«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Два с половиной часа из жизни Федора. Научные наблюдения в классе Монтессори 24.07.2024

Екатерина Кузьмина
"Для учителя наблюдение заменяет способ передачи знаний на исследование процессов естественного развития ума и тела ребенка", - пишет Мария Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка». Наблюдение позволяет учителю понять индивидуальные потребности, интересы и скорость развития каждого ученика, что очень важно для создания оптимальной образовательной среды. Через наблюдение концентрации внимания ребенка можно увидеть, когда он готов к следующему уровню сложности или большей ответственности. Это стимулирует его развитие без создания излишнего давления или стресса, поддерживает заинтересованность и самостоятельность. 

Фёдор 5,5 лет

Фёдор посещает наш Центр с детско-родительской группы. Много времени проводил с бабушкой, которая вкладывалась в его интеллектуальное развитие. Долго адаптировался и не чувствовал себя спокойно в классе, продолжительное время приносил с собой маленькую подушку, как частичку дома. 

Феде интересен окружающий мир, особенно Солнечная система и динозавры. Знания он черпает от папы, с которым обсуждает много разных тем. Периодически эти знания демонстрирует, рассказывая ребятам о природных явлениях или о каких-то животных, событиях. Проявляет склонность к математике, но редко выбирает материалы сам. Перед включенностью в работу всегда долго ходит по классу и наблюдает за работой других ребят, часто вмешивается в чужую работу или комментирует действия ребят, дает советы как надо делать. 

Вспыльчив, если не получает то, что хочет, начинает громко плакать, крушить все вокруг, пинать дверь. Полгода назад у Феди родилась младшая сестра, а месяц назад отец решил уйти из семьи. На момент наблюдения Федор еще про это не знает. 

24.07. 2024. Несколько школьников, из-за каникул, сегодня временно находятся в нашем классе. В среде много материалов для творчества – тоже из-за каникул. 

9:58 

После прогулки и завтрака Федор проходит в класс. Подходит к столу, за которым Сева (недавно перешел в школьный класс) собирает конструктор. Федор сложил руки перед собой и простоял так минуту, после чего подходит к коврику, где работает Семен (7лет) с Золотым банком. Федор наблюдает несколько секунд, обходит коврик. Подходит к Леониду (6 лет), это один из друзей Феди. Леня передает Феде поднос с материалом из творческой зоны «Мандалы». Между мальчиками заранее была договоренность, что, когда Лёня закончит, передаст материал Феде. Федя берет поднос, несет его на стол, идет за протектором, возвращается, кладет его на стол. 

Стоя около стола, рассматривает свой локоть. Делает несколько шагов в сторону к столу Вероники, которая раскладывает термомозаику, наблюдает несколько секунд, переходит к столу Лёни. 

Лёня вырезает мандолу, которую раскрасил. Федя берет остаток бумаги, который остался от вырезания Лёни. Кладет эту бумагу на стол. Идет к полке пополнения, смотрит. Разговаривает с Леней. Идет по классу, останавливается у стола Севы, идет дальше по классу, останавливается у коврика с Золотым банком, смотрит, теребит футболку. 

10:06 

Спрашивает разрешения у меня надеть утяжелители. Убегает в игровую. Утяжелители не надел, стал ходить за Леней: «А давай по очереди надевать?». Леня надевает наушники, Федор ходит за ним. 

Подходит к коврику, где занимается Семен с Золотым банком, останавливается, смотрит. Обращается к педагогу Юле с просьбой дать листок с мандолой. Пока Юля достает, Федя замечает среди декоративных фигурок, украшающих класс, нового слона. Рассматривает слона, гладит. Берет у Юли мандолу, садится за стол, начинает раскрашивать. 

10:14 

Обращает внимание на Веронику, которая склеивает термомозаику утюгом и что-то напевает. «Не пой», - говорит Федя и продолжает раскрашивать, Вероника продолжает петь. Федя еще раз, громко и раздраженно ей говорит; «Да не пой!», толкает карандаши в баночку. Прилагает усилия, чтобы карандаши все вошли, не получается, тогда забирает один карандаш и начинает снова раскрашивать. Обнаруживает на протекторе остатки пластилина, начинает его размазывать. 

Встает, прошелся по классу, вернулся к своему столу, продолжил раскрашивать стоя, затем присел на одно колено. Уносит поднос, протектор, берет мандолу подмышку и остатки бумаги от работы Лёни. Выбрасывает остатки бумаги в мусорное ведро, несет мандолу к себе в контейнер в раздевалку. 

Разговариваем о важности доделывать начатое до конца, либо не брать работу, которую не собираешься доделывать. 


 10:23 
Снова берет материал «Мандалы», садится за другой стол, берет другой протектор, раскрашивает. Разговаривает с Мироном (6лет), сидя за работой, отвлекается от работы и слушает, что мне говорит Коля (4 года). Мы говорили про чувство голода и сытости, когда необходимо идти есть. Разговаривает с Сашей (3 года), который опоздал и только вошел в класс.

10:31 

Продолжает раскрашивать, считает круги на мандоле, поворачивается и смотрит в класс. Водит карандашом по стопе сверху, чешет ногу, раскрашивает, снова поворачивается в класс, раскрашивает. К столу подходит Мирон, показывает на мандоле что еще нужно раскрасить. 

10:34 

Раскрашивает, сосредоточился, не выходит за контуры. Видно, что шевелит языком во рту, когда раскрашивает. Стучит карандашом по ноге, снова раскрашивает, заталкивает карандаш в один из сандалий, достает, обнаруживает нитки в сандалии, снова раскрашивает. Меняет цвет карандаша, закрашивает фон. Карандаш берет в рот, захватывает зубами.

10:40 

Продолжает раскрашивать, но подходит Сева и начинает разговаривать с Федором. Федя говорит, что заканчивает. Договариваются вместе сделать соленое тесто. 

10:44 

Заканчивает работу: убирает поднос, уносит протектор, оставляет работу на столе, идет смотреть со всеми вместе нового слона, которого обнаружили ребята. Увидел, что материал «Мандалы» взял Мирон. Федя говорит: «Сева после меня! Я выбираю, кто после меня!». Забирает поднос у Мирона. «Сева, ты готов после Мирона?» Сева отказывается делать Мандалы, говорит, что не хочет этим заниматься, и Мирон забирает поднос. 

Федя подходит к Лёне, который выкалывает картинку. Смотрит, спрашивает: «Ты что делаешь?» Леня отвечает. Берет свою раскрашенную Мандалу, показывает педагогу Юле. Уходит в раздевалку. Спускается прыжками по лестнице, висит на перилах. Кладет работу на полку, где хранятся уличные игрушки. Поднимается по лестнице.

10:52 

Подходит к Севе, но обращает внимание на стоящий рядом Геометрический комод, поднимает рамку на демонстрационной раме и опускает. Подходит к Мирону, наблюдает, как Мирон раскрашивает мандолу. Подходит к столу Лени, тот продолжает выкалывать картинку. Федя обнаруживает рядом сортировку по форме «Кактусы», начинает перебирать фигурки на полке. 

Подходит к Веронике, смотрит, как она продолжает работать с термомозаикой. Рядом на полке стоят геометрические тела, трогает овоид. Снова подходит к Мирону. Около Мирона уже стоит Сева. Леня отводит Севу и Федю от Мирона, чтобы они не мешали ему. Федя отходит. Прыгает по классу и подходит к Лёне. 

Стоит рядом со столом, где работает Леня. Открывает по очереди ящики Геометрического комода, рассматривает фигуры. Замечает, как педагог Юля показывает Саше как взбивать пену. Сразу подходит к ним: «А может лопнуть?», спрашивает, когда видит какой большой пузырь получился у Саши. 

Саша заканчивает, Юля предлагает показать куда выливать воду. Федя предлагает показать вместо Юли. Саша пролил воду, Федя об этом сообщает на весь класс. 

10:58 

Сел на стул, взял бумажную салфетку для носа. Начал ее складывать, скомкал и выбросил. Вышел из класса, подошел к контейнерам для сортировки мусора.  

Зашел в класс, ходит, подошел к Севе, который читает книгу. Федя остановился послушал. Сева прекращает чтение, уходит из уголка для чтения. Федор идет за ним. По дороге обращает внимание на Семена, который сидит за столом и читает, останавливается около него. 

Выбирает на полке книгу, идет за стол, начинает читать. «Во дворе…» дальше отвлекается на Севу и Амину, которые находятся рядом и раскладывают книги, смотрит на них. Начинает снова читать. 

11:06 

Читает: «Во дворе у Кота Носка стоит батут». Перелистывает страницу. «Все любят…», не отвлекаясь от чтения начинает поворачиваться на стуле, читает вслух: «Все любят прыгать на батуте и не только. Можно играть в ежика».  До 11.12 Федя погружается в процесс чтения. Из открытого окна громко слышен звук трамвая, рядом разговаривают дети, Федя продолжает читать (6 мин). 

11:12 

Амина звонит в колокольчик и приглашает на тихую игру, Федя отвлекается на звон колокольчика, поворачивает голову и встает, задвигает стул, убирает книгу на место. Обходит класс, обращает внимание Мирона на дату: «Смотри, число неправильно написано, сегодня 24.07.2024. Проходит дальше, останавливается около работы с пеной. Присоединяется к тихой игре. 

Сидит молча в круге, смотрит в одну точку, начинает отковыривать корочку от раны на ноге, рассматривает себя. Увидел, что шар у Мирона, внимательно стал следить за шаром и смотреть на Мирона. Вероника договаривается глазами с Федей и передает ему шар, Федя отправляет шар Мирону. Сидит на круге, ковыряет болячку, следит за шаром. Первый уходит с круга. Подходит к Севе и показывает ему язык. 

11:23 

Передвигается по классу большими шагами. Выходит в туалет, видит, что туалет занят, там Валера. Выключает ему свет. Смеется. Заходит в темный туалет, выходит, включает свет, заходит обратно. Выходит, направляется в класс. При напоминании моет руки. Спрашивает, когда будет 12:00? Подходит к Севе и начинает с ним разговаривать, отвлекая его от работы. Педагог напоминает, что Сева занят, можно понаблюдать за его работой. Федя садится на стул чтобы наблюдать и снова начинает разговаривать с Севой. 

11:30 

Встает со стула. Подходит к Лене, наблюдает как он обводит трафарет. Присаживается на спинку кресла, слушает, о чем говорят мальчики, спрашивает у Севы: «Ты на битвы ходишь?» (имеет в виду тренировки тайским боксом). Затем начинает бороться с Севой. Опирается на спинку стула и столешницу, перепрыгивает стул и идет по классу. Рассматривает материал для теста, туда положили вместо миски для замешивания силиконовый мешок с хомутом, интересуется, что это? Ходит за мальчиками, начинает бегать за ними. Останавливается около Вероники с термомозаикой. Наблюдает. 

11:40 

Ходит по классу, услышал, как Ева работает со звуковыми коробочками, проговаривает сам себе «Ев-ва», повторяет несколько раз. Видит, как Мирон предлагает ребятам сыграть в лото, Федя предлагает сыграть с ним и сразу объявляет: «Я ведущий!». Мирон не соглашается, объясняет, что это он первый предложил. 

11:44 

Садятся играть, Мирон достает бочонок и объявляет "42". Оказалось это число есть у обоих. 
Федя: у меня тоже 42!
Мирон: тогда зачеркивай!
Федя: не зачеркивай, а закрывай. 

Перестал активно участвовать в игре, теребит крышку от коробки с кружочками. Затем увидел, что ребята взяли фигурки для составления слов из подвижного алфавита, бросил игру, пошел смотреть.  Ложится рядом с ковриком для продолжения игры. Игра не получается. Строят башни из бочонков, дуют на нее, чтобы сдуть верхние бочонки, смеются, залезают в мешок лицом. Решают снова начать игру, но с условием, что Федор ведущий.

12:08 

Начинают играть снова. Федя смотрит в мешок и выбирает бочонки с числами, которые есть у него на карте. Мирон настаивает закончить игру, Федор соглашается. 

12:25 

Мирон начинает собирать бочонки, Федя их катает, стучит мешком об пол, не собирает. «Я есть хочу». 

12:32 

Выходит в игровую. 

Выводы педагога 

Перед включенностью в работу Федор обычно долго ходит по классу и наблюдает за работой других ребят, часто вмешивается в чужую работу или комментирует действия ребят, дает советы как надо делать. Вспыльчив, если не получает то, что хочет, начинает громко плакать, крушить все вокруг, пинать дверь. Сегодня особенно заметно было его повышенное внимание к своему телу. Он часто себя трогал, крутил футболку, засовывал руки в носки и т п. Возможно, на телесном уровне так выражается его внутренние переживания? Но это мои предположения. 

Федор не брал материал, который ему актуален, в то же время всегда был чем-то занят. Самым пиком концентрации внимания стало чтение книги про Кота Носка. 

Как всегда, он много наблюдал за работой других ребят. Два раза поучаствовал в коллективной деятельности: тихая игра и игра «Лото». В лото сам предложил поиграть. Отмечаю, что и эмоциональных срывов в этот день у Федора не случилось, как это было неоднократно. 

Пусть над концентрацией внимания ему надо еще работать и работать, но все же, полагаю, что день для Федора прошел ровно и вполне продуктивно.


Наблюдения велись педагогами Монтессори-центра "Колибри" г. Екатеринбург.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Екатерина Кузьмина

монтессори-педагог, Монтессори-центр "Колибри", г. Екатеринбург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Константин Вентцель

Как создать свободную школу

Виктория Гуреева

Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души

Пенелопа Транк

Рассказывание историй как помощь в самообучении

Анна Мария Маккерони

Драгоценные свидетельства прошлого

Наталья Зароченцева

Маленький аэродром для взлета в большой мир

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »