Финский аттестат об образовании в начальной школе. Ничего общего с Российским!
Елена Хилтунен
В последнее время немало говорится о целях и результатах школьного образования, Вероятно, читателям нашего журнала будет интересно узнать, что написано в аттестатах учеников, окончивших классы начальной школы в Финляндии, где обычные школы, хоть и не имеют в своих классах монтессори-материалов, очень похожи на те, о которых мечтала и Мария Монтессори.
Крестик в соответствующей графе
Любого из нас, получивших образование в России, окончивших за свою жизнь ни одно учебное заведение, а, тем более, учителей российских школ, не раз выдававших подобные свидетельства своим ученикам, наверное, удивил бы финский документ об окончании первого класса начальной школы.
Наверху крупными буквами в нем написано главное, ради чего год, два, три назад семилетний мальчик или девочка отправились в школу: «ДЕЙСТВУЕТ СОГЛАСНО ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ». Предельно понятно: когда идешь в школу, ты это делаешь не потому, что так надо – и все! – а потому что у тебя самого есть цель – научиться уму-разуму, а учителя помогут тебе эту цель достигнуть.
Вместо привычных для россиян пятерок и троек в аттестате финны просто ставят крестик в соответствующей графе, отмечая, как у ребенка идет работа по достижению этих самых образовательных целей, принятых в стране: «редко», «по-разному» или «обычно».
Интересно посмотреть на приоритеты финской школы, отраженные в аттестате, ведь в любом подобном документе в первых строках стоят самые важные для обучения дисциплины (в России это математика, русский язык, чтение), а уж потом то, что к ним прилагается. В финском аттестате, прежде всего, ПОВЕДЕНИЕ и РАБОЧИЕ УМЕНИЯ.
Вдохновляющие, а не угнетающие результаты образоввания
Финнов можно понять, если знать разницу главных целей школьного образования в Финляндии и России. У нас стоит вечная задача подготовки разносторонне развитого человека с сильным напором почему-то на естественные науки, а финны провозглашают, что их школа готовит свободного человека, ответственного за свою жизнь и судьбу, самостоятельного в получении знаний. Вот почему маленьким финским ученикам (впрочем, и не только маленьким) так важны навыки социального поведения и рабочие умения.
Далее в аттестате можно увидеть нечто похожее на нашу справку «прослушал такие-то курсы…» с набором самых разных предметов. Успешность этого «прослушивания» фиксируется только по двум из них: 1 – родной язык и литература и 2 – математика. Причем отметок опять-таки нет. Крестики ставятся в графы «успевает неуверенно», «успевает по-разному», «успевает хорошо».
Вот и весь аттестат – вдохновляющий, а не угнетающий любого из детей, абсолютно понятный родителям и исключающий любое несогласие с их стороны, строго соответствующий целям образования, установленным финским государством.
Статья из журнала "Монтессори-клуб" № 3 (58) 2017
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.