Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2
Елена Хилтунен
Свои карточки для чтения Юлия Ивановна Фаусек изготовила примерно в 1920-21 году после прочтения второго тома Марии Монтессори, который она получила годом раньше. Фаусек пишет об этом в работе «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» на стр. 178, издания 2007 года. Создавая современный вариант коллекции Юлии Ивановны, мы обратили на этот факт внимание, так как посчитали важным воспроизвести именно первые русские монтессори-материалы для чтения, а не адаптированные после многочисленных иностранных интерпретаций. По этому признаку наш вариант русской коллекции языковых материалов Монтессори не имеет себе равных в мире.
Все материалы коллекции для чтения Ю. Фаусек обладают так называемой изоморфностью, когда сама структура материала и его место среди других соответствует логике формирования того или иного понятия, связанного с развитием языка. Механизм их действия в руках ребенка можно назвать ключевым словом «проживание». Методика индивидуальной работы с материалом предполагает обязательный перевод простой манипуляции в целенаправленное действие. Таким же способом осуществляется и контроль ошибок.
Если следовать логике М.Монтессори и понимать значение изоморфности автодидактического материала, то для ребенка следующей после механического чтения слов ступенью будет чтение с картинками. Ему предстоит соотнести прочитанное слово с его образом, изображенным на картинке. Так укрепляются представления об осмысленности прочитанного.
Карточки для чтения имен существительных и глаголов с картинками
Карточки в коробке с названиями предметов упорядочены таким образом, что ребенок может определить их совокупность по одному признаку и в то же время распределить на три группы. В первой группе карточек (зеленый цветовой код) собраны карточки с названием предметов из мира растений, во второй (красный цветовой код) – из мира животных, и в третьей (красный цветовой код) – из мира человека. Все же вместе они обозначают названия предметов, и чуть позднее ребенок узнает, что к ним можно задать вопрос «кто это?» или «что это?». В верхней части коробки стоит символ слов языка, обозначающих названия предметов или состояний – черный треугольник. Этот символ принят в Монтессори-педагогике, так как треугольник, как геометрическая фигура, символизирует основательность и прочность. В школьные годы ребенок узнает, что слова, обозначающие название предметов или состояния называются термином «Имя существительное». А пока он просто учится интуитивно выделять такие слова в языке и упорядочивать их.
В коробке с карточками, изображающими действия живых или не живых предметов, можно заметить только этот принцип – некое движение выполняемое героями картинок, подписи к которым ребенку предстоит прочитать. В верхней части коробки стоит монтессорийский символ глагола – красный круг. Видимо, круг был выбран М.Монтессори для обозначения глагола, поскольку эта фигура наиболее нестабильна и подвержена передвижению в пространстве. Чтение карточек с глаголами и соотнесение их с картинками так же не является работой по изучению грамматики, но лишь интуитивное, косвенное ее восприятие.
Как работать с коробкой для чтения слов с картинками?
Ребенок приносит коробку на стол или на ковер и раскладывает картинки первой серии горизонтально в верхней части ковра. Подписи к этим картинкам он кладет на ковер в беспорядке. Затем ребенок читает слово на любой из карточек-подписей, пытается понять, что оно обозначает и подкладывает карточку к соответствующей картинке. В том же духе можно продолжить работу с другими сериями карточек. Если ребенок все еще предпочитает чтение письменного шрифта печатному, он может перевернуть карточку и сверить написание слова в том и другом варианте. Ю. Фаусек пишет, что дети, начинающие читать лишь рукописный шрифт, на этом этапе совершенно незаметно переходят к печатному. «Показывать и изучать печатные буквы так, как это делалось с письменными, не приходится: дети узнают их с легкостью, самостоятельно сравнивая с рукописными». Контроль ошибок в работе с этим материалом осуществляет наставница или более опытный ребенок.
Монтессори описывает в своей книге «Дом Ребенка», в главе «Чтение» изумивший ее факт. Спустя совсем небольшое время после работы с материалом, состоявшим из подписей к отдельным игрушкам или предметам окружающей среды, дети отказывались от участия в этой игре предметов и начинали прочитывать карточки, удовлетворяя себя только этим процессом. Они откладывали игрушки и спешили читать одно за другим слова на карточках. М.Монтессори пишет: «Я молча глядела на них, пытаясь разгадать секрет их души, величие которой так мало знала. И вдруг меня осенила мысль, что они полюбили знание, а не глупую игру! Это открытие исполнило меня изумлением и заставило ярко почувствовать все величие души человеческой».
А вот свидетельство Юлии Ивановны Фаусек. «То же самое явление наблюдали и постоянно наблюдаем мы с нашими русскими детьми, все равно, обладали ли они дома игрушками или нет. Раз они начали читать, они читают, не тратя времени и отделяя игрушки и картинки от билетиков со словами. Игрушками они играют, картинки рассматривают, а билетики читают. Мы пробовали также устраивать общую игру в чтение слов, утилизируя картинки и билетики. Все дети – и умеющие и не умеющие читать, принимали в этом участие. Умеющие читать прочитывали билетики не умеющим, и эти последние брали себе обозначенные на них картинки и раскладывали на столиках. И вдруг оказалось, что картинками пользовались лишь не умеющие читать, умеющие только читали, а не брали картинок. Читать же про себя они предпочитали в одиночку. В группе читали для младших братьев, не завоевавших еще себе их умения».
Это означает, что дети готовы перейти на следующую, более абстрактную ступеньку освоения чтения – чтение с интерпретацией отдельных предложений. Маленькие ученики Юлии Ивановны Фаусек назвали такие карточки – «приказаниями».
Статья из журнала "Монтессори-клуб" № 1 (21), 2010