«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Дайте маме коврик!

Екатерина Сорокина
За последние несколько лет, все чаще приходишь к выводу, что тема работы с родителями не теряет своей актуальности и требует от нас, педагогов, постоянного переосмысления и дальнейшего исследования, равно как и постоянной работы над собой.

Это родители Коли или Маши. Улыбнитесь им!

Мои наблюдения таковы: пока мы обсуждаем работу с детьми, наша толерантность к их проявлениям, готовность видеть и принимать их с любыми особенностями и индивидуальностью в развитии и поведении практически бесконечны. Как монтессори-педагоги, мы готовы наблюдать каждого приходящего к нам ребенка, пытаться понять его потребности и мотивы, искать подходы к его пониманию, мотивировать его к созидательной деятельности, ночами создавая именно для этого ребенка новые материалы и не смущаясь порой длительным периодом неудач любых наших начинаний. Мы, работая с ребенком, четко помним наказ Марии Монтессори и стараемся увидеть будущие гармонию, порядок, целостность в еще не упорядоченном существе, терпеливо создавая среду для этих проявлений, вселяя в него уверенность в себе своей верой в него, каким бы он ни проявлял себя в текущий момент.

И вот, о чудо! Наступает момент нормализации, и вчерашний задира или несамостоятельная плакса, человечек, бесцельно слоняющийся по группе, уже упоенно работает с материалом, задает нам действительно глубокие вопросы, готов поддерживать установленные правила и помогать другим детям.

Что же происходит, когда мы сталкиваемся с родителями? Уже при слове родители лица большинства педагогов меняют свое выражение, на них явно читается раздражение, ожидание проблем и тяжелой, не очень приятной обязанности с ними работать. Иногда появляется выражение безнадежности.

Бывает, общаясь с педагогами групп «вместе с мамой», можно слышать высказывания о том, что некоторых мам буквально хочется выгнать из группы, что они безнадежны, что если бы не мама – ребенок просто золото, а так....

Итак, к детям и родителям мы относимся принципиально по-разному. Мы готовы наблюдать за ребенком и искать подходы к нему, исходя из его индивидуальности, в то время как выводы о маме зачастую делаем уже на этапе первого знакомства и почему-то предполагаем, что она должна моментально понять и разделить наши подходы к воспитанию и образованию.
Ребенку мы готовы предоставить столько времени, сколько необходимо для адаптации в группе, хорошо понимая трудности этого процесса. Однако ведь и мама изначально приходит в группу со своими страхами, тревогой, чувством неуверенности, и ей так же, как и малышу, необходим комфортный, безопасный период адаптации. 


Маме тоже нужен комфорт

По моим наблюдениям, каждая мама, впервые приходя в группу, испытывает массу сложных чувств: это и опасения за безопасность малыша,  и за то, как ребенок проявит себя на людях, не придется ли ей краснеть за него, не оценят ли ее как недостаточно хорошую и заботливую маму. В свою очередь это и время, когда мама сама должна быстро сориентироваться в правилах группы, системе взаимоотношений с другими мамами, с педагогом, в порядке расположения материалов, наконец, при этом еще и помочь ребенку. Разобраться со всем этим – задача не из простых, особенно для мамы, еще не вполне восстановившейся после рождения малыша!

Видя, как ребенок проявляет какую-то потребность, пытаясь порой реализовать ее не совсем корректными способами, мы ищем безопасные возможности для удовлетворения его потребности. Но когда дело доходит до мамы, у нас редко хватает терпения даже на то, чтобы попытаться увидеть и понять потребность, стоящую за теми или иными проявлениями ее поведения, не говоря уже о том, чтобы подобрать именно для нее вариант комфортного для всех удовлетворения этой потребности.

К примеру, у кого в группах не встречались мамы, постоянно перетаскивающие ребенка от материала к материалу? Проблема вполне обычная. Но если мы понаблюдаем за мамой, как сделали бы в отношении ребенка, то чаще всего увидим перед собой девочку, у которой в детстве не было и половины тех возможностей, которые сейчас открываются перед ее собственным ребенком. Так трудно устоять и не потрогать все самой, ведь так много опыта так и осталось недобранным из ее собственного детства.

Взглянув на маму в таком ракурсе, а не как на мешающую полноценной работе ребенка, мы легко и с нужной интонацией – чтобы, не дай Бог, не обидеть и не ранить – сможем предложить ей так же, как ребенку, взять коврик и поработать со всем, что ее заинтересует в группе. Таким решением мы «убьем двух зайцев»: мама реализует свою потребность и не будет мешать ребенку. А малыш получит чудесную презентацию, что мама – это не его собственность, не приложение к его персоне, что у нее так же есть свои интересы, свое личное пространство и его границы и что между ним и мамой возможен диалог нового уровня, диалог партнеров, разделяющих общие интересы. Не правда ли, это удивительный опыт для двухлетки, который так редко удается получить как в реальной жизни, так и в группе? А ведь это важный этап в переходе от симбиотической связи с мамой к самостоятельности и взаимоуважению.

Эксперт с ковриком

Предлагаю всем попробовать маленький эксперимент в своей практике: начните относиться к родителям с тех же позиций и подходов, являющихся основой монтессори-педагогики, которые вы используете в работе с детьми. Наблюдайте и пытайтесь понять родителей, увидеть их индивидуальность, при необходимости выставляйте им четкие границы, поддерживайте их родительскую самооценку, самостоятельность и взвешенность суждений относительно своей родительской роли и взаимоотношений с малышом.

Давайте всю возможную поддержку, мотивируйте, создавая среду, где у родителей самих возникнет вопрос, на который вы с радостью ответите. А главное, относитесь к ним с уважением, не спешите оценить или обвинить.  Просто держите перед собой внутренний образ, каким мама или отец может стать, посещая ваши группы: внимательным, спокойным, уверенным в себе, а значит, и в своем ребенке, готовым на риск дать своему ребенку свободу, а вслед за этим, вкусив и свою свободу, развивающимся в своем родительстве и дающим презентацию развития своему ребенку!


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (36) 2013 г.
Фото Ольги Абдаловой

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Екатерина Сорокина

Монтессори-педагог, кандидат педагогических наук, нейропсихолог, перинатальный психолог, автор проекта "Интуитивное Материнство", г. Нижний Новгород

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Катерина Скородинская

Параллельные жизни

Джанни Родари

Техника фантастических теорий

Елена Хилтунен

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »