Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.
Это выступление в стиле TED прозвучало в октябре 2018 года в
Санкт-Петербурге на октябрьских монтессори-чтениях в Институте детства РГПУ им. А.И. Герцена. Не так
часто можно видеть генерального директора крупной торговой компании
среди выступающих на педагогической конференции. А вот Юрий Никитин – Генеральный директор ООО «Торговый двор «Аникс» из города Бийска Алтайского края – специально приехал к педагогам, чтобы поразмышлять вместе, зачем
современным бизнесменам нужна педагогика Монтессори. Перед вами
расшифровка его выступления для журнала «Монтессори-клуб». Есть над чем подумать.
Уважаемые участники конференции! Я немного волнуюсь, так как, во-первых, моё выступление завершает сегодняшний день конференции, а во-вторых, последний раз я выступал перед педагогами детского сада лет сорок назад, а перед школьными педагогами – тридцать.
Итак, я из города Бийска. Этот город основан давно, еще по указу Петра I. И если все знают, что Санкт-Петербург – это окно на Запад в Европу, то Бийск – это окно на Восток. Он стоит на слиянии рек Бии и Катунь, где проходят торговые пути в Монголию и Китай. Словом, город Бийск, где я живу и работаю в моей компании 25 лет, имеет славные традиции купечества и предпринимательства.
Перехожу теперь к истории, которая произошла со мной недавно в городе Томске. Я был приглашен на молодежную Ассамблею, которую несколько лет подряд проводят Сергей Медведчиков и Мария Миркес на базе Томского государственного университета. В один из дней Сергей спросил, не хотел бы я посмотреть детский садик и школу Монтессори. Ничего особенного эта встреча не предвещала. Но все же я решил пойти.
И вот вхожу в этот детский садик, и начинаются чудеса. Чудеса, потому что я наблюдаю детей и мне они представляются… (это было первое слово в моем сознании, и до сих пор оно первое) – инопланетянами. Почему? Не звенит никакой звонок, учитель не стоит в центре класса, никто никому не дает никаких заданий, но все дети сами свободно выбирают себе работу и занимаются делом. То есть все как-то сами собой расходятся, берут материалы и с ними работают. Разве такое бывает в нашем обычном детском саду? Добил меня паренек – вот такой вот маленький. Я стою, жестикулирую, громко восхищаюсь, как тут всё необычно устроено, а он подходит, трогает за штанину, и мне – вот такому дяде большому, незнакомому, громко вещающему – начинает спокойно объяснять, что именно здесь происходит и как все это следует понимать. Это меня добило.
Мы поехали на обед. Тут Сергей Медведчиков меня раззадорил и спрашивает (даже заснял мои слова на камеру). «Ну, и что ты со всем этим теперь будешь делать? Вот увидел инопланетян...» Я ему в камеру говорю, что главное – хочу привести в монтессори-сад руководителей своей компании, пусть они посмотрят, для кого мы строим наш мир и наше светлое завтра.
Сергей: Так в чем же дело?
Я: Как в чем? Кто нас туда пустит?
Сергей: Я договорюсь!
И договаривается с Татьяной Костенко из Томского детского сада Монтессори. Приглашение получено. Мы едем. 12 человек. Все реальные бизнесмены! Руководитель департамента логистики, руководитель IT, коммерческий директор, директор розничной сети – все там.
Мне понравилась метафора, которая прозвучала в первый же день: вы – мухи на стене. То есть можете подползать, но молча, и отползать… То есть вы пока знакомьтесь. Мы так и стали делать.
Второй день. Уже можно что-то спрашивать. А третий – самый сложный день, – мы сами в роли детей, нам предлагают материалы и говорят: вот теперь, пожалуйста, собирай кубики, бусинки, бином...
После обеда мы каждый день завершали свободную работу и шли проектировать: как то, что увидели и узнали, может быть применено в реальной производственной практике – для клиентов, поставщиков, сотрудников. Мы занимались этим по-настоящему. Не как дети, а как взрослые.
Что после этого было? Дети оформили стенд про то, как у них в гостях были взрослые дяди и тети. А дяди и тети поехали к себе в компанию. И что там?
Там мы стали переустраивать пространство нашего офиса и делать его открытым, как в монтессори-саду. Чтобы все наши рабочие материалы, все ресурсы были видны, мы, например, сняли со всех шкафов дверцы. Когда мы это сделали, то увидели, что на полках очень много всего лишнего.
И потом вдруг оказалось, что мы сэкономили 500 метров пространства, а это вполне ощутимый финансовый результат. По стоимости аренды – это примерно 2 миллиона рублей в год. Мы освободили пространство нашего офиса на первом этаже, и теперь там находится детский садик Монтессори.
Тогда я понял, что в монтессори-сады и школы обязательно должны прийти люди из бизнес-компаний, для работы которых в будущем педагоги, собственно, и готовят детей. Во-первых, они должны прийти в роли инвесторов – инвесторов внимания. Но также они могут инвестировать свое знание и опыт в детскую образовательную среду. И деньги, безусловно, тоже. Главное: это должны быть люди, готовые уже сегодня инвестировать педагогам свой реальный образовательный заказ. Потому что очень быстро меняется мир. И от заказа на образование зависит готовность людей к его изменениям.
И еще мне представляется неправильным, что большинство выпускников детских садиков Монтессори, в конце концов, уезжают работать за рубеж.
Обращаюсь к монтессори-педагогам. Если вам не безразлично, для жизни в какой стране вы готовите своих детей, вам самим должно быть важно приходить к бизнесменам и рассказывать им, каким образом и на каких принципах вы строите взаимодействие с детьми. Потому что Россия пока не вмещает свободных и самостоятельных людей, она их выталкивает за свои пределы. Для монтессори-детей у нас пока нет живого вызова, профессионального и личностного, нет хорошей организационной культуры, в которой ваши выпускники смогли бы продолжить естественно и гармонично развивать себя, как это происходит в детских учреждениях Монтессори. Давайте будем делать одно общее дело и делать его в согласии друг с другом!
Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.