«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Когда стоишь у края поляны, со всех сторон веселый лес, а одна сторона – небо. И ты паришь….

Ирина Евстигнеева
Томской школе Монтессори уже немало лет. Она возникла в самые первые годы второй волны монтессори-педагогики в России. Сначала это была маленькая детсадовская группа, которая жила в большой поликультурной школе «Эврика-развитие», соседствуя с классами развивающего обучения, группами Вальдорфской  и Толстовской педагогики. Потом школа-сад Монтессори выделилась  в самостоятельное государственное учреждение и переехала в отдельное здание.

Ирина Евстигнеева - Монтессори-педагог, тьютор,
Катерина Григоренко - Монтессори-педагог, тьютор
начальная школа Монтессори г. Томск

Уроки на берегу Томи

Что, как не природа,  вдохновляет поэтов на творчество, а ботаников и зоологов – на  исследование флоры и фауны. Здесь  рождаются песни, слова, музыка и фото–композиции. Здесь хочется танцевать, растворившись в хороводе деревьев, и упражняться в силе и ловкости. Красота успокаивает, и  человек начинает доверять и открываться всему и всем вокруг.

Ежегодно весной и осенью мы отправляемся в лес. Только осенью здесь бывает такое буйство красок. Пока мы идём по тропинкам, луч выглянул из-за листа берёзы, быстро перебежал к ольхе и затаился – осеннее солнце выглянуло специально для нас. Мы на широкой поляне. Когда стоишь у её края, со всех сторон весёлый лес, а одна сторона – небо. Облака совсем низко, кажется, можно шагнуть в них.  И ты паришь. Под ногами длинный спуск к реке, его почти не видно. Зато, видно, как далеко внизу делает изящный изгиб река Томь.

Из-за сосны показались два мальчика. Один худенький и высокий, второй маленький коренастый. Это два Глеба. Несут мольберт и спорят о том, почему человек не осваивает космос ещё дальше. Увлекшись, они не заметили место, где стоят остальные мольберты и лежат вещи. 

Ребята постарше несут воду, девочки коврики, а мураши-первоклашки – свои рюкзачки.  Озираются по сторонам – не ожидали начать свою долгую учебную дорогу здесь, в лесу.

Закончили приготовление места. Садимся в круг. Наконец, можно всех разглядеть. Вот Максим смотрит в небо. Он у нас необычный человек – весь мир видит в цветах. Художник. Может нарисовать все в объёме. Картинки получаются живые. К нему жмется Савелий. Он – первоклашка, только пришёл к нам в класс и сразу нашёл в Максиме родственную душу.     Савелий – романтик, философ. Когда мы в прошлом году были в гостях у него в детсадовской группе, он мечтал учиться в школе, «где нет уроков, и знания сами входят в голову». 

Поэтический круг

Пока мы рассматривали ребят, начался Поэтический круг. Домашним заданием было  выбрать литературное или музыкальное произведение, передающее осеннее настроение, подготовить и представить его на «поэтическом кругу». Каждый готовился заранее. Можно читать любые стихи, можно петь. Девчонки успели вырезать и склеить корону, украсив её травинками и листиками. 

Первый желающий прочитать стихи Костя коронуется и тихонько рассказывает стихотворение о прошедшем лете.  Передаёт корону по кругу. Кристина и Настя показывают мини-театр в стихах о маленьком смешном человечке. Вовка проникновенно играет на флейте. И вдруг Лиза (первоклассница) бойко спрашивает: «А можно свое сочиненное стихотворение?» Мы слушаем её с восторгом и потом долго аплодируем. Все желающие выступили, «поэтический круг» окончен.

Как превратиться в настоящую команду? 

Сегодня нас необычно много – два разновозрастных Монтессори-класса начальной школы, да ещё ребята из 4-го класса «свободной педагогики». Чтобы продолжить занятия в лесу нам нужно разделиться. Каждый раз, когда надо поделиться на группы, мы делаем это по-разному. На этот раз было необходимо всем построиться по росту. А потом рассчитаться на «первый-восьмой». Все, кто «первые» – первая команда, «вторые» – вторая и так далее. Всего должно получиться 8 команд. Казалось бы просто, но нас больше  пятидесяти! Где мне встать? Кого я выше? Кто будет смотреть, получается ли общее построение? Сначала все топчутся  и даже не могут найти место, где бы построиться. Потом начались споры о том, кто выше. Много командиров и ничего не получается. Потом  кто-то говорит, что всех построит, и дело начинает продвигаться…

Каждой команде выдали свою карту – маршрут движения по нашим урокам на природе.  Одна из команд отправилась на математику.  

Лесная математика

Побродив по окрестным тропам, ребята вышли на пятачок, где стоят ведра, банки с водой. Влада – учитель математики и всего на свете – улыбается и предлагает решить задачу: «Как с помощью ведра и пятилитровой пластиковой банки, отмерить  4 литра воды?». (Задание из олимпиадных задач на переливание). 

Все начинают дружно переливать воду из одной ёмкости в другую. Не получается. Пыхтят, опять переливают до тех пор, пока Игорь не догадался, что сначала надо подумать, и стал палочкой на земле чертить возможные способы переливания. Но Ромка упорно продолжает лить воду. И, о чудо! – у него получилось! Но, увы, это вышло случайно.  Влада просит объяснить и проделать все ещё раз. Через 20 минут  упорной борьбы с вёдрами ребята довольные бегут по маршруту дальше.

У Насти озабоченный вид: бегаем, бегаем по лесу, а…Савелий исчез. Он ведь шестилетка и мог заблудиться. Поспешили искать Савелия, но он, оказывается, и не терялся. Он же романтик – так и остался на поляне с математикой – стоит и разглядывает свисающие дикие яблочки. Настя взяла его за руку. Пора идти к  Ирине  – учителю естествознания и математики.

Искусство фотографировать

На поваленном раскидистом дереве  сидит Ирина с фотоаппаратом и рассказывает о том, как он устроен.  Как изображение записывается на карту памяти и кто такие пиксели. Ребята стали делать свои фотопробы. Сначала просто кривлялись перед объективом, валялись в жёлтой листве. Было весело! Потом узнали, что в искусстве фотографии есть замысел, постановка, ракурс и многое другое. Их следующие фотокартины получились тоже весёлые, но гораздо интереснее. 

– Дома сделайте композицию из разных предметов. Придайте ей динамику, сфотографируйте, меняя ракурс и освещённость, – даёт напоследок свои рекомендации  Ирина.  

Команда отправляется по маршруту дальше. И вдруг – белка! Она сидит между сосен и никого не боится. Ребята стали предлагать ей сорванную рябину. Сверху прыгнула вторая белка, и обе понеслись к дальним кустам...

Японская хокку в сибирском лесу

И вот уже все лежат или сидят на ковриках на высоком обрыве, залитом лучами солнца, и слушают неспешную красивую речь Лены – учительницы литературы и русского. Она читает японские хокку. Все растворяются в ее словах, в лесном шуме, в ветре, дующем с реки, и всем спокойно. 

Надо осмотреть место, почувствовать настроение и  описать, используя стиль японского стихосложения «хокку».

В результате у каждого оно получается своё.

Желтеют листья на деревьях,
Начинает холодать.
Осень настроение моё сгубила.

Кеша Бакшт

Синь небес
В глади воды
Простор наполняет грудь.

Маша Тен

Как Cавелий стал руководителем

…На траве лежит огромный кусок разноцветной ткани. Это палатка. Ее надо поставить. Но как? Полотнище треплет ветер и оно не расправляется, а колышки выскакивают из земли. Лариса – учитель класса «свободной педагогики» – наблюдает происходящее со стороны. Ждёт, что будут предпринимать сами ребята. На лице у нее легкая улыбка. 

Ромка носится вокруг и всем только мешает. Девчонки пищат и не слушают ничьих  советов. Палатка не поддаётся, и ребята  сникли. Тут Савелий  тихонечко сказал, что он знает, как ставить (они с папой ходили в поход). И сначала робко, а потом все уверенней начинает руководить работой. У него отлично получается управлять ребятами из своей команды. Он горд. Еще бы! Кому доводилось руководить группой, где все старше и опытнее, могут понять, что он испытал! Теперь Настя уже не ведёт его за руку. Он идёт впереди всех и оглядывается, не отстает ли команда. 

Ботаника лагерного сада

Учитель Света  дала ребятам лист какого-то дерева. Надо было найти это дерево в лесу, узнать про него как можно больше и написать о нем книгу.

Дерево, на котором рос листок, дети нашли  у дальнего края поляны. Это – липа. Задание сделать книгу показалось им слишком сложным, и они разделились. Игорь и Кристина искали информацию в книгах. Максим рисовал дерево.  Получилось как  настоящее. А Настя придумывала, как книга будет устроена. Она оформляла все находки, давала задание Ромке, и тот охотно выполнял все, что она просила.

И вот получилась книга с множеством картинок. Очень красивая! Там были и корни, и листья, и веточки. И даже корни в разрезе. Максим нарисовал, как по капиллярам корней поднимается вода. Учительница Света рассказала, что липа считается «живой» древесиной и обладает лечебными свойствами. В отличие от осины со временем липа не темнеет, а сохраняет свой удивительный светлый цвет. Из липы делают музыкальные инструменты. 

Наши чувства на листе бумаги

У команды новое задание: найти и прочувствовать место на поляне, где тебе лучше  всего. Изобразить на листе бумаги свои чувства. 

Приятно  наблюдать, как на большие листы переносятся яркие краски осени. Серебристый изгиб реки и рваный туман внизу. Таня  – учитель ИЗО – часто подходила и показывала какие цвета смешивать, чтобы получился нужный оттенок.

А в это время на соседней поляне ребята вместе с Катериной – тьютором классов Монтессори  делают стенгазету «Лесные приключения». Возле газеты в школе потом долго стояли родители, разглядывая своих детей, а ребята вспоминали интересные моменты путешествия по Лагерному Саду.

Там, где ломается воздух

Где взрываются вулканы, сталкиваются магнитные пучки света, ломается воздух, который  оказывается сильнее воды? Конечно, там, где люди изучают естествознание.  Здесь можно увидеть звук  и почувствовать, как в суставе что-то крутится. 

Но сегодня другое задание. Все придумывают интересные вопросы обо всем, что нас окружает. Вот ползет муравей. Он несет большую травинку. Если муравья увеличить до размера человека, будет ли он такой же сильный, как человек? А облака? Почему  они бывают такие  разные? Есть ли на земле дерево, которому 1000 лет? Почему птицы не задыхаются на высоте? 

Каждая команда придумала множество вопросов. Потом их все сгруппировали по темам и поместили на плакаты – «Космос», «Люди», «Животные», «Растения», «Явления природы», «Невероятное». Плакаты отнесли в школу, повесили в общем коридоре. А рядом пустые листы для ответов. Получилась целая «Стена вопросов». Ребята из разных классов будут читать вопросы и отвечать на самые для них интересные!


Дело к вечеру. День  удивительных знаний-дел-ощущений-открытий подходит к концу. После каждого такого дня в лесу появляется множество дел: обсудить, как прошли очередные уроки на природе, поделиться впечатлениями, подумать над способами решения трудных задач, оформить выставку, «Стену вопросов», найти на них ответы и так далее…

«Уроки на природе» – это ещё одна форма работы с детьми монтессори-класса, которая позволяет расширить образовательную среду начальной школы за счёт других материалов и участников, наполнить её уникальными, яркими впечатлениями, так необходимыми для развития воображения младшего школьника. При этом сама природа становится и материалом, и участником. Ведь растения, животные, явления, с  которыми могут встретиться дети в лесу, не запрограммируешь под цели и план урока. Зато спонтанность происходящего, постоянно возникающие ситуации неопределённости, в которых необходимо принимать самостоятельные  решения – точно обеспечены.

Возможно, наши уроки на природе не соответствует канонам свободной работы монтессори-класса.  Расписание уроков  задано маршрутным листом, а индивидуальные и командные задания спланированы учителями заранее. Однако, необходимость делать выбор и принимать решения в пользу одной из множества альтернатив – это условие, вокруг которого проектируется совместная деятельность детей и взрослых. Дети выбирают, каким образом распределить роли в команде, какими источниками информации они будут пользоваться при подготовке и выполнении заданий на уроках, какое творческое оформление будет у результатов их индивидуальной и групповой работы. К тому же многие из задач, которые им приходится решать, не имеют правильного ответа, а, значит, от них опять потребуется самостоятельный выбор.

Но самое ценное –  это тот событийный опыт жизни в природе, который  получают и взрослые, и  дети. Опыт наблюдателей, исследователей. Опыт  ответственности за свою и чужую жизнь. Именно здесь естественным образом проявляются умения делать выбор наилучшего для себя в заданных условиях. Здесь же можно эти навыки и доращивать. Ещё один результат, на который работает эта событийная форма появляется оттого, что в ней участвуют родители, дети и учителя других классов. Для многих  из них – такой способ общения людей с природой и друг с другом, отличный от простых радостей совместного поедания шпикачек на костре, оказывается открытием, и даже примером для повторения. 

Мы описали в статье лишь часть образовательных результатов и эффектов, которые возникают на «уроках на природе». Каждый раз, заново осмысляя их  ценность, мы начинаем  проектирование  нового учебного года  в нашей «Томской школе Монтессори» с этой ставшей традицией формы.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (24) 2010 г.
Фото Ирины Евстигнеевой

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Ирина Евстигнеева

Монтессори-педагог, тьютор, начальная школа Монтессори г. Томск

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Мария Монтессори

Последняя речь доктора Марии Монтессори

Джанни Родари

Техника фантастических теорий

Павел Шиварев

О том, почему любая альтернативная школа с классно-урочной системой ничем не лучше массовой школы

Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »