«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Действующие лица и исполнители

Екатерина Солоненко
С каким внутренним настроем мы приходим к детям? Живут ли в нас их детские проблемы или перевешивают наши собственные? Нам полезно чаще думать о себе, о своей внутренней экологии. Не копить страхи, сомнения и обиды, а размышлять, эффективны ли мы как профессиональные педагоги, какие роли играем во взаимодействии с детьми. Умение видеть себя со стороны, анализировать и контролировать является одной из составляющих линий нашей педагогической работы.


Начало. Роль Карабаса Барабаса

В период становления группы, в атмосфере хаоса и дезорганизованности детей, позволим себе строгий и жесткий стиль общения с детьми. Введем правила и будем контролировать их выполнение. Пусть дети почувствуют важность дисциплины и порядка в группе. Педагог строг, формирует границы дозволенного, является внешним ограничителем. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. В это время лучшая для него роль – роль Карабаса Барабаса. Он говорит с детьми назидательным тоном, использует указующие жесты, «упивается» собственной властью над детьми, не доверяет другим – коллегам, родителям, детям. 

А что в это время происходит с детьми? В них много тревоги, страхов наказания за совершенную ошибку, постоянные обиды, ощущение несправедливости, угрозы и давления. Дети часто болеют. Динамика группы подобна сжатой пружине. Дети становятся неуправляемыми в отсутствие педагога. Возможно, что среди детей найдётся Буратино, который, обладая смелостью и весёлым нравом, обезвредит грозного Карабаса.

Любая роль – это всего лишь роль. Из нее надо уметь выходить или переключаться на другую. В ситуации «зависания» лучше всего довериться себе, людям, отказаться от формализма, получить удовольствие от общения с детьми. Перестанем всех контролировать, дадим себе свободу в проявлении радости, счастья, восторга, любви. Поработаем над проявлениями собственного тщеславия и гордыни.

Период адаптации. Роль Курочки-наседки 

В момент адаптации детей к группе необходима забота о малышах, разделение с ними их неудач и радостей. Это Курица-Наседка. Вечная хлопотунья, добрая мамочка для деток. С ней комфортно, уютно, тепло. Доброжелательная, постоянно опекает детей, навязывая им свой интерес, не поощряет проявление самостоятельности. Невольно она формирует зависимые отношения своей необходимости детям. Вокруг неё много беспокойства и суеты. Наседка использует детей для повышения собственной значимости.

Дети с Курицей-Наседкой ощущают комфорт и не желают двигаться к поставленным целям, им лень это делать. Они сопротивляются контролю, желают вырваться из-под опёки. Самостоятельные и независимые дети испытывают раздражение. 

Что делать, если педагог задержался в роли Курочки-Наседки? Лучше всего заняться поиском иных жизненных смыслов, возможностей и интересов, кроме служения детям. Начать работу над формированием доверия к детям и механизмом их «отпускания».

Привычка к самообслуживанию. Роль Мальвины

Мы знаем, как бывает важно приучить детей к правилам поведения в группе, привить навыки самообслуживания, преподать им способы культурного поведения. Еще надо уметь грамотно дать им презентацию дидактических материалов. В этот момент педагог должен сырать роль Мальвины. Благовоспитанная, обходительная, правильная особа. Эмоционально холодна. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой и как себя вести за столом. Мальвина искренне считает, что все должны следовать её четкой инструкции и правилам. Она не отличается гибкостью нрава, и отсутствие гибкости во взаимоотношениях с детьми вызывает у неё тревогу и беспокойство. А в решении нестандартных ситуаций она испытывает беспомощность и страх. Её позиция формирует в детях стереотипное поведение. В группе могут появиться ребятишки, копирующие поведение Мальвины, с которыми ей будет легко общаться. Но тут же возникнут и дети с нестандартным мышлением и хорошим чувством юмора. Именно с ними ей будет трудно. Действия педагога могут привести к конкуренции с коллегами и родителями в группе, возможны проблемы в установлении партнёрских взаимоотношений. 

У детей сразу появится желание нравиться, соответствовать образу хорошего ребёнка. В то же время они будут сопротивляться стереотипности и стандартам. Им, вернее всего, захочется озорничать, шутить, шалить.

Чтобы в нужный момент выйти из роли Мальвины, педагогу придётся развивать в себе гибкость во взаимодействии с детьми, научиться доверять детям, позволяя им быть разными, не давать никому оценок, принимать мнение других. 

Праздник в детском саду. Роль Красной Шапочки

Когда приближается праздник или весёлый спектакль, важно заразительно провести с детьми общий круг. Тут педагогу поможет роль Красной Шапочки. Она беспечна, как большой ребёнок, эмоциональна, пребывает в хорошем настроении. Общение с детьми у Красной Шапочки лёгкое и непринуждённое. Она не предвидит результатов своей деятельности, формируя в них неорганизованность и отсутствие узнавать новое. Это чаще всего приводит к дезорганизации группы, конфликтам среди детей. Нивелируется ответственность и снижается интерес к работе с материалами. Отсутствие должного контроля со стороны педагога приводит к беспокойству детей, нарастанию тревоги.Чтобы в нужный момент выйти из роли Красной Шапочки, надо поработать над формированием зрелой и ответственной позиции взрослого, открыть в себе новые интересы и возможности.

Нормализованная группа. Роль спящей красавицы

Демонстрация внешнего спокойствия, безразличия в нормализованной группе и внутренней собранности, концентрации на работе с детьми. Педагог будто отсутствует, ни во что не вмешивается, дожидается самостоятельного разрешения конфликтов, если они и происходят. Спящая Красавица безразлична к окружающей действительности. Она спокойна, холодна, отстранена от детей, не эмоциональна. Спящая Красавица формально общается с детьми, не проявляет интереса к их нуждам и потребностям. Дети проявляют тревогу, беспокойство, непонимание. Они привлекают внимание педагога криками, ссорами, скандалами. 

Существуют два типа Спящей Красавицы. Тип 1: депрессивный. Педагог оказался в трудной жизненной ситуации – потеря близкого, утрата. Это привело его к сильному эмоциональному потрясению и нежеланию что-либо чувствовать. В таком случае ему необходима профессиональная помощь для гармонизации внутреннего состояния педагога. Тип 2: паразитирующая Спящая Красавица – «отсиживается в группе», выжидает время, чтобы уйти в нужный момент. Стоит задуматься, к каким последствиям может привести бездействие и безразличие.

Чтобы выйти из роли Спящей Красавицы, педагогу придётся найти новые интересы в жизни, «проснуться» для новой деятельности.

Мечта многих – роль Мэри Поппинс

Мэри Поппинс – леди «само совершенство. С ней интересно и малышу, и взрослому. Педагоги предпочитают быть только ею – образованной и воспитанной, прекрасно разбирающейся в вопросах воспитания и обучения детей. В меру строгой, чувствительной и загадочной. Мэри Поппинс постоянно ставит перед детьми новые задачи, обучает их всему легко и непринуждённо. Дети уважают её, проявляют к ней интерес и доверие. Они постоянно ждут от неё чего-то нового. И у самих у них появляется стремление дальнейшего совершенствования, узнавания себя и своих возможностей.

Однако возвеличивание Мэри Поппинс и стремление быть ею может привести педагога к зависимости от роли. Тогда у него возникнет переживание несоответствия реального образа идеальному, педагог перестанет быть самим собой.. Мудрецы говорят: «Не сотвори себе кумира!» Для нас важно другое – готовность к самонаблюдению, формированию в себе стороннего наблюдателя, умения понимать, что происходит с ребёнком, и почему в ответ на его действия и слова у детей возникает та или иная реакция. Находясь в роли наблюдателя, педагогу полезно задавать себе вопросы: что я чувствую? что мне хочется сделать или сказать в связи с происходящим?

Позволить себе меняться, быть разной, совершать ошибки, исправлять их, развиваться. Это и есть самое ценное в работе педагога. Поэтому нет плохих и хороших ролей. Важно педагогу понять, зачем сейчас он становится Карабасом Барабасом, а после, например, Мальвиной или Наседкой. Не «зависать» в одной роли. Не важно, какие методы личностного роста выберет педагог – буддийскую практику, йогу, беседы с духовным наставником, посещение храма или встречу с психологом, важно, что этот путь он выбирает сам по своей доброй воле. Ведь мы готовы меняться, готовы работать над собой, понимаем, что рядом с нами – живые души, дорогие нашему сердцу дети!


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (27) 2011 г.
Рисунки: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Екатерина Солоненко

психолог, тренер ММА, Монтессори-педагог, 
г. Екатеринбург, Детский развивающий центр «Колибри».

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Лиз ван Донселар

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь

Татьяна Бабушкина

Все удивительные истории с детьми начинаются обыкновенно

Мария Монтессори

Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?

Сергей Медведчиков

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling

Юлия Фаусек

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »