйста, перед занятием не забудьте вымыть руки.

– Домашние игрушки не приносим в группу.

– Пожалуйста, предложите ребенку надеть фартук. Если он не захочет – не настаивайте.

– Давайте мы с вами обсудим это после занятия.

– Предлагайте ребенку только один материал, так ему будет легче сконцентрироваться.

Надеемся, что наш словарик речевых модулей, характерных для поведения педагогов в группах малышей до 3-х лет, работающих по системе Монтессори, поможет нашим коллегам наладить спокойную и нормализованную работу с детьми и их родителями.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (46) 2015 г.
Фото предоставлено автором

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Жанна Ухина

Монтессори-педагог, методист семейного Монтессори-клуба «Розовая башня» г. Пермь

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Валентина Михайлова

О свободе воли ребенка в школе, образовательной программе и «Подготовленных Тропах Культуры»

Гордон Ньюфелд

Понимание метода Монтессори. Взгляд с точки зрения теории привязанности

Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

Виктория Виноградова

Монтессори-школа в Вертингене

Мария Монтессори

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »