Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок
Лоре Андерлик
Когда мы приходим в новое помещение, где предполагается обустроить подготовленную среду для группы Монтессори, мы сразу планируем – здесь будет рабочий класс, а здесь – мастерская. Это самый светлый уголок или комната, вмещается большой стол и полки c корзинками с разнообразным материалом для творчества. Скоро мы наполним эти корзинки листками цветной бумаги и картона, лоскутками ткани, шишками, ракушками, бусинами, соломой, комочками глины, баночками с краской, кисточками, деревянными дощечками – словом всем, из чего дети смогут сделать нечто замечательное и уникальное своими руками. В России испокон века люди любили рукодельничать, плели кружева, вышивали, вязали, нанизывали бусы, лепили посуду и чудесные фигурки из глины.
Работа с бумагой
Бумага повсюду сопровождает человека. Мы привыкли собирать макулатуру для вторичного использования бумаги. Выбросить использованную бумагу легко. При этом она – прекрасный материал для творчества и содержит в себе великолепные возможности для тренировки навыков и умений, развивает творчество. Выбор бумаги и способ ее использования следует хорошо продумать. Каждый сгиб бумаги оставляет следы. Это означает, что исправить ошибку не представляется возможным, как в других упражнениях. Для презентаций и первых работ приходится брать новые заготовки. Для дальнейших повторений имеет смысл использовать бумагу второго сорта. Усложнение вводится постепенно.
Дети ведут себя по-разному в работе с бумагой. Часто при этом можно увидеть недостатки, которые до этого не обнаруживались. Некоторые дети становятся агрессивными при первых неудачах, комкают и выбрасывают бумагу. Некоторые рисуют в уголке листа, записывая арифметические действия, путая строчки, потому что теряют ориентацию. Они просто выходят из себя от досады и берут новый листок. Некоторые дети не заканчивают свою работу, не получая удовлетворения они стирают написанное, снова пишут и рисуют, и опять стирают, пока на бумаге не появятся дыры. Такие наблюдения говорят о том, что работу необходимо продолжать. Они – лишь маленькие шаги на большой дороге, по которым можно обнаружить нарушения развития детей. Они помогают нам, взрослым, быть более чуткими в своих наблюдениях за детьми.
Обрывание бумаги
Упражнение 1
Материал: Листок бумаги, который легко можно разорвать, емкость для хранения (сконструированная из бумаги коробочка).
Презентация:
“Пинцетным” хватом взять лист бумаги, слегка касаясь ее кончиками пальцев. Для подготовки пальцев к обращению с карандашом можно использовать и другой хват – тремя “пишущими” пальцами каждой руки – указательным средним и большим. Обе руки движутся одновременно в разных направлениях. При разрывании образуются полоски. Полоски бумаги складываются в коробочку. Для маленьких детей есть смысл давать белую неисписанную бумагу. Они еще не могут отличить ценную и не ценную печатную продукцию. Старшим детям можно давать бросовую бумагу (например, рекламные листовки).
Упражнение 2
Материал: Большой лист набивной бумаги, коробочка.
Презентация:
Бумагу рвут таким образом, чтобы отделялись цвета. Оборванные куски складываются в коробочку.
Упражнение 3:
Материал: Разные листы бумаги: газетная, писчая, креповая, глянцевая, упаковочная, коробочка.
Презентация:
Ознакомление с новыми словами с использованием трехступенчатого урока. Бумага рвется, как это описано в 1 упражнении. Ребенок отмечает, что разная бумага рвется по-разному, и при этом появляются разные звуки и кусочки. Сложить в коробочку.
Упражнение 4:
Материал: Тот же, что и в предыдущем упражнении, повязка для глаз.
Презентация:
Бумагу сначала ощупывают пальцами, затем рвут известным способом. Ребенок называет сорта бумаги при ощупывании и по звуку, появляющемуся при разрыве.
Все обрывки бумаги собирают.
Впоследствии их сортируют по сорту бумаги или по цвету. Взрослые дети сортируют бумагу с повязкой на глазах. Они учатся понимать, что разные органы чувств по-разному могут обследовать бумагу.
Обрывки бумаги можно использовать в дальнейшем.
Их никогда не следует выбрасывать!
В противном случае это означает не только пренебрежение материалом, но и пренебрежение работой детей!
Использование обрывков бумаги
Количество и размеры подготовленных обрывков бумаги должны соответствовать возможностям ребенка. Упражнение заканчивается последним кусочком бумаги. Стоит начать с небольшого количества обрывков большого размера. Постепенно у ребенка появляется выдержка и поэтому задание можно усложнить.
Упражнение 1
Презентация:
Кусочки бумаги в мисочке, листок бумаги яркого цвета в карандаше, подкладка.
Изготовление:
Клеем отметить пятно на бумаге, кусочек бумаги положить на пятно и прижать пальцем. Интерес упражнения состоит в ощущении клейкого места. Для детей с визуальным восприятием легче воспринимать цветной клей. В обойный клей добавить пищевую краску или краску для пасхальных яиц, тон может быть от светлого до интенсивного.
Упражнение 2
Материал: Обрывки бумаги в мисочке, один лист бумаги контрастного цвета, клей в карандаше, подкладка.
Презентация:
На бумаге обозначить круг. Обрывок бумаги положить цветной стороной вниз на подкладку. Намазать его клеем. Приклеить в круг. Интерес упражнения выражен в трех моментах: - обрывок бумаги нужно перевернуть, чтобы намазать его клеем, а затем снова перевернуть его клейкой стороной вниз и наклеить на бумагу – все кусочки должны поместиться в круге - линия должна оставаться видимой.
Упражнение 3
Материал: Как в упражнении 2.
Презентация:
Вместо круга провести две параллельные линии. Выкладываем “мостовую”. Интерес состоит в заполнении всего пространства: не должно оставаться ни одного пятнышка.
Упражнение 4
Материал: Как в упражнении 2.
Презентация:
На листе провести несколько параллельных линий. Интерес ребенка направлен на прямые с определенной закономерностью идущие линии.
Упражнение 5
Материал: Как в упражнении 2, новое – сортировка по цвету обрывков бумаги.
Презентация:
Начертить две геометрические формы и на каждую наклеить обрывки бумаги одного цвета.
Упражнение 6
Материал: Как в упражнении 5.
• Начертить квадрат и провести линию, точно делящую его пополам;
• На одну половину квадрата наклеить кусочки бумаги одного цвета, на другую – другого;
• Готовую работу повернуть на 90 градусов и рассмотреть с ребенком, где теперь находятся цвета: наверху – внизу, слева – справа. Интерес упражнения направляется на деление формы на две одинаковых части.
Упражнение 7
Материал: Как в упражнении 5
Презентация:
Начертить геометрические формы и разделить их линиями на сегменты. Каждый сегмент обклеивается обрывками цветной бумаги. Интерес упражнения направляется на соблюдение гармонии между формой и цветом.
Упражнение 8
Материал: Как в упражнении 5
Презентация:
Начертить разные геометрические формы, накладывающиеся друг на друга, линии каждой отдельной фигуры обклеиваются кусочками бумаги одного цвета так, что ребенок узнает эти фигуры. Интерес упражнения состоит в узнавании форм.
Упражнение 9
Материал: Несортированные кусочки бумаги.
Презентация:
По желанию ребенка нарисовать любые изображения, обклеить их цветными кусочками бумаги. Интерес направляется на гармоничное сочетание цветов, качества бумаги и мотива.
Работа со скомканной бумагой
Упражнение 1
Материал: Папиросная бумага, листок писчей бумаги, клей в наборе.
Презентация
Взять средний обрывок бумаги и скомкать большим, средним и указательным пальцами обеих рук, чтобы получился маленький шарик. Набрать клея на кончик кисточки и нанести его на бумагу в виде точки. Посадить шарик на точку и слегка прижать его. Интерес упражнения состоит в точности движений, так как маленький шарик нужно “посадить” кончиками пальцев на маленькую точку.
Упражнение 2
Материал: Как в упражнении 1.
Презентация:
Изобразить какой-нибудь сюжет по желанию ребенка на большом листе бумаги. Согласно сюжету подготовить кусочки бумаги и сделать из них шарики, собрать их в коробочке. Изображение частично намазать клеем и “посадить” на него шарики. Все посаженные на клей шарики приклеить одним нажатием. Изображение заклеивается шариками таким образом, чтобы не проглядывала бумага. Интерес заключается в появлении объемной картины. Каждый отдельный шарик по величине должен соответствовать изображению. Эта работа очень объемна, поэтому она может быть коллективной.
Упражнения, которые были уже описаны в главе “Использование обрывков бумаги”, можно проделать также и с папиросной бумагой.
Резание бумаги
Работа ножницами – это веселая работа! Детские учебные ножницы должны иметь тупые концы, но резать, тем не менее, безукоризненно. Плохие ножницы настолько затрудняют процесс обучения, что ребенок быстро теряет интерес к работе. Разрез не получается или он слишком маленький. Очень важно в самом начале работы позаботиться о том, чтобы бумага соответствовала ножницам.
“Нормальные” ножницы – это ножницы для правшей. У детей-левшей появляются большие проблемы в работе с этими ножницами: они перекашиваются на линию разреза и ими невозможно сделать разрез. Они мнут и защемляют бумагу. Для левшей используют специальные ножницы, хотя они достаточно дорого стоят. Жалко!
Упражнение 1
Материал: Полоски бумаги шириной 1 см, бумага различных сортов: упаковочная, картонная, листы от настенных календарей, детские ножницы, коробочка для обрезков.
Презентация:
Полоски бумаги резать поперек. Полюбоваться с ребенком на проделанную работу и сложить все нарезанные части в коробочку.
Упражнение 2
Материал: Картонная или другая плотная бумага, ножницы.
Презентация:
Со всех четырех сторон сделать надрезы, получается “бахрома”.
Упражнение 3
Материал: Лист писчей бумаги, ножницы, коробочка.
Презентация:
Лист сложить вчетверо, обрезать все 4 угла, лист развернуть.
Упражнение 4
Материал: Полоски бумаги шириной 3-4 см, как в упражнении 1, ножницы, коробочка для хранения.
Презентация:
Интерес состоит в направлении ножниц по линии разреза. Полоски режутся в два – три приёма.
Упражнения 1,2,3 – обучают резанию в один прием. Поэтому эти упражнения можно делать параллельно. Начиная с 4 упражнения, ножницы при резании на закрываются до конца.
Упражнение 5
Материал: Как в упражнении 4.
Презентация:
Сложить бумагу, как в упражнении 3, обрезать уголки. На сторонах сгиба нарисовать уголки. Обрезать их, развернуть лист, посмотреть с ребенком отверстия «покрывала», сосчитать их, подписать.
Интерес упражнения заключается в резании по проведенным линиям. Обозначенные уголки не должны быть больше, чем “шаг” ножниц и должны хорошо резать сложенную бумагу.
Упражнение 6
Материал: Бумажные квадраты, ножницы.
Презентация:
Сложить бумагу разными способами, чтобы получились разные линии сгиба. Для получения различных форм особое внимание обратить на точное совпадение углов при складывании, а также подумать, на каких сторонах следует вырезать. Чтобы фигура не выпала, подложить под форму цветную кальку и тогда получатся симпатичные украшения на окна.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (19) 2009
Фото: Интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.