Тайный выбор для родителей
Андрей РусаковПо книге «Эпоха великих открытий в школе девяностых годов», изд. «Агентство педагогического сотрудничества», 2005
Им можно предложить очки, а можно приучать обходиться без зрения
Сегодня в полутора десятках сурдоцентров в стране родителей, пришедших со своей бедой, встретят примерно таким рассказом: «Побыстрее подберите и настройте с врачом подходящий слуховой аппарат, занимайтесь с ребенком так-то и так-то, чем раньше вы начнете заниматься, тем лучше натренируются остатки его слуха и естественней будет его развитие. С такой-то периодичностью приходите на консультации, мы вам поможем и всему научим – но главное зависит от вас. Ваш малыш должен расти в семье как нормальный ребенок, только среда общения нужна еще более насыщенная. В школе ему лучше будет учиться в спецклассе (если получится такой собрать) с нашим педагогом. Но при необходимости он сможет учиться и в обычном. Вероятно, в обучении ему нужен будет год форы, ему придется жить со слуховым аппаратиком – но в остальном у вас будет совершенно нормальный и замечательный сын».В большинстве других мест родителям глухих малышей (а зачастую не только глухих, но и слабослышащих) с готовностью сообщат обратное: «Ну что поделаешь? До трех лет ничего не предпринимайте, потом придется с ребенком попрощаться, отдадите его в интернат, в спецсаду и спецшколе он проживет до восемнадцати лет, его обучат жестовой речи, паре профессий… Но это уже вас будет мало касаться».
Дело в том, что у тех, кого принято называть глухими, практически всегда сохраняются какие-то остатки слуха. И с тех пор, как изобретены слуховые аппараты (совершенствующиеся год за годом), с глухими в каком-то смысле дело обстоит так же, как и со слабовидящими: им можно предложить очки, а можно приучать обходиться без зрения. Что, если бы детям с ослабленным зрением надевали повязку на глаза, вручали тросточку в руки и старательно обучали шрифту Брайля?
Впрочем, есть и одно принципиальное отличие. Очки – условие необходимое и достаточное, а слуховой аппарат – только необходимое. Кроме него, потребуется еще и многолетняя тренировка тех самых остатков слуха – и чем раньше она начнется, тем благополучней будет результат.
Только тренировать потребуется не только и не столько физический орган, сколько сознание и мышление ребенка: способность и стремление к пониманию, интерес к общению, доверие к себе и окружающим людям – все то, что формируется вместе с налаживанием полноценных человеческих отношений. Проблемы глухих детей – на девять десятых не медицинские, а педагогические.
И действенность этой системе придает не чудотворство медицинских специалистов, а активное, трудоемкое соучастие родителей в жизни своих малышей.
О механизме речевого слуха
При этом Эмилия Леонгард подчеркивает, что и восстановление речевого слуха, и обучение устной и письменной речи детей глухих следует закономерностям нормального становления речи детей слышащих.То есть о нормах и возможностях обычной педагогической практики этот опыт говорит не меньше, чем о реабилитации глухих. Прислушаемся к первым общим тезисам.
«Как ни парадоксально, о слухе вспоминают тогда, когда возникают проблемы глухоты. Но на самом деле у детей слабослышащих и детей физиологически «нормальных» большая часть проблем в отношении слуха совпадает (различается лишь острота этих проблем).
Мы улавливаем лишь часть информации, содержащейся в сообщении собеседников, слышащие дети далеко не всегда воспринимают содержание тех несложных заданий, с которыми к ним обращается взрослый. Часто слышащие дети ведут себя как функционально глухие.
И для того, чтобы дети, обладающие сохранной слуховой системой, стали подлинно, функционально слышащими, при их воспитании и обучении также должны соблюдаться определенные условия – те самые, на которые мы опираемся при помощи глухим детям в их развитии.
Слух - это настроенность на понимание
Попробуем присмотреться к некоторым методическим принципам «леонгардистов». Их логика интересна и сама по себе, но еще и потому, что отголоски этих смысловых решений мы не раз встретим на страницах книги – среди дидактических идей, возникавших независимо от леонгардистов и вроде бы по другим поводам.Стремление вслушиваться из необходимости
Способность к сознательному вслушиванию воспитывается не путем увещеваний, а с помощью специальных ситуаций общения с детьми. Одна из таких ситуаций – выполнение разного рода заданий, понимание которых дети проявляют с помощью различных видов деятельности и драматизации (олицетворения). Но требования к текстам этих заданий предъявляются особые: в них должен отсутствовать смысловой стереотип. Внимательными к произносимому взрослым тексту детей делает само содержание текстов – оно должно быть необычным.Один и тот же материал нужно будет произносить с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, утвердительной – чему содействует и мимико-телесная выразительность.
Игра должна быть настоящей
Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки – куклы, машины, зверюшки, кубики и т.д.Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ля-ля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховой аппарат. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье… Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Дальше надо будет опираться на самопрослушивание и исправление самими детьми своей речи.
Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест… Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, «мама сидит», «машина едет», «папа идет», «собака бежит»… В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.
Слуховое занятие как вариант особо интересной жизни
Необходима организация не просто словесного общения, а интересной деятельности, в процессе которой ребенку важно максимально сосредоточить свое внимание на вслушивании в речь взрослого. Находиться в таком состоянии длительное время очень трудно и взрослым людям, тем более малышам. Следовательно, в таких занятиях не должно быть места формализму.Слуховое занятие – это отрезок времени, в течение которого дети действуют – практически, творчески, воспроизводя то, что воспринимают на слух. Иными словами, слуховое занятие – это частичка активной и интересной жизни.
Сами занятия занимают не так много времени – 30-40 минут в день, больше и не требуется; но поскольку занятие не отгораживается от жизни – а как бы, наоборот, концентрирует ее – то и обычная жизнь, текущее общение родителей с ребенком начинают налаживаться в созвучном ключе.