Школьная рукодельная мастерская зовет детей и взрослых творить
Татьяна Дровалева
Мечта многих ребят – и прошлых лет, и нынешних – оказаться в
волшебной мастерской, где можно поработать руками. Не по расписанию, а
когда душа просит. Войти, как в светелку или в храм ремесел. Вот тебе
волшебный ткацкий станок с разноцветным переплетением уточной пряжи, вот
мотки кудели, гребни-бёрдышки с деревянными зубцами, челнок, манящий до
него дотронуться. А в
соседней комнате что-то вроде свечного заводика,
объединенного с керамическим цехом и небольшой столяркой. Тут пахнет
воском, опилками и канифолью. И в то же время находится место для стола,
на котором монтируется робототехника.
От редакции
Елена Хилтунен
Вместо предисловия к статье
...В конце восьмидесятых в одном старинном московском дворе недалеко от Арбата при желании можно было попасть в такое рукодельное волшебство. Семейный дворовый клуб назывался «Левша». На вывеске проходящие по переулку люди читали: «Самостоятельный ремонт квартир, мебели, бытовой техники, детских игрушек, велосипедов, изготовление школьных наглядных пособий, моделей самолетов, кораблей, автомобилей, туристического инвентаря, оформление интерьера квартир, участие в работе кукольного театра и кинолаборатории». В действительности список мог быть гораздо длиннее, потому что и взрослые, и дети приходили сюда исполнить любую ручную работу, к которой лежала душа.
Главным мастером здесь был Кирилл Федорович Леонтович – такой полноватый, бородатый и приветливый детский врач-психиатр, который считал дворовую мастерскую своим обожаемым хобби. А возникло увлечение почти как у Марии Монтессори в ее студенческие годы. Леонтович проходил практику в детской психиатрической больнице в селе Никольском под Рузой. С утра до обеда больничными ребятишками худо-бедно занимались врачи, а после обеда персонал расходился и ребята начинали беситься. Со скуки – нечем им было заняться. Вот Кирилл Федорович и решил занять детей – организовал фотолабораторию, потом живой уголок (из местного материала – на прогулках подбирали лягушек, ежиков, другую местную живность). Сделали аквариум реки, аквариум пруда, попробовали развести всю экологию болота, организовать муравейник, что оказалось довольно сложно.
Не все получилось, но ребята занялись делом, и медики увидели, насколько это было эффективно в лечебном плане. А что говорить об общем развитии детей! Рука и разум, как известно, работают вместе. И когда мастерская Леонтовича переехала в московский дворик, из нее невозможно было вытащить арбатских детей и подростков. Да и их родителей тоже.
Прошли годы. Про Кирилла Федоровича Леонтовича давно ничего не слышно, но вот что поразительно. Совсем в других странах – например, в Скандинавии – пожалуй, нет школы – ни в городе, ни в селе – где бы целый этаж ни был отдан комнатам клуба-мастерской, подобной арбатскому «Левше». И сегодня нас с вами уже приглашают в Санкт-Петербургскую Монтессори-школу Михайловой. Там не только по пятницам в школьной мастерской за работой допоздна засиживаются и маленькие, и старшие, и учителя, и родители. Так постепенно, сделав большой круг во времени и в пространстве, дело Кирилла Федоровича Леонтовича возвращается к нам.
Елена Хилтунен
Территория вдохновения
Рукодельная мастерская – это наше отдохновение. Дети приходят в нее порой просто побыть, отдохнуть. Замысел оправдал себя полностью. Их встречает уют помещения с ковром, занавесками, подушками и креслами. Кругом цветы, картины, сундуки, корзинки с клубками ниток. А рукодельные работы, развешенные и разложенные повсюду, зовут придумывать новые и новые рукотворные изделия.
В нашей мастерской есть несколько разных по настроению мест для работы, и в то же время пространство остается единой творческой средой, в которой легко ориентироваться. Всегда можно выбрать место себе по душе: за тем или иным столом, на стуле или на табуретке, сидя на полу, на ковре или специальной подушке, за низким столиком, в кресле и даже греясь у батареи. Варианты настолько неограничены, что каждый находит себе подходящее место или создает его себе сам. Это помогает нам изменять среду согласно потребностям детей, их идеям и удобству. Мастерская имеет большое преимущество согласно нашему непостоянству, гибкости и активному течению жизни. Творческое пространство абсолютно мобильно! В нем передвигается всё, даже стены, и делается это легко и быстро. За 15 минут два человека разбирают всю мастерскую целиком! А благодаря такому преимуществу сделать перестановку, освежить среду и создать новые зоны не составляет большого труда. И детьми всегда принимается на ура!
Среда наполнена простой и легкой мебелью, белой и светлого дерева: рабочие столы, открытые стеллажи для учебных материалов и свободной работы с ними, компактные ячейки для хранения творческих материалов, а также неприкосновенные учительские шкафы и стол. Из технического оборудования это швейные машины, утюг и гладильное место, а также большой настоящий ткацкий станок.
Важным местом является хранилище незаконченных работ – личные ячейки. У каждого ученика есть своя именная ячейка, где хранятся его работы, а также лист-навигатор по рукодельной мастерской, где можно отметить свою готовую работу и свериться с планом, т.е. увидеть весь спектр представленных видов рукоделия. С ячейки начинается занятие, ей и заканчивается.
Также всем знакомо место канцелярского уголка, в котором лежат все необходимые инструменты. И, конечно, есть у нас место раздельного мусора, где мы сортируем вторсырье: макулатуру и ветошь, и общий мусор, таким образом, сокращается.
Подписи помогают детям самостоятельно ориентироваться в среде и обеспечить себя всем необходимым, развивая свою внимательность.
Красиво не только снаружи. Наполнение среды
На открытых стеллажах дети могут взять поднос с материалом для самостоятельного занятия. Рядом располагаются книги, литература для вдохновения и ознакомления с каждым видом рукоделия. Имеются также и адаптированные инструкции, пошаговые технологические карты с изображениями и небольшим текстом, разработанные педагогом для более наглядной и понятной работы.
В мастерской представлено одновременно 7 разделов рукоделия: вышивка, вязание, шитье, бисероплетение, ткачество, плетение и мандалы из ниток. Каждый раздел имеет несколько видов и техник. Например, вязание представлено и с помощью крючка, и на спицах; вышивать можно крестиком, бисером и используя декоративные стежки и швы; плетение делится на 4 техники, которые в целом имеют около 20-ти вариантов. А ткачество представлено на трех разных станках.
При совмещении нескольких материалов получаются новые виды творчества. К тому же используя разные сопутствующие материалы: пряжа, нитки; ткани, фетр; бусины, пуговицы; ленты, тесемки, резинки, веревки и т.д. Все это лежит в корзинках, коробках, на полках в общем доступе.
Помимо описаний семи основных разделов рукоделия, на полках можно найти и другую литературу, к примеру, описание иных видов творчества к праздникам. Популярными оказались обережные куклы, фелтинг (валяние из шерсти), появились разные тренажеры для изготовления цветов, шнурков из ниток, изготовления разного рода открыток и многое другое.
Дети сами часто что-то изобретают или проявлением своего интереса подсказывают, что можно добавить в среду или как можно развить уже представленный вид рукоделия.
Занятие и расписание или их отсутствие?
Рукодельная мастерская открыта всегда. У нее вообще нет дверей. Однако некоторые виды рукоделия требуют сопровождения педагога и могут быть исполнены в полной мере лишь во время его присутствия. Основные занятия проходят два раза в неделю для каждой ступени (класса). Занимаются в мастерской ребята разных возрастов, с 1 по 6 класс. Выбрать занятие могут и девочки и мальчики.
Одновременно с рукодельной мастерской открыта и ремесленная, но значительное число девочек всё же приходят рукодельничать, а мальчики – заниматься ремеслом.
Количество детей во время основного занятия разнится от 2-х до 18-ти. Оптимальное количество, мы заметили, около 5-7 человек. В зависимости от параллельных занятий одной ступени.
Занятие длится от 40 до 55 минут. В это время мы успеваем многое. В начале происходит выбор вида рукоделия, общий настрой, рекомендации педагога, если есть необходимость. Далее – это самостоятельная работа детей, каждого в своей области; презентация материала по запросу; советы по необходимости. И завершаем, сохраняя работу в ячейку; убираем рабочие места, оставляя после себя порядок как при входе.
Многие дети освоились хорошо, и знают, что могут заняться работой в любое время, подойти к своей ячейке, взять незаконченную работу и погрузиться в любимый процесс, когда у них есть на это время и желание.
Оценка своего труда. Успехи
Дети могут самостоятельно фиксировать свои достижения в личном навигаторе с перечнем материалов в среде. Навигатор хранится в их именных ячейках. В нем можно отметить свою работу с тем или иным материалом и описать получившуюся работу, сделанную в определенной технике.
Педагог имеет и свои записи о работе учеников. Это личные карты для каждого ребенка, где отмечается работа с материалами, интерес к определенному виду рукоделия. Успехи в виде начатых проектов, активность их ведения и наличие результата, время, затраченное учеником на работу и качество выполненного изделия. Мы отмечаем так же и психологическое состояние каждого из ребят, характер их работы в группе, и особенности индивидуальной деятельности.
Работа и таланты
Работа в рукодельной мастерской построена без жестких рамок и строгих правил, дети могут пробовать себя в разных формах творчества. Это позволяет и им самим, и взрослым совершать открытия, которые, возможно, нарушали бы общепринятую программу обучения мастерству. Например, что человеку в данный момент важно: познакомиться с материалом на определенном уровне и остановиться или попросить мастера помочь ему сделать следующий шаг? Ребята сами чувствуют, могут ли они вместить в себя еще больше информации или пока хватит.
Занимаясь с понравившимся материалом, ребенок может проявить фантазию или свой подход, и это чудесным образом сказывается на результате. Т.е. бывает, дети проявляют гораздо более высокий уровень мастерства, чем был задан педагогом. Будто они занимались этим рукоделием ранее, хоть и прикоснулись к нему впервые. Работа дается им легко, и все видят ее качественный результат. Усвоив технику, дети незамедлительно делятся новым знанием с подружками и друзьями. Умело передают ее другим, по-своему, по-детски, как понятно им. Да так, что порой педагог может лишь подивиться их педагогическому таланту!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016
Фото: Елена Хилтунен и интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.