Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Надежда Гончарова
Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность.
Надежда Гончарова - Монтессори-педагог, основатель Монтессори-детского сада в Томске,
сейчас город Aveiro (Португалия)
Евгения Ткачева - Монтессори-педагог, диплом АМИ, основатель детского Монтессори-клуба «Счастливый ребенок» в Москве, сейчас Montessori Infant Community,
город Хельсинки (Финляндия)
www.infant-community.com
Изучаем овощи и фрукты на португальском рынке
Где еще можно такое увидеть? Дети в зеленых кепках, с тетрадями и ручками важно расхаживают по душистому и разноцветному португальскому рынку и записывают названия овощей и фруктов, которых тут несметное множество? Да не просто расспрашивают и записывают-распределяют! Это – к овощам – первая колонка, а это – к фруктам – вторая. Конечно же, это монтессори-дети!
Мы живем в португальском городе Aveiro. Несколько лет назад я стала Президентом Associaсao Parceiros da Amizade, а также руководителем проекта и координатором всех его программ. Одну из программ мы назвали «Каникулы с наукой и искусством», и в прошлом году она была поддержана Комиссариатом по Интеграции населения. Эта программа позволила мне организовать небольшую монтессори-группу для детей младшего школьного возраста.
В группу набрали детей 6-11 лет. Учитывая их возрастные особенности, мы приобрели небольшой набор классического монтессори-материала и изготовили несколько десятков пособий для экспериментов и тренировки всевозможных практических навыков.
Поскольку работа велась во время летних каникул, мы понимали, что детям надо больше двигаться, находиться на свежем воздухе и постарались создать для них сбалансированную программу с учетом их интересов и наших возможностей. Нам было предоставлено небольшое школьное здание с тремя классными комнатами на территории начальной школы в центре города. Еще мы могли пользоваться одним из школьных спортивных залов, столовой, футбольной площадкой и территорией в целом.
Итак, мы начали наш эксперимент. Класс с небольшой монтессори-средой мы назвали лабораторией. Класс с художественными принадлежностями – артмастерской, класс без четкого профиля работы остался поливалентным. Чередуя деятельность детей, нам удалось выделить около четырех часов в неделю для каждой подгруппы детей на занятия разными видами деятельности: живописью, моделированием, занятиями в монтессори-среде, плаваньем, капоэйра, иностранными языками. Дети ходили на экскурсии и просто свободно играли. Каждое из направлений было интересно для детей, везде происходило их положительное развитие, но мне хотелось бы рассказать именно о занятиях в монтессори-среде.
Несмотря на то, что работали мы по подгруппам (в одной подгруппе занималось 14-15 детей), в самом начале нужно было познакомить ребят с правильным обращением с классическими Монтессори-материалами и с общими правилами занятий в среде.
На удивление, они довольно быстро освоили первоначальные правила и с увлечением стали исследовать самые разные пособия. Экспериментировали и тренировались, при этом в 80% случаев материалы бесшумно возвращали на место.
В первую неделю занятий практически вся деятельность детей сосредоточилась в практическо-экспериментальной части класса. Наборы для перемалывания кофе, чистки овощей, чистки до блеска металлических предметов и им подобные не залеживались на полках. Но вот математические монтессори-материалы, которые предназначены для детей начального школьного возраста (дроби, таблицы умножения и деления, цепочки сотни и тысячи, золотые бусины банка) – простаивали. Дети их просто не замечали.
Сенсорные материалы, напротив, имели большой успех у детей, несмотря на то, что ребята уже вышли из дошкольного возраста, для которого Мария Монтессори эти материалы создавала. Для меня это было любопытным наблюдением.
На второй и третьей неделях наших упражнений в «лаборатории» я зафиксировала интерес к блокам с цилиндрами, розовой башне, коричневой лестнице, цветным табличкам. Да такой большой интерес, что фактически все дети смогли позаниматься с этими материалами.
Конечно, для детей такого возраста презентации и упражнения с этими материалами отличались от классических. Например, упражнения с блоками цилиндров мы начали сразу с тремя-четырьмя блоками одновременно, усложнив это занятие изоляцией зрения. При этом приветствовалась работа в парах и тройках, многие дети внимательно наблюдали за происходящим. Постройка коричневой лестницы и совмещение ее с розовой башней производилась чаще всего в высоту с дополнительным заданием-упражнением сосчитать высоту постройки, зная размер каждого из блоков и кубов.
На третьей, четвертой и пятой неделе занятий в среде материалы и практические занятия дети выбирали вполне равномерно. Но Золотой математический материал так ни разу и не вызвал интерес детей. Сложилось впечатление, что количество, размер бусин и стрелочек отпугивали детей, они даже не брали в руки этот материал, только рассматривали его на расстоянии.
Но некоторый математический материал все же вызвал у них интерес. Например, на третьей неделе в нашей совсем небольшой среде стали востребованы упражнения с железными дробями-вкладками, доской сотни и доской умножения. Дети, которые занимались с этим материалом, радовались: «Как просто теперь разбираться с этой математикой!».
Математика – это одна из больных тем в образовательных кругах Португалии. Совсем недавно считалось абсолютно нормальным явление, если ученик 5-го, 6-го и так далее классов не успевал по математике. Все это принимали как должное. Всего пять лет назад министерство образования забило тревогу и потребовало от педагогов усилить эту компоненту школьного обучения. Стали устраивать курсы повышения квалификации для учителей. Но пока математика по-прежнему остается «terra incognita» для многих школьников, а также и их родителей.
Наша «Школа на каникулах» и для меня была важным экспериментом. Я в очередной раз подтвердила актуальность и вечную новизну педагогической системы М.Монтессори, востребованность у детей ее дидактических пособий.
Сенсорный материал Монтессори был специально внесен мною в среду для наблюдения границ его использования. Оказывается, несмотря на то, что с ним работали ребята младшего школьного возраста, а мои действия были пассивны, этот материал по-прежнему вызывает у детей немалый энтузиазм.
Наш небольшой летний лагерь многим понравился, но пока что в целом, а не только «обучением по Монтессори». По центральному телевидению, в популярном новостном блоке показали репортаж о нашей «Школе на каникулах». Передача вызвала большой интерес, но и разные мнения, типа «бедные детки и на каникулах учатся».
Несмотря на то, что в Португалии нет ни групп, ни, школ, ни Центров монтессори-педагогики, и очень трудно донести до консервативных португальцев новизну и полезность этого метода, когда я провожу семинары о монтессори-методе в университете, занимаюсь с детьми в психологической службе, специалисты вроде бы понимают важность педагогики Монтессори. Так что первые шаги уже сделаны. Мы надеемся, наш опыт будет продолжен. Особенно радует, что родители детей и сами дети при встрече говорят: «Пожалуйста, не забудьте нам сообщить, когда начнется запись в школьный лагерь, мы хотим записаться опять!».
О домашней атмосфере одного младенческого сообщества в Хельсинки
В Финляндии монтессори-педагогика распространена, и детских садиков Монтессори здесь довольно много. Есть и школы Монтессори. Но редко можно встретить группы, в которые родители приводят совсем маленьких — годовалых и двухгодовалых ребятишек. Здесь принято, что до трех лет мамы воспитывают детей дома. Они и пособие специальное от государства для этого получают. А если уж захотят выйти на работу, то предпочитают отдать ребенка в семейный детский садик. Не так-то просто в этой стране идти наперекор традиции и организовать настоящую монтессори-группу для детей от 1 года до 3 лет – Montessori Infant Community, как такие группы принято называть в Америке.
Наш небольшой частный детский центр открыт в режиме игровой группы – 3 часа в день, 4 раза в неделю. В течение дня мы работаем в монтессори-среде, занимаемся музыкой по программе Kindermusik и перекусываем фруктами и крекерами.
Город Хельсинки оказывает большую поддержку всем начинающим предпринимателям, помогая в организационных моментах, дает возможность получить кредит на создание центра под очень небольшой процент, а также выплачивает стартовое пособие в течение первых 18 месяцев работы для того, чтобы предприниматель мог уверенно встать на ноги. В этом отношении работать в Финляндии легко и приятно, государство не чинит никаких препятствий, все согласования очень гуманны и основаны на здравом смысле.
Необходимым условием создания Монтессори-центра для малышей от 1 до 3 лет было получение международного Монтессори-диплома помощников младенчества. У меня уже был опыт создания подобного центра в Москве в 2002 году («Счастливый ребенок»), который до сих пор продолжает свою работу.
Прежде чем создать Montessori Infant Community, я немало размышляла о формате работы центра – в прошлом мы не работали с детьми младше 3 лет без присутствия сопровождающего взрослого. Во время обучения я не раз задала вопрос монтессори-тренеру Патриции Валнер о необходимости присутствия родителей в группе таких маленьких детей. И каждый раз получала ответ, что такой необходимости нет. Во-первых, все взрослые, работающие с детьми в монтессори-среде, должны быть адекватным образом обучены принципам взаимодействия с детьми. В моей практике редко попадались родители, готовые следовать принципам Монтессори.
Но мы не можем обучить родителей всем презентациям материала. Кроме того, у родителей совершенно другая динамика взаимодействия с собственным ребенком – они эмоционально реагируют на любые «промахи» или достижения собственных детей и зачастую не дают ребенку возможности продуктивно взаимодействовать со средой, навязывая упражнения или же вмешиваясь в рабочий цикл.
Но ведь мы все знаем, что основной из базовых потребностей детей от года до трех является изучение мира предметов с помощью значимого взрослого. Поэтому в первое время я сомневалась, следует ли приглашать детей вместе с родителями или без них.
На практике же оказалось, что работа без мамы может проходить очень даже успешно. Дети все разные – некоторым требуется время для привыкания и иногда день может начинаться со слез. Но отличительной чертой монтессори-среды для малышей этого возраста является домашняя атмосфера, и, если ее удается создать в стенах центра, дети быстро успокаиваются и привыкают.
Мои наблюдения показывают, что дети, конечно же, нуждаются в присутствии любящего взрослого, и это хорошо заметно по тому, что они предпочитают находиться в непосредственном окружении учителя. Если я сажусь, чтобы почитать книгу с каким-нибудь ребенком, все остальные дети обычно располагаются в радиусе нескольких метров от меня.
То есть в этом возрасте создание атмосферы любви и принятия гораздо важнее любых образовательных воздействий. Любовь служит прочным фундаментом для всего остального.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (36) 2013 г.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.