«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Лучше один раз увидеть. ...Но как важно еще и услышать!

Юрий Никитин
Это выступление в стиле TED прозвучало в октябре 2018 года в Санкт-Петербурге на октябрьских монтессори-чтениях в Институте детства РГПУ им. А.И. Герцена. Не так часто можно видеть генерального директора крупной торговой компании среди выступающих на педагогической конференции. А вот Юрий Никитин – Генеральный директор ООО «Торговый двор «Аникс» из города Бийска Алтайского края – специально приехал к педагогам, чтобы поразмышлять вместе, зачем современным бизнесменам нужна педагогика Монтессори. Перед вами расшифровка его выступления  для журнала «Монтессори-клуб». Есть над чем подумать.

Уважаемые участники конференции! Я немного волнуюсь, так как, во-первых, моё выступление завершает сегодняшний день конференции, а во-вторых, последний раз я выступал перед педагогами детского сада лет сорок назад, а перед школьными педагогами – тридцать. 

Итак, я из города Бийска. Этот город основан давно, еще по указу Петра I. И если все знают, что Санкт-Петербург – это окно на Запад в Европу, то Бийск – это окно на Восток. Он стоит на слиянии рек Бии и Катунь, где проходят торговые пути в Монголию и Китай. Словом, город Бийск, где я живу и работаю в моей компании 25 лет, имеет славные традиции купечества и предпринимательства.

Перехожу теперь к истории, которая произошла со мной недавно в городе Томске. Я был приглашен на молодежную Ассамблею, которую несколько лет подряд проводят Сергей Медведчиков и Мария Миркес на базе Томского государственного университета. В один из дней Сергей спросил, не хотел бы я посмотреть детский садик и школу Монтессори. Ничего особенного эта встреча не предвещала. Но все же я решил пойти.

И вот вхожу в этот детский садик, и начинаются чудеса. Чудеса, потому что я наблюдаю детей и мне они представляются… (это  было первое слово в моем сознании, и до сих пор оно первое) – инопланетянами. Почему? Не звенит никакой звонок, учитель не стоит в центре класса, никто никому не дает никаких заданий, но все дети сами свободно выбирают себе работу и занимаются делом. То есть все как-то сами собой расходятся, берут материалы и с ними работают. Разве такое бывает в нашем обычном детском саду? Добил меня паренек – вот такой вот маленький. Я стою, жестикулирую, громко восхищаюсь, как тут всё необычно устроено, а он подходит, трогает за штанину, и мне – вот такому дяде большому, незнакомому, громко вещающему – начинает спокойно объяснять, что именно здесь происходит и как все это следует понимать. Это меня добило. 



Мы поехали на обед. Тут Сергей Медведчиков меня раззадорил и спрашивает (даже заснял мои слова на камеру). «Ну, и что ты со всем этим теперь будешь делать? Вот увидел инопланетян...» Я ему в камеру говорю, что главное – хочу привести в монтессори-сад руководителей своей компании, пусть они посмотрят, для кого мы строим наш мир и наше светлое завтра. 
Сергей: Так в чем же дело?
Я: Как в чем? Кто нас туда пустит?
Сергей: Я договорюсь!

И договаривается с Татьяной Костенко из Томского детского сада Монтессори.  Приглашение  получено. Мы едем. 12 человек. Все реальные бизнесмены! Руководитель департамента логистики, руководитель IT, коммерческий директор, директор розничной сети – все там.

Мне понравилась метафора, которая прозвучала в первый же день: вы – мухи на стене. То есть можете подползать, но молча, и отползать… То есть вы пока знакомьтесь. Мы так и стали делать.

Второй день. Уже можно что-то спрашивать. А третий – самый сложный день, – мы сами в роли детей, нам предлагают материалы и говорят: вот теперь, пожалуйста, собирай кубики, бусинки, бином...


После обеда мы каждый день завершали свободную работу и шли проектировать: как то, что  увидели и узнали, может быть применено в реальной производственной практике – для клиентов, поставщиков, сотрудников. Мы занимались этим по-настоящему. Не как дети, а как взрослые.

Что после этого было? Дети оформили стенд про то, как у них в гостях были взрослые дяди и тети. А дяди и тети поехали к себе в компанию. И что там?

Там мы стали переустраивать  пространство нашего офиса и делать его открытым, как в монтессори-саду. Чтобы все наши рабочие материалы, все ресурсы были видны, мы, например, сняли со всех шкафов дверцы. Когда мы это сделали, то увидели, что на полках очень много всего лишнего.

И потом вдруг оказалось, что мы сэкономили 500 метров пространства, а это вполне ощутимый финансовый результат. По стоимости аренды – это примерно 2 миллиона рублей в год. Мы освободили пространство нашего офиса на первом этаже, и теперь там находится детский садик Монтессори.

Тогда я понял, что в монтессори-сады и школы обязательно должны прийти люди из бизнес-компаний, для работы которых в будущем педагоги, собственно, и готовят детей. Во-первых, они должны прийти в роли инвесторов – инвесторов внимания. Но также они могут инвестировать свое знание и опыт в детскую образовательную среду. И деньги, безусловно, тоже. Главное: это должны быть люди, готовые уже сегодня инвестировать педагогам свой реальный образовательный заказ. Потому что очень быстро меняется мир. И от заказа на образование зависит готовность людей к его изменениям.

И еще мне представляется неправильным, что большинство выпускников детских садиков Монтессори, в конце концов, уезжают работать за рубеж.

Обращаюсь к монтессори-педагогам. Если вам не безразлично, для жизни в какой стране вы готовите своих детей, вам самим должно быть важно приходить к бизнесменам и рассказывать им, каким образом и на каких принципах вы строите взаимодействие с детьми. Потому что Россия пока не вмещает свободных и самостоятельных людей, она их выталкивает за свои пределы. Для монтессори-детей у нас пока нет живого вызова, профессионального и личностного, нет хорошей организационной культуры, в которой ваши выпускники смогли бы продолжить естественно и гармонично развивать себя, как это происходит в детских учреждениях Монтессори. Давайте будем делать одно общее дело и делать его в согласии друг с другом!

Интересно? Расскажите друзьям:

Юрий Никитин

Генеральный директор ООО «Торговый двор «Аникс» г. Бийск, Алтайский край

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Александр Васильевич Волошин

История создания НПО «Монтессори»

Анна Любченко

Человек из «Научилуса»

Рустам Курбатов

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1

Мария Монтессори

Ребенок преобразует мир

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »