«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года

Юлия Фаусек
Доктор Монтессори прочитала в исследовательском университете три лекции о ребенке под общим названием "Mistique et Techniqe Montessorienriex".  Лекции замечательные, чрезвычайно интересные. Перевод и комментарии Юлии Ивановны Фаусек. Помещаем текст так, как он хранится в собрании документов Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования  - без литературной редакции.


Первая лекция. Ребенок – отец человека

«Мы все – сыновья ребенка, – сказала госпожа Монтессори, – вернее, каждый из нас сын исчезнувшего ребенка, который был достаточно великодушен, чтобы мы не вспоминали о нем. Он нас создал и… исчез из нашей памяти. Не будем же позиционировать его в качестве образца для ребенка, потому что он является нашим отцом, а, следовательно, старшим новой формы общества. Если бы мы принудили его слиться с нашим обществом, то тем самым мы увековечили бы опасности общественной формы. Итак, мы должны идти за внутренней, не подлежащей никакому давлению энергией этой индивидуальности, которая одна только может двигать цивилизацию вперед». 

Вера в чудесный мир, создаваемый новыми детьми, является основой мистики Монтессори. «Но откуда явилось это знание? По наитию? Из неведомой области, полной света. Как на глубине океана, там, куда свет не доходит, тысячи живых существ зажигаются, чтобы создать свет, творимый ребенком и наполняющий нас удивлением и восторгом. В своих глубинах душа не слепа, а если мы не различаем больше ее творческих указаний, то это потому, что у взрослого она исчезает». 

«Мы не должны говорить, – заключает госпожа Монтессори, – что ребенок растет, а что ребенок создает человека. К несчастью, человек противодействует этой творческой силе вместо того, чтобы охранять ее и помогать ей, создавая благоприятную окружающую среду». 

Мы должны согласиться, что так оно и есть и что три четверти родителей не знают своего дела. Все, кто близко наблюдает детей и обладает здоровым психологическим чутьем, интуитивно поняли творческий дух ребенка и совершающуюся в нем истину. Но из того, что изучение ребенка является наиболее увлекательным и научным, вытекает ли, что ребенок непогрешим и что все его капризы и вспышки надо рассматривать только как отклонения от нормы, которые внезапно появляются в особо чувствительные периоды, что все эти отклонения от нормы являются лишь следствием противодействия взрослого творческим планам ребенка?

Так мистика Монтессори отклоняет веру в первородный грех и может, таким образом, увы, навредить универсальности ее несравненной техники. Мы не верим в то, что человек рождается дурным, но считаем, что «большая ошибка была совершена в современном мире (Светоний) и что ею был нарушен человеческий порядок, что человек в силу этой первоначальной ошибки не делает добра, которое он любит, и часто делает зло, которое он не любит».  

Если бы ребенок развивался ОДИН и самостоятельно, как того хотел Руссо, если бы общество его не развращало и если бы ему не вредили некоторые ошибки воспитания, был ли бы он существом совершенным? НЕТ! Так как он несет в себе нежелательные склонности, роль воспитателя состоит в том, чтобы, охраняя свободу ребенка, дать ему понять, что жизнь – это вечная борьба с неприятными наклонностями и что десять заповедей являются законом для всякого уважающего себя человеческого общества. Ребенок – отец человека – может вести человечество к прогрессу, только строго следуя божественному закону, свет которого должны показать ему родители.

Мы не можем принять мистики Монтессори не потому, что она не христианская мистика, а потому что ее утопичность представляет собой обоюдоострое оружие. И вера в чудесный мир, создаваемый «новыми» детьми, есть (мы это повторяем намеренно) миф, аналогичный философским мифам, которые, не учитывая опыта фактов, рискуют повести человечество к гибели, думая, что они ведут его к освобождению.

Вторая лекция. Ребенок, проявляющий себя сам

Доктор Монтессори вступила в область техники. Здесь она господствует: каждый педагог должен следовать за ней с закрытыми глазами. Ее компетенция в этом неоспорима и превосходит всех других. Гениальность ее техники, а не ее мистики. Впрочем, именно технике обязана она своей славой, и, преклоняясь перед ее научным методом, мы горячо желаем, чтобы она отдалась исключительно области науки и реального, в которых она несравнима.

Госпожа Монтессори рассказала, как она дошла до применения к нормальным детям тех же приемов, что и к дефективным. «Явление сосредоточения, изолирующее объект от его окружения (она привела изумительные примеры), фиксация внимания  ребенка – это значит решать проблему. От трех до пяти лет ребенку необходимо делать упражнения на точность. Самый нервный ребенок становится спокойным, его лицо выражает блаженство. В спокойной обстановке ребенок начинает отталкивать взрослых. И, когда он таким образом защищается от них, он становится деятельным.

Как это верно! Сколько родителей обслуживают своих детей, действуют за них и тем самым надевают путы на их спасательную живость! Взрослый должен иметь терпение и дать ребенку действовать самому. Ребенок инстинктивно любит тишину и часто ее ищет. Результатом является динамическое послушание, происходящее от вдохновения, а не от приказания. 

Путем конкретных примеров, чрезвычайно интересных, госпожа Монтессори показывает, насколько письмо легче чтения: в письмо ребенок вкладывает всю свою умственную работу, письмо, действительно, создано человеком – настоящее творческое пламя, возникшее одновременно с рисунком. И это ребенок научил нас ему (и доисторический человек).

«Будучи свободным, ребенок открывает нам неизвестные данные о природе (Construction) человеческой души». Это самоочевидно, и эти истины должны знать все родители для того, чтобы научиться уважать самостоятельную деятельность своих детей и наблюдать ее, потому что всякое воспитание, не основанное на разумном психологическом наблюдении, заранее обречено на неудачу.

Третья лекция. Ребенок за работой   

Движение есть движение сложное… Объясняет госпожа Монтессори. «Считали достаточным учить правилам, исправлять недостатки, но опыт показал необходимость в окружающей среде: необходимо, чтобы взрослый «исправился». (Для этой цели мы создали школу родителей, чтобы взаимно исправлять друг друга, обучаться и совершенствоваться в труднейшей из профессий)».

«Смирение (внутреннее) и терпение должны быть основными качествами матери и учительницы детского сада и школы. Фундамент, на котором строится здание человека, – это труд. Нормализация ребенка достигается только через труд».

Сколько прекрасных слов сказано о труде, о человеческом инстинкте; сколько великолепных созидательных истин! «Но как заставить полюбить труд? Лаской, убеждением, строгостью? Нет, совсем не так, – утверждает госпожа Монтессори. – Надо подходить к этому тяжелому для ленивого ребенка вопросу, надо ввести ребенка в самую сущность (la realite) труда. С нормализацией исчезают и все дефекты; она влечет за собой и нормализацию и взрослого, и среды; она одна несет в себе улучшение человечества».

За этими словами следовала интересная документация с материалами Монтессори, столь полезными для умственного развития, при условии ограничения ребенку свободы выбора работы, которая ему нравится. 

Надо заметить, что ребенок, предоставленный самому себе, начинает всегда с более легкого. Это правило должно быть правилом всех взрослых. Легкая работа должна служить подготовкой к более серьезной работе.

Госпожа Монтессори дает поучительный и трогательный портрет учительницы детского сада. «Ее роль – быть стражем и защитником жизни. Как выразить трудность этого искусства, которое совершенствуется только благодаря практике и бескорыстной любви к ребенку…»

Чрезвычайно благородные идеи были развиты касательно вопроса об отношении между свободой и дисциплиной, сказал господин Кофруа Дишом на последней конференции. 
«Дисциплина – дочь свободы, – говорит госпожа Монтессори. – Свобода и дисциплина – две стороны одной и той же медали. Дисциплина есть признак совершенных функций. Звезды свободны, потому что они дисциплинированы в своей траектории. Свобода неотделима от дисциплины труда. И только в этом здоровье человека, так как нет такого вида свободы, которая определялась бы законом».

19 марта 1938 года
Фото: интернет-источник и ДЦ "Колибри" г. Екатеринбург

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Юлия Фаусек

даты жизни: 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942, Ленинград. 
Блестящий русский ученый и замечательная учительница. Страстно увлекалась идеей создания в России детских садов и школ, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори. Оставила нам в наследство немало книг, рассказывающих о становлении монтессори-педагогики в России в начале ХХ века.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Татьяна Обидина

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Светлана Мощенникова

Образовательный результат – самоорганизация и «рабочие привычки»

Елизавета Тилли

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Наталья Волкова

Нейропсихологи считают, что монтессори-терапия помогает их маленьким пациентам

Юлия Фаусек

Каков должен быть материал по количеству и качеству

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »