Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый
Мария Монтессори
Эту статью под названием «Мир и образование»
Мария Монтессори написала в 1932 году и сразу же опубликовала ее небольшой
брошюрой в Женеве. Над человечеством нависало страшное время – жизни людей
уносила чума. Летальный исход, по данным старых газет, превышал 50% от общего
числа заболевших. Нашему поколению сложно представить, как люди жили в те
времена, поэтому сегодня в прививках от ковида многие не видят смысла. Но в
мире без вакцин люди не доживали и до сорока, а распространение болезни
останавливалось, когда погибала треть населения города или страны. И вот
читайте, пожалуйста, к чему призывала тогда Мария Монтессори. Её прозорливость
представляется гениальной. Она сравнивает эпидемию болезни с войной и будто
указывает свой путь развития человеческой цивилизации.
Мария Монтессори
Из статьи «Мир и образование», Женева, 1932 год
Архив Грации Хонеггер Фрешко
Перевод с французского Людмилы Печатниковой
Все непознанное должно стать предметом исследования
Сама идея исследования предполагает наличие скрытых причин, чье влияние трудно оценить. Поэтому нельзя сводить причины войны к известным и очевидным факторам, связанным с социальным и экономическим неравенством, c несправедливыми итогами предшествующих войн. Эти логически объяснимые причины – этапы, предшествующие новой войне.
Подобную идею можно проиллюстрировать историей, связанной с войной лишь косвенно – физически. Я говорю о страшном бедствии – чуме, которая способна уничтожить человечество и веками оставалась непобедимой и непостижимой. И победить ее мы смогли только тогда, когда на смену невежеству пришло знание, когда наука открыла скрытые причины возникновения заболевания.
Как известно, чума, подобно войне, внезапно возникала время от времени, и так же внезапно эпидемия прекращалась. Люди, не понимая причин происходящего, ни на что не могли повлиять. Страшные эпидемии вошли в историю человечества наравне с войнами. Чума когда-то уносила больше жизней, причиняла больший урон экономике разных стран, чем война. В XlV веке чума в одном только Китае погубила 10 миллионов жизней, ее разрушительная волна докатилась до России, Малой Азии, Египта, дошла до Европы, грозила гибелью всему человечеству. Всего, по свидетельству Геккера, от чумы умерли более 25 миллионов человек – ни одна война столько не убила, даже Мировая. Человеческие потери – это и экономический спад, и нищета, и голод, и психическая неуравновешенность тех, кому удалось выжить. Настрадавшимся людям трудно возвращаться к обычной жизни, к конструктивной деятельности, к цивилизации.
Как люди объясняли себе эпидемию?
Интересно познакомиться с тем, как люди объясняли себе это бедствие и как пытались защититься от него. От Гомера и Тита Ливия до средневековых летописцев – все сходятся в одном: возникает чума по вине злодеев, которые разбрасывают отраву. Историк Дион Кассий, описывая чуму 189 года после Рождества Христова, сообщает, что в империи были обнаружены жестокие люди, которые за деньги разбрасывали повсюду отравленные иглы. Позднее, при Папе Клименте VI, в аналогичном преступлении обвинили евреев и истребили их. Во время осады Неаполя вспыхнула эпидемия чумы и уничтожила 400 тысяч человек – почти все население города и три четверти армии противника, осаждавшей крепость. Неаполитанцы считали отравителями французов, французы – итальянцев.
Еще интереснее документы, найденные в миланской амброзианской библиотеке, касающиеся судебного дела против двух «отравителей», которых обвиняли в том, что именно по их вине случилась знаменитая эпидемия чумы в Милане. Обвиняемых приговорили к смерти. В назидание прочим. Это, пожалуй, единственный случай судебного расследования «по закону», предпринятого в чрезвычайных обстоятельствах, чтобы не допустить самосуда разгневанной толпы. Миланские судебные документы впоследствии многократно комментировались разными людьми. Удивительно, что проблема медицинская рассматривалась как юридическая, в итоге были осуждены два человека, которые были явно не способны спровоцировать такую грандиозную катастрофу.
Сегодня эта ситуация кажется абсурдной, поскольку речь идет о чуме. Но разве, когда мы говорим о войне, мы не стремимся возложить ответственность за мировую катастрофу на конкретного человек – будь то кайзер, Распутин или цареубийца в Сараево?
Феномен иного рода, вызванный инстинктом самосохранения, можно было наблюдать во время самых страшных чумных эпидемий. Не подхватившие заразу люди собирались на площадях, заполняли церкви, ходили с молитвами и хоругвями по городу, надеясь спастись от болезни. Но, разумеется, заражались в толпе даже те, кто мог бы избежать страданий.
Когда эпидемия прекращалась, выжившие вновь возвращались к радостям жизни и надеялись, что испытание, поставившее человечество на грань выживания, окажется последним. Ведь они выстояли, выжили. Не напоминает ли вам это деятельность международных организаций, стремящихся вроде бы предотвратить войну? Так накануне войны (Первой мировой) был создан европейский союз, призванный сохранять мировое равновесие – сегодня мы ясно понимаем, что именно он стал причиной масштабной катастрофы: многие страны оказались вовлечены в конфликт просто потому, что были связаны союзническими обязательствами. И если в наше время народы вновь объединятся – в надежде покончить с войной навеки, не изменив ничуть прежней системы, по-прежнему не понимая причин возникновения войн, может разразиться еще более страшная война, которую будут вести люди, верящие, что эта война, самая последняя, необходима для установления вечного мира на Земле.
Научные исследования помогли обнаружить незримую причину чумных эпидемий: специфические бактерии, которые распространяются крысами. А ведь на грызунов раньше и внимания никто не обращал.
Победив чуму, люди справились и с другими заразными болезнями? Так?
Как только стали известны факторы, вызывающие чуму, стало очевидно, какие опасности окружают невежественного средневекового горожанина каждый день. Антисанитария, отсутствие воды и света в домах, теснота... Это было причиной не только чумы, но и множества других опасных болезней, не столь известных, потому что не столь масштабных. Получается, победив чуму, люди справились и с другими заразными болезнями, очистили свои дома и города, усилиями правителей и отдельных граждан. И это стало первой главой в славной истории побед человечества над микроскопическими, но грозными существами.
Впрочем, личная гигиена, великое достижение антимикробной и антибактериальной кампании, – это еще не все. Есть еще один важный итог длительной борьбы. Здоровье человека стало ценностью. Потому что только здоровый, хорошо развитый, сильный человек способен противостоять риску заражения. А внимание к личному здоровью связано с самоконтролем, с умением ценить жизнь и все ее радости. Человек дольше остается молодым, счастливым – дольше живет. Итак, личное здоровье стало важной ценностью. Идеалом, к которому стоит стремиться, стал человек здоровый!
До начала этой битвы с болезнями просто невозможно было найти здорового человека. Каждый либо голодал, либо переедал, каждый был чем-то отравлен – можно сказать, каждый сам травил себя. И сам вел себя по пути страданий к смерти. Человек почитал высшими наслаждениями обжорство, пьянство, праздность. С точки зрения современной науки, именно эти радости и приводили «счастливчика» к смерти. Добровольный отказ от бесконечных роскошных трапез и возлияний воспринимался не как спасение от болезней, а как жертва и высшая добродетель. Отказ от мимолетных радостей казался отказом от жизни как таковой. Однако все примитивные удовольствия вели невежественных людей к распаду. Это были радости бездельников, утративших вкус к деятельной жизни. И они становились легкой добычей для любой инфекции – в сущности, они и так уже почти умирали. Когда любовь к жизни наконец возродилась, человек, напуганный последствиями своих пагубных привычек, обратился к радости активной деятельности, к свету солнца. Избегание роскоши, умеренное питание, вегетарианство и даже сыроедение, физическая нагрузка, простые, естественные радости – вот образ жизни современных людей, которые хотят наслаждаться жизнью, жить долго и не болеть. В былые времена это показалось бы почти что бытием кающегося схимника.
О радостях долгой здоровой жизни
Таким образом, идея личной гигиены необратимо изменила прежние ценности: на смену гибельным удовольствиям пришли радости долгой здоровой жизни.
К сожалению, мы не наблюдаем никакого прогресса в области морали. Здесь мы остаемся на уровне средневековой антисанитарии. Мы ничего не знаем о том, что угрожает нашей нравственности. Мы замечаем только внешнее, воспринимаем пороки как проявление свободы, в стремлении отбросить оковы старинных предрассудков, когда лишь жертва считалась доблестью. Меньше работать, позволяя машинам делать все за нас, – вот высшая цель, вдохновляющая нас сегодня. И в нашем нравственном хаосе по-прежнему доминирует страсть к богатству, порождающая патологическую скупость и патологическую лень. Иллюзия накопления сокровищ, иллюзия удовольствия. Но эти иллюзии и удовольствия разрушительны и смертельно опасны.
Огромный мир, открытый для разумной и победоносной жизни, скрыт от нас. Человек, внутренне порочный, сам прячется от мира в мрачной пещере собственного подсознания. Если позволите, я бы сравнила эту ситуацию с инфекционным заболеванием, которое незримо угрожает нашей жизни: с туберкулезом. На ранних стадиях туберкулезные палочки вызывают бешеную жажду удовольствий у человека, который поначалу ни о чем не подозревает. Если чума – внезапная и стремительная гибель, то туберкулез – медленное разрушение слабеющего тела.
Прийти в себя, вернуть свой разум — вот, что нам необходимо сделать, и как можно скорее!
Итак, мы постепенно вырождаемся в удушливой атмосфере иллюзий и лжи. Сколько моралистов сегодня повторяют, что все беды от излишнего доверия человеческому разуму, что прогресс не может быть достигнут только усилиями логики. С одной стороны, вроде бы никто не сомневается в триумфе разума. С другой – именно человеческий разум сегодня почти никому не нужен. Моральный упадок – лишь одно из проявлений нашего вырождения. Пренебрежение разумом – второе. Наше время безумно. Прийти в себя, вернуть свой разум – вот что нам необходимо сделать, и как можно скорее!
Если мы хотим стать на путь возрождения, мы должны обратиться к детям. Но увидеть в них не просто малышей, которых мы породили и за которых несем ответственность. Мы должны увидеть в них самостоятельных существ, не зависимых от нас. Мы должны обратиться к детям как к Мессии, высшим существам, способным возродить человечество. Нам просто необходимо утвердиться в этом стремлении идти к ребенку – подобно библейским Царям, которые шли с дарами, ведомые светом звезды, светом надежды…
Ребенок - новый человек в объемном, трехмерном, мире, которому суждено завоевать бесконечность
Человечество совершило невиданный рывок вперед. Словно бы раньше жизнь была плоской, протекала в двух измерениях, а теперь стала объемной, трехмерной. И к прежней, плоской, нет возврата.
Закончился многовековой период, тот, который начинался на заре человеческой истории, в эпоху легенд. Этот долгий период завершен. До сих пор человеку приходилось трудиться в поте лица, словно каторжнику, и унижаться, словно рабу. А все же, прикованный к земле, он стремился ввысь. Он, дитя любви, был вынужден вести натуральный обмен. Теперь, когда человек поднялся к звездам, он может наконец встать в полный рост и явиться миру в новом качестве. Он ребенок, новый ребенок! Он новый человек в объемном, трехмерном мире, которому суждено завоевать бесконечность. Конечно, это огромная работа, в которую должно включиться все человечество. Что же способно соединить нас в единое целое? Только любовь!
Такова картина современной жизни. Мы, последние люди, жившие в плоском, двухмерном мире, должны сделать усилие, чтобы понять происходящее и соответствовать моменту. Мы живем в эпоху кризиса, разлома: старый мир прекращает свое существование, новый уже живет, уже осязаемы контуры. Наш кризис – это не переход из одной эпохи в другую, это начало новой биологической, геологической эры, когда возникают на земле новые существа, более совершенные, поскольку возникли новые условия, каких прежде не было. Если мы сейчас упустим момент, нам не избежать вселенской катастрофы. Если звездная энергия попадет в руки человека, не осознающего себя, живущего по законам плоского мира, готового использовать эту энергию для уничтожения, он успешно совершит задуманное, поскольку ему доступна безграничная мощь. Если бы у такого человека, мечтающего заразить весь мир, оказались бы в руках чумные бактерии в неограниченном количестве, несмотря на все достижения науки в борьбе с болезнью, он преуспел бы в своем стремлении все погубить. Ведь ничто не может помешать убийце: ни горы, ни моря, ни пустыни, если он способен лететь над миром.
Так что же нам делать?
Кто протрубит, чтобы разбудить человека, который спит на краю пропасти, способной поглотить его? Необходимо подготовить человека к жизни в новом мире, который уже возник как феномен эволюции и законы которого важно осознать, чтобы работать на его благо, а не на уничтожение. Также мы должны собрать воедино все элементы этого нового мира и сделать их основой науки о мире. Лига Наций и все общества, борющиеся за мир, должны встать во главе движения человечества по новому пути.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.