«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Мое руководство

В чем состоит открытие Марии Монтессори? Почему она так трепетно относилась к мифам, рожденным вокруг ее имени? Как пишут ее биографы, она не считала себя изобретателем особого метода педагогической работы с детьми и единоличным автором специальных, помогающих развитию детей кубиков. Монтессори считала, что увидела сама и сделала достоянием всех потенциал раскрытия пробуждающегося детского разума, который ранее никто не замечал. Она совершила это, благодаря систематическим наблюдениям за жизнью детей, что и требуется в любом научном подходе. Монтессори не изобрела свой метод работы с детьми и подростками, но открыла их «другими», отличными от прежнего видения. 

По книге Грации Хонеггер Фрешко «Мария Монтессори, реальная история. Жизнь, идеи, свидетельства» в переводе с итальянского Сергея Сафронова

«Она обладала твердым умом ученого». Так спустя годы охарактеризовал Марию Монтессори Франческо де Бартоломеис, доцент кафедры Педагогики университета в Турине. Ей самой не нравился термин «педагог», особенно то, как его принято было понимать. Внучка Монтессори Ренильде старательно подчеркивала этот аспект, повторяя, что бабушка была «человеком науки, а не синьорой, которая изобрела метод, обучения детей». Даже Пиаже, относившийся к методу Монтессори с подозрением, признавал твердость её научной базы.
 
На всем протяжении жизни Мария Монтессори наблюдала за детьми, больными и здоровыми, а также новорожденными и подростками. Наблюдала глазами ученого, который воздерживается от вмешательства, чтобы не изменить динамику объекта своего анализа. 

«Она наблюдала за детьми так же, как Фабр изучал насекомых», - говорил о ней Самуэль Макклюр. Свободная от любых форм сентиментальности и предрассудков, она никогда априори не стремилась получить определенные, заданные результаты. Её путь в образовании заключался в придании максимальной ценности наблюдению, как основе всякого знания: от фактов к идеям, а не наоборот. Для краткого изложения сути ее открытия полезно перечитать одну страницу, которую она называла «Мое руководство». Доктор подготовила ее для учителей Домов Детей и торжественно вручала дипломированным специалистам по окончании курса.
Эта страница называется «Мое руководство».


Мое руководство

I. Кропотливо заботиться о среде, чтобы она была чистой, упорядоченной, приведенной в порядок после использования. Украшать среду, как делает слуга, приготовляя дом для прихода своего хозяина. 

II. Обучать использованию предметов, показывать в действии, так же как происходит в реальной жизни. Делать это мягко и точно, чтобы все, что есть в среде, могло быть использовано тем, кто это выберет.

III. Быть активным в том, чтобы встретить ребенка со средой, оставаться пассивным, когда встреча уже произошла. 

IV. Наблюдать за детьми, чтобы они не теряли силы зря в поисках спрятанного предмета, чтобы поддержать тех, кто тревожится.

V. Приходить туда, куда вас зовут.

VI. Слушать и взаимодействовать там, куда вас пригласили.

VII. Уважать работу, никогда не прерывая её.

VIII. Уважать того, кто ошибается, никогда не исправляя.

IX. Уважать того, кто отдыхает или смотрит за работой других, не призывая и не принуждая его к работе.

X. Быть неустанным в предложении материалов тем, кто их отвергает, тем, кто не научился и ошибается, поддерживая среду собственной заботой и намеренным молчанием, с минимумом слов и с любящим присутствием.

XI. Давать чувствовать собственное присутствие тем, кто его ищет, прятаться от тех, кто его нашел.

XII. Появляться перед тем, кто закончил свою работу и по своей воле приложил усилие, в тишине предлагая собственное одобрение как духовный ответ. 

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Мария Миркес

Модель результатов образовательной практики является инструментом управления

Мария Монтессори

Взрослый и ребенок в новом образовании

Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »