Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе
Елизавета ТиллиЭта статья посвящена содержанию образования монтессори-педагогики. Вернее, той его части, которая относится не к педагогике взаимодействия взрослых и детей, а к подготовке педагога к работе с детьми. Кажется: необычная постановка вопроса – думать не о детях, а о самом себе. Но это оказывается чрезвычайно важным, когда мы в какой-то момент начинаем понимать, что наше психологическое здоровье во многом влияет на благополучную нормализацию детей и успешное сотрудничество с ними.
Бесшумное движение
Известно, что во многих своих работах Мария Монтессори особое значение придает развитию движений. Причем не только движений у детей, но и у взрослых – прежде всего, у профессиональных педагогов. «Учительница должна изучить свои движения, чтобы сделать их как можно более мягкими и грациозными» (Монтессори М., «Впитывающий разум ребенка»). «Наставница должна избегать слишком резких или угловатых движений. «Бесшумным движением» я называю движение, в котором ничто не выделяется и не раздражает. Я не имею в виду просто движение, не производящее никакого шума. Наставница должна научиться передвигаться бесшумно, кроме того, естественно, изящно, непринужденно и быть точной в движении – так как лишние движения всегда являются показателем неестественности» (Стэндинг Э.М., «Жизнь и Творчество Марии Монтессори»).
Наставница для детей – образец точности движений в монтессори-среде, к тому же движения педагога являются частью любой презентации материала и влияют на ее качество.Презентация материала по системе Станиславского
По сути дела, презентация материала – это не только педагогическая работа, но и актерское мастерство. Если прислушаться к слову «презентация», можно услышать, как по-разному оно звучит. У каждого могут возникнуть собственные ассоциации, я приведу лишь несколько своих: учитель «представляет», «преподносит», «показывает представление про материал», «следует внутреннему смыслу материала», «оживляет его», наполняет смыслом, акцентирует на нем внимание ребенка. Презентация материала – это творческий процесс, требующий не только знания алгоритмов, но еще и умения владеть своим телом, движениями своих рук.Встает вопрос: как же учитель должен уметь предъявлять ребенку материал, чтобы это выглядело естественно, легко, привлекательно?
Чтобы ответить на него, можно обратиться к трудам гения театрального искусства –
Константина Сергеевича Станиславского. Его замечательные книги «Работа актера над собой» и «Большая книга тренингов по системе Станиславского» откроют нам много интересного, дадут конкретные инструменты работы с движением.
Исключите мышечный зажим
Итак, важный фактор, влияющий на качество и характер наших движений и самочувствия, – это мышечные зажимы. Чем больше мышечных зажимов в теле человека, тем более резки и угловаты его движения, в них много тяжести и усталости. Вот что пишет Станиславский про мышечные зажимы: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть; когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются, словно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует и заставляет каменеть мимику. Напряжение в мышцах связывает психическую жизнь... Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия».Станиславский пишет, что от того, как артист чувствует себя на сцене, зависит качество его игры. Если движения актера неестественны, наиграны, неорганичны и зажаты, то это, по определению Станиславского, актерское самочувствие. Если же движения свободны и естественны – это творческое самочувствие. В творческом самочувствии большую роль играет телесная свобода, отсутствие мышечного напряжения и полное подчинение всего физического аппарата воле артиста. В состоянии творческого самочувствия артист может свободно выражать телом то, что чувствует его душа.
Все эти слова также справедливы относительно педагога в монтессори-среде. Творческое самочувствие учителя помогает «оживлять» материал во время презентации, позволяет учителю сначала почувствовать материал самому, а потом показать его ребенку так, чтобы он прочувствовал его и у него возник к материалу интерес и желание работать.
Упражнение из области актерского мастерства
Посидите минуту с закрытыми глазами, осознавая свое лицо по уровням. Что вы чувствуете в области лба и бровей? Возможно, какая-то часть немного напряжена? Есть ли разница в ощущениях справа и слева? Как вы чувствуете область глаза, носа и щек, чем отличаются правая и левая стороны? Какая разница в ощущениях в уголках губ? Есть ли разница между правой и левой стороной?Это упражнение можно назвать медитативным, оно позволяет обратиться к себе, к своему телу и ощущениям. Вариативно его можно исполнять с детьми в кругу.
Учитель задает последовательность и ритм исполнения упражнения, произнося вопросы-команды вслух, в то время как дети выполняют их, сидя с закрытыми глазами и прислушиваясь к голосу наставницы. Это упражнение можно сочетать и с упражнением в тишине.
Телесно-ориентированный тренинг монтессори-педагога
Как результат длительного психоэмоционального напряжения, в человеческом теле могут рождаться мышечные зажимы, имеющие большую площадь и существующие долгое время в теле. В таких случаях для снятия зажимов разумно прибегать сначала к помощи специалистов, например, физиотерапевтов и психологов, а затем продолжать работу самостоятельно, расслаблять мышцы от зажимов с помощью занятий спортом, драмой и пр. Существуют телесно-ориентированные тренинги, которые помогают целенаправленно заниматься проработкой эмоциональных причин, ведущих к стойким мышечным зажимам. В рамках телесно-ориентированной терапии имеется широкий ассортимент методик и техник, применяемых в этих целях. Многие из них можно использовать и для групповой работы на педагогических учебных курсах.Когда длительный мышечный зажим расслабляется и мышцы начинают функционировать в физиологическом режиме, самостоятельная тренировка становится более продуктивной и эффективной. Для этого можно прибегать к самым разнообразным методам, таким как йога, плавание, пилатес и многое другое. Самое главное заключается в том, чтобы человек подобрал подходящее именно ему и его телу занятие.
Критика существующего подхода
Важным фактором овладения профессией монтессори-педагога является познание себя, своих потребностей и критериев хорошего состояния. Даже несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, эта область знаний должна быть включена в учебный процесс как при подготовке монтессори-педагогов, так и других людей, работающих в сфере детского образования.При существующей подготовке специалистов делается упор на овладение техниками презентаций материалов и педагогической теории, но совершенно не дается знаний о конкретных инструментах, которыми учитель может воспользоваться для развития в себе многих важных качеств педагогической работы, описанных в трудах самой М. Монтессори.
Обучение монтессори-педагогике должно стать многогранным, включающим не только овладение теоретическим материалом и презентациями, но и инструментами работы со своим физическим и психическим благополучием. Тогда оно откроет новые горизонты для духовной работы, происходящей внутри учителя. Важно говорить студентам о поддержке их собственного психофизического здоровья, умения относиться к себе бережно и с любовью, хорошо чувствовать себя и свои потребности.
*
Вспоминается мысль Симона Львовича Соловейчика о двойных уроках, которые мы преподносим детям. Симон Львович писал, что «уступая ребенку – учу его уступать, прощая – учу прощать, обращаясь к ребенку с просьбой, а не с приказом – учу его просить». Продолжая эту мысль, можно сказать, что, любя себя и заботясь о себе, учу ребенка любить себя и заботиться о себе. Важно помнить, что любовь к другим начинается именно с любви к себе. Проблематично наладить концентрацию внимания детей в группе и привести их к точке нормализации, будучи самому не в норме. Нормализация в монтессори-группе начинается с нормализованного состояния монтессори-педагога.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (48) 2015 г.