«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Екатерина Сорокина
Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом. Далеко не во всех монтессори-группах России маленьким детям позволяется шведский стол, когда они сами накладывают себе в тарелку еду, сколько смогут съесть, а не сколько по нормам СЭС положит воспитатель. И одевание-раздевание детей на прогулку очень часто является функцией взрослого ассистента. В других культурах мира дело обстоит иначе. Но все же самостоятельность человека – очень важная черта. И природа ее предусмотрела, независимо от социокультурных условий его жизни.

Сколько бесценного времени можно сэкономить

Многим мамам в наше время хорошо известен главный девиз монтессори-педагогики «Помоги мне сделать самому!» И действительно, самостоятельность ребенка – одна из базовых основ формирования его личности, помогающая ему освоить легко и с интересом множество умений и навыков, необходимых для успешной жизни!

Самостоятельным своего ребенка хотели бы видеть очень многие мамы! Только подумайте, сколько бесценного времени можно сэкономить за день, если не отлавливать ребенка каждый раз, когда необходимо одеваться или раздеваться, сколько нервов может сохранить мама, если не нужно одновременно уговаривать ребенка и надевать ему кофту, ботинки, шапку, пытаясь удержать вывертывающегося из ваших рук непоседу! А если он при этом еще включил «сирену»…!

Конечно, не все дети так активно протестуют против маминых попыток помочь! Кто-то уже научился послушно открывать рот, когда его кормят, кто-то становится похож на большую красивую куклу, которую наряжают, кто-то и в 4 года делает лишь сосательные движения, пока мама заботливо держит коробочку с соком.

Не прекращает быть актуальной проблема самостоятельности и для мам ребят, которые собираются или уже пошли в школу! Многие родители уже в детском саду обсуждают, сколько времени скоро придется тратить на то, чтобы делать с ребенком уроки!

Обсуждая с мамами вопрос самостоятельности ребенка, я вижу, что большинство из них «за»! И даже находят в себе силы не поправлять, позволяют сидеть и надевать эти непослушные колготки столько времени, сколько ребенку нужно, чтобы исследовать этот процесс! Есть и мамы, которые стараются дома внедрять замечательные принципы монтессори-педагогики, создавать для ребенка среду, в которой есть место для самостоятельности, есть удобная мебель, заботливо продуманные уголки для занятий малыша, НО!

Но ребенок не хочет делать сам!

Сегодня мамы сталкиваются с парадоксальной ситуацией – они знают все про то, что ребенку нужно предоставить свободу и самостоятельность, они вдохновляются этой замечательной идеей, а ребенок почему-то вяло продолжает ждать, когда мама предложит чем-то заняться, когда она напомнит ему, что сегодня он может выбрать штанишки на прогулку, что она поможет ему все же эти штанишки надеть! Я бы сказала, что сегодняшние мамы сталкиваются с вопросом – как помочь ЗАХОТЕТЬ ребенку сделать что-то самому!


Куда исчезает огонек любопытства?

Почему же у сегодняшних ребят то ли гаснет, то ли не загорается естественный для каждого ребенка огонек любопытства, интереса, тяги к исследованию? Безусловно, причин много, часть из них порой ведут скорее к физиологическим истокам, но мы сегодня не будем обсуждать ни особенности современного родовспоможения, медицинских подходов к вынашиванию и сохранению беременности, погрешности экологической обстановки, в которой мама вынашивает, рожает и выращивает малыша.

Я же сегодня хочу обратить ваше внимание на следующие причины:
  1. Избыток информационного потока, окружающий ребенка с рождения. Если мы сравним количество информации, поступающее к мозгу ребенка через органы чувств в раннем возрасте, 100 лет назад и сейчас, то различие будет очевидным и ошеломляющим! Однако, хотя мы видим, насколько быстрее современные дети осваивают технические новинки нашего века, их нервная система и законы ее созревания не изменились с тех пор! Большинство впечатлений остаются не интегрированными и просто складируются большими нагромождениями, создавая у ребенка перегрузку и не оставляя места для целенаправленно запрашиваемой и добываемой в ходе собственной деятельности информации.
  2. Детоцентрированность современного общества. Нарушение приоритетов в семье. Все лучшее – детям! Это, конечно, замечательно, однако, оказываясь центром семьи, жизнь всех взрослых в которой вращается вокруг ребенка, мы ставим его в сложную ситуацию. Зачем проявлять активность и стремиться осваивать что-либо, если все и так появляется в моей жизни само собой, стоит только захотеть и правильно направить взрослых небольшой манипуляцией, истерикой, обиженно сдвинутыми бровями? Если родители помнят о том, что они, их отношения между собой первичны, то ребенок органично занимает свое место в семейной иерархии и постепенно начинает учиться у взрослых, стремясь стать таким же ловким, умелым, умным, а главное – счастливым, как они!
  3. Избыток количества внимания к ребенку при его недостатках качества. В современном обществе ребенок, который задумался, сам что-то ковыряет палочкой, который наблюдает за другими детьми, вызывает у взрослых бурный всплеск активности! Как же, он ворон считает, а время не ждет! Многие родители испытывают чувство вины, если не занимают ребенка чем-то постоянно, если ребенок вдруг остается наедине с самим собой. Однако при такой гиперактивности взрослых в отношении ребенка они постоянно присутствуют в общении с ним наполовину, параллельно отвечая на телефонные звонки, витая в своих мыслях о грядущих переговорах на работе, о домашних делах, о последних новостях. И такое внимание оказывается некачественным, не давая ребенку ни получить точку опоры, ни отдаться своему внутреннему природному процессу созерцания, которое рано или поздно рождает любопытство и дерзновение к самостоятельному исследованию!
  4. Задержка выхода из симбиотической связи с мамой. Еще одна черта нашего времени. Естественный процесс поэтапного выхода ребенка из тесной природной симбиотической связи в собственную автономию оказывается нарушен! Ребенок, получая от мамы внимание, уход, заботу, развивающие занятия, никак не может получить необходимую ему точку эмоциональной автономии и внутренней опоры на самого себя. Мама, зачастую не прошедшая сама процесс отделения от своей мамы, просто не знает, как дать ребенку поддержку в формировании этой опоры. А порой сама эмоционально удерживает ребенка в этой тесной связи, находя в нем эмоциональную гавань для себя.
  5. Завышенные ожидания взрослых в отношении ребенка. Каждый родитель сегодня чуть не с момента рождения малыша обеспокоен его успешностью в этом мире. С пеленок начинается гонка, чтобы успеть, не отстать, а лучше – опередить других! Успеть загрузить в ребенка как можно больше знаний, впечатлений, занятий, развивающих игр, подготовок в школу! Мой уже… А мой еще… А вдруг не поступит, не сдаст тест в хорошую школу… Надо успеть подготовиться к гимназии, поэтому подготовка в школу уже с 4 лет, жаль, что с 3,5 не взяли! Он же у нас умненький! И чтобы всесторонне развитая личность, поэтому еще бассейн, флейта, танцы и театральная студия! А то если не занять, так и будет целый день скучать…

Если еще 10-15 лет назад родители приходили на консультацию с жалобами на снижение мотивации, скуку и нежелание что-либо делать у детей-подростков, ну младших школьников, то сегодня эта эпидемия скуки и внутренней вялости поражает детей уже в полтора-два года!
Пора помочь нашим детям снова захотеть быть самостоятельными и лучиться непосредственностью детского любопытства, этим лучшим топливом для двигателя детского естественного развития!

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (55) 2016
Фото: интернет-источник


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Екатерина Сорокина

Монтессори-педагог, кандидат педагогических наук, нейропсихолог, перинатальный психолог, автор проекта "Интуитивное Материнство", г. Нижний Новгород

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Светлана Мощенникова

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?

Мария Монтессори

Зачем Мария Монтессори придумала коричневую лестницу?

Аркадий Поляков

«Конструктор видов» – черчение с трех лет

Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »