Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина СорокинаСколько бесценного времени можно сэкономить
Многим мамам в наше время хорошо известен главный девиз монтессори-педагогики «Помоги мне сделать самому!» И действительно, самостоятельность ребенка – одна из базовых основ формирования его личности, помогающая ему освоить легко и с интересом множество умений и навыков, необходимых для успешной жизни!Не прекращает быть актуальной проблема самостоятельности и для мам ребят, которые собираются или уже пошли в школу! Многие родители уже в детском саду обсуждают, сколько времени скоро придется тратить на то, чтобы делать с ребенком уроки!
Но ребенок не хочет делать сам!
Куда исчезает огонек любопытства?
Почему же у сегодняшних ребят то ли гаснет, то ли не загорается естественный для каждого ребенка огонек любопытства, интереса, тяги к исследованию? Безусловно, причин много, часть из них порой ведут скорее к физиологическим истокам, но мы сегодня не будем обсуждать ни особенности современного родовспоможения, медицинских подходов к вынашиванию и сохранению беременности, погрешности экологической обстановки, в которой мама вынашивает, рожает и выращивает малыша.Я же сегодня хочу обратить ваше внимание на следующие причины:
- Избыток информационного потока, окружающий ребенка с рождения. Если мы сравним количество информации, поступающее к мозгу ребенка через органы чувств в раннем возрасте, 100 лет назад и сейчас, то различие будет очевидным и ошеломляющим! Однако, хотя мы видим, насколько быстрее современные дети осваивают технические новинки нашего века, их нервная система и законы ее созревания не изменились с тех пор! Большинство впечатлений остаются не интегрированными и просто складируются большими нагромождениями, создавая у ребенка перегрузку и не оставляя места для целенаправленно запрашиваемой и добываемой в ходе собственной деятельности информации.
- Детоцентрированность современного общества. Нарушение приоритетов в семье. Все лучшее – детям! Это, конечно, замечательно, однако, оказываясь центром семьи, жизнь всех взрослых в которой вращается вокруг ребенка, мы ставим его в сложную ситуацию. Зачем проявлять активность и стремиться осваивать что-либо, если все и так появляется в моей жизни само собой, стоит только захотеть и правильно направить взрослых небольшой манипуляцией, истерикой, обиженно сдвинутыми бровями? Если родители помнят о том, что они, их отношения между собой первичны, то ребенок органично занимает свое место в семейной иерархии и постепенно начинает учиться у взрослых, стремясь стать таким же ловким, умелым, умным, а главное – счастливым, как они!
- Избыток количества внимания к ребенку при его недостатках качества. В современном обществе ребенок, который задумался, сам что-то ковыряет палочкой, который наблюдает за другими детьми, вызывает у взрослых бурный всплеск активности! Как же, он ворон считает, а время не ждет! Многие родители испытывают чувство вины, если не занимают ребенка чем-то постоянно, если ребенок вдруг остается наедине с самим собой. Однако при такой гиперактивности взрослых в отношении ребенка они постоянно присутствуют в общении с ним наполовину, параллельно отвечая на телефонные звонки, витая в своих мыслях о грядущих переговорах на работе, о домашних делах, о последних новостях. И такое внимание оказывается некачественным, не давая ребенку ни получить точку опоры, ни отдаться своему внутреннему природному процессу созерцания, которое рано или поздно рождает любопытство и дерзновение к самостоятельному исследованию!
- Задержка выхода из симбиотической связи с мамой. Еще одна черта нашего времени. Естественный процесс поэтапного выхода ребенка из тесной природной симбиотической связи в собственную автономию оказывается нарушен! Ребенок, получая от мамы внимание, уход, заботу, развивающие занятия, никак не может получить необходимую ему точку эмоциональной автономии и внутренней опоры на самого себя. Мама, зачастую не прошедшая сама процесс отделения от своей мамы, просто не знает, как дать ребенку поддержку в формировании этой опоры. А порой сама эмоционально удерживает ребенка в этой тесной связи, находя в нем эмоциональную гавань для себя.
- Завышенные ожидания взрослых в отношении ребенка. Каждый родитель сегодня чуть не с момента рождения малыша обеспокоен его успешностью в этом мире. С пеленок начинается гонка, чтобы успеть, не отстать, а лучше – опередить других! Успеть загрузить в ребенка как можно больше знаний, впечатлений, занятий, развивающих игр, подготовок в школу! Мой уже… А мой еще… А вдруг не поступит, не сдаст тест в хорошую школу… Надо успеть подготовиться к гимназии, поэтому подготовка в школу уже с 4 лет, жаль, что с 3,5 не взяли! Он же у нас умненький! И чтобы всесторонне развитая личность, поэтому еще бассейн, флейта, танцы и театральная студия! А то если не занять, так и будет целый день скучать…
Если еще 10-15 лет назад родители приходили на консультацию с жалобами на снижение мотивации, скуку и нежелание что-либо делать у детей-подростков, ну младших школьников, то сегодня эта эпидемия скуки и внутренней вялости поражает детей уже в полтора-два года!
Пора помочь нашим детям снова захотеть быть самостоятельными и лучиться непосредственностью детского любопытства, этим лучшим топливом для двигателя детского естественного развития!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (55) 2016