«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Школьная рукодельная мастерская зовет детей и взрослых творить

Татьяна Дровалева
Мечта многих ребят – и прошлых лет, и нынешних – оказаться в волшебной мастерской, где можно поработать руками. Не по расписанию, а когда душа просит. Войти, как в светелку или в храм ремесел. Вот тебе волшебный ткацкий станок с разноцветным переплетением уточной пряжи, вот мотки кудели, гребни-бёрдышки с деревянными зубцами, челнок, манящий до него дотронуться. А в соседней комнате что-то вроде свечного заводика, объединенного с керамическим цехом и небольшой столяркой. Тут пахнет воском, опилками и канифолью. И в то же время находится место для стола, на котором монтируется робототехника. 

От редакции 
Елена Хилтунен

Вместо предисловия к статье


...В конце восьмидесятых в одном старинном московском дворе недалеко от Арбата при желании можно было попасть в такое рукодельное волшебство. Семейный дворовый клуб назывался «Левша». На вывеске проходящие по переулку люди читали: «Самостоятельный ремонт квартир, мебели, бытовой техники, детских игрушек, велосипедов, изготовление школьных наглядных пособий, моделей самолетов, кораблей, автомобилей, туристического инвентаря,  оформление интерьера квартир, участие в работе кукольного театра и кинолаборатории». В действительности список мог быть гораздо длиннее, потому что и взрослые, и дети приходили сюда исполнить любую ручную работу, к которой лежала душа. 
Главным мастером здесь был Кирилл Федорович Леонтович – такой полноватый, бородатый и приветливый детский врач-психиатр, который считал дворовую мастерскую своим обожаемым хобби.  А возникло увлечение почти как у Марии Монтессори в ее студенческие годы. Леонтович проходил практику в детской психиатрической больнице в селе Никольском под Рузой.  С утра до обеда больничными ребятишками  худо-бедно занимались врачи, а после обеда персонал расходился и ребята начинали беситься. Со скуки – нечем им было заняться. Вот Кирилл Федорович и решил занять детей – организовал фотолабораторию, потом живой уголок (из местного материала – на прогулках подбирали лягушек, ежиков, другую местную живность). Сделали аквариум реки, аквариум пруда, попробовали развести всю экологию болота, организовать муравейник, что оказалось довольно сложно. 

Не все получилось, но ребята занялись делом, и медики увидели, насколько это было эффективно в лечебном плане. А что говорить об общем развитии детей! Рука и разум, как известно, работают вместе. И когда мастерская Леонтовича переехала в московский дворик, из нее невозможно было вытащить арбатских детей и подростков. Да и их родителей тоже. 
Прошли годы. Про Кирилла Федоровича Леонтовича давно ничего не слышно, но вот что поразительно.  Совсем в других странах – например, в Скандинавии – пожалуй, нет школы – ни в городе, ни в селе – где бы целый этаж ни был отдан комнатам клуба-мастерской, подобной арбатскому «Левше». И сегодня нас с вами уже приглашают в Санкт-Петербургскую Монтессори-школу Михайловой. Там не только по пятницам в школьной мастерской за работой допоздна засиживаются и маленькие, и старшие, и учителя, и родители. Так постепенно, сделав большой круг во времени и в пространстве, дело Кирилла Федоровича Леонтовича возвращается к нам. 
Елена Хилтунен

Территория вдохновения

Рукодельная мастерская – это наше отдохновение. Дети приходят в нее порой просто побыть, отдохнуть. Замысел оправдал себя полностью.  Их встречает уют помещения с ковром, занавесками, подушками и креслами. Кругом цветы, картины, сундуки, корзинки с клубками ниток. А рукодельные работы, развешенные и разложенные повсюду, зовут придумывать новые и новые рукотворные изделия.

В нашей мастерской есть несколько разных по настроению мест для работы, и в то же время пространство остается единой творческой средой, в которой легко ориентироваться. Всегда можно выбрать место себе по душе: за тем или иным столом,  на стуле или на табуретке, сидя на полу, на ковре или специальной подушке, за низким столиком, в кресле и даже греясь у батареи. Варианты настолько неограничены, что каждый находит себе подходящее место или создает его себе сам. Это помогает нам изменять среду согласно потребностям детей, их идеям и удобству. Мастерская имеет большое преимущество согласно нашему непостоянству, гибкости и активному течению жизни. Творческое пространство абсолютно мобильно! В нем передвигается всё, даже стены, и делается это легко и быстро. За 15 минут два человека разбирают всю мастерскую целиком! А благодаря такому преимуществу сделать перестановку, освежить среду и создать новые зоны не составляет большого труда. И детьми всегда принимается на ура!

Среда наполнена простой и легкой мебелью, белой и светлого дерева: рабочие столы, открытые стеллажи для учебных материалов и свободной работы с ними, компактные ячейки для хранения творческих материалов, а также неприкосновенные учительские шкафы и стол. Из технического оборудования это швейные машины, утюг и гладильное место, а также большой настоящий ткацкий станок.

Важным местом является хранилище незаконченных работ – личные ячейки. У каждого ученика есть своя именная ячейка, где хранятся его работы, а также лист-навигатор по рукодельной мастерской, где можно отметить свою готовую работу и свериться с планом, т.е. увидеть весь спектр представленных видов рукоделия. С ячейки начинается занятие, ей и заканчивается. 

Также всем знакомо место канцелярского уголка, в котором лежат все необходимые инструменты. И, конечно, есть у нас место раздельного мусора, где мы сортируем вторсырье: макулатуру и ветошь, и общий мусор, таким образом, сокращается.

Подписи помогают детям самостоятельно ориентироваться в среде и обеспечить себя всем необходимым, развивая свою внимательность.  

Красиво не только снаружи. Наполнение среды

На открытых стеллажах дети могут взять поднос с материалом для самостоятельного занятия. Рядом располагаются книги, литература для вдохновения и ознакомления с каждым видом рукоделия. Имеются также и адаптированные инструкции, пошаговые технологические карты с изображениями и небольшим текстом, разработанные педагогом для более наглядной и понятной работы. 

В мастерской представлено одновременно 7 разделов рукоделия: вышивка, вязание, шитье, бисероплетение, ткачество, плетение и мандалы из ниток. Каждый раздел имеет несколько видов и техник. Например, вязание представлено и с помощью крючка, и на спицах; вышивать можно крестиком, бисером и используя декоративные стежки и швы; плетение делится на 4 техники, которые в целом имеют около 20-ти  вариантов. А ткачество представлено на трех разных станках.

При совмещении нескольких материалов получаются новые виды творчества. К тому же используя разные сопутствующие материалы: пряжа, нитки; ткани, фетр; бусины, пуговицы; ленты, тесемки, резинки, веревки и т.д. Все это лежит в корзинках, коробках, на полках в общем доступе.

Помимо описаний семи основных разделов рукоделия, на полках можно найти и другую литературу, к примеру, описание иных видов творчества к праздникам. Популярными оказались обережные куклы, фелтинг (валяние из шерсти), появились разные тренажеры для изготовления цветов, шнурков из ниток, изготовления разного рода открыток и многое другое. 

Дети сами часто что-то изобретают или проявлением своего интереса подсказывают,  что можно добавить в среду или как можно развить уже представленный вид рукоделия.

Занятие и расписание или их отсутствие?

Рукодельная мастерская открыта всегда. У нее вообще нет дверей. Однако некоторые виды рукоделия требуют сопровождения педагога и могут быть исполнены в полной мере лишь во время его присутствия. Основные занятия проходят два раза в неделю для каждой ступени (класса). Занимаются в мастерской ребята разных возрастов, с 1 по 6 класс. Выбрать занятие могут и девочки и мальчики. 

Одновременно с рукодельной мастерской открыта и ремесленная, но значительное число девочек всё же приходят рукодельничать, а мальчики – заниматься ремеслом.


Количество детей во время основного занятия разнится от 2-х до 18-ти. Оптимальное количество, мы заметили, около 5-7 человек. В зависимости от параллельных занятий одной ступени. 

Занятие длится от 40 до 55 минут. В это время мы успеваем многое. В начале происходит выбор вида рукоделия, общий настрой, рекомендации педагога, если есть необходимость. Далее – это самостоятельная работа детей, каждого в своей области; презентация материала по запросу; советы по необходимости. И завершаем, сохраняя работу в ячейку; убираем рабочие места, оставляя после себя порядок как при входе.

Многие дети освоились хорошо, и знают, что могут заняться работой в любое время, подойти к своей ячейке, взять незаконченную работу и погрузиться в любимый процесс, когда у них есть на это время и желание.

Оценка своего труда. Успехи

Дети могут самостоятельно фиксировать свои достижения в личном навигаторе с перечнем материалов в среде. Навигатор хранится в их именных ячейках. В нем можно отметить свою работу с тем или иным материалом и описать получившуюся работу, сделанную в определенной технике.

Педагог имеет и свои записи о работе учеников. Это личные карты для каждого ребенка, где отмечается работа с материалами, интерес к определенному виду рукоделия. Успехи в виде начатых проектов, активность их ведения и наличие результата, время, затраченное учеником на работу и качество выполненного изделия. Мы отмечаем так же и психологическое состояние каждого из ребят, характер их работы в группе, и особенности индивидуальной деятельности. 

Работа и таланты

Работа в рукодельной мастерской построена без жестких рамок и строгих правил, дети могут пробовать себя в разных формах творчества. Это позволяет и им самим, и взрослым совершать открытия, которые, возможно, нарушали бы общепринятую программу обучения мастерству. Например, что человеку в данный момент важно:  познакомиться с материалом на определенном уровне и остановиться или попросить мастера помочь ему сделать следующий шаг? Ребята сами чувствуют, могут ли они вместить в себя еще больше информации или пока хватит. 

Занимаясь с понравившимся материалом, ребенок может проявить фантазию или свой подход, и это чудесным образом сказывается на результате. Т.е. бывает, дети проявляют гораздо более  высокий уровень мастерства, чем был задан педагогом. Будто они занимались этим рукоделием ранее, хоть и прикоснулись к нему впервые. Работа дается им легко, и все видят ее качественный результат. Усвоив технику, дети незамедлительно делятся новым знанием с подружками и друзьями. Умело передают ее другим, по-своему, по-детски, как понятно им. Да так, что порой педагог может  лишь подивиться их педагогическому таланту!


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016
Фото: Елена Хилтунен и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Татьяна Дровалева

Монтессори-учитель  Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Сорокина

Ребенок – он просто живой! Он есть!

Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги

Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Оксана Иванова

Как оценивать наше педагогическое мастерство? Приглашаем поделиться опытом

Анна Любченко

Про детские игры в обществоведение на языке методологов

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »