«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»

Елена Полежаева
Ребенок с ограниченными возможностями ограничен не только в способности осуществить свои желания и требования. Желания вообще возникают лишь, когда осознаются возможности их выполнения. Из этого исходит лечебная монтессори-педагогика и монтессори-терапия. Надо искать такие предметы и способы действия с ними, чтобы они в данный момент интересовали ребенка, пытаться вызвать потребность в них и затем обеспечить удовлетворение этой потребности.

Статья с сайта www.thetutor.ru

Монтессори плюс Вальдорф

Вслед за Марией Монтессори мы с самого начала понимали, что ее педагогика может быть ориентирована на всех детей без исключения. Но интеграция обычных и особенных детей в одной группе влечет за собой немалые заботы.

Необходимым условием готовности детского сада к включению детей с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников является наличие набора образовательных и досуговых программ для детей и родителей. Наш опыт интеграции показал, что программы, опирающиеся на образовательные концепции М. Монтессори, Р. Штайнера, К. Орфа, ситуативно-ориентированную педагогическую модель, наиболее подготовлены к принятию «особенных» детей, поскольку ориентированы на раскрытие потенциальных возможностей любого ребенка.

Не случайно, когда нами была проведена «ревизия» существующих программ на предмет их готовности к принятию детей с тяжелыми нарушениями в развитии, оказалось, что программы «Монтессори» и «Вальдорфский детский сад» почти не нуждались в коррекции (за исключением адаптации некоторых развивающих материалов). В чем образовательный потенциал данных программ? Почему большинство детей с разными проблемами в развитии (с ДЦП, РДА, синдромом Дауна, умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями психического развития) были в первую очередь включены именно в эти развивающие пространства и, посещая их, получили импульс для своего развития? Попробуем найти ответ, опираясь на практику групп, работающих по системе Монтессори.

Клубные группы, работающие по системе Монтессори, появились сначала в Томском Хобби-Центре в 1998 году и сразу обрели популярность среди семей, где есть малыши от 1,6 до 6 лет (как правило, обычно развивающиеся). Приходя на занятия, дети попадали в богатую развивающуюся среду, насыщенную различными Монтессори-материалами. Самостоятельная работа с развивающими игрушками позволяла им реализовать собственный образовательный интерес и получить первый социальный опыт в общении с другими детьми и взрослыми.


Особенности окружения

На первом этапе реализации проекта «Быть вместе» нами была тщательно проанализирована существующая развивающая среда на наличие адаптированных для занятий с «особенными» детьми Монтессори-материалов. Последующая корректировка была очень важна, чтобы насытить среду недостающими дидактическими материалами, удобными в применении (например, детьми с ДЦП, с нарушениями зрения) и доступными, пошагово продуманными пособиями, позволяющими детям с физическими и психическими патологиями познавать мир step by step (от простого к сложному).

Немаловажным являлось и удобное расположение мебели и развивающих игр в помещении. Правильность их расстановки позволяла не допускать случаи, ограничивающие самостоятельные движения ребенка, избегать травматизма детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, детским аутизмом. Непродуманность в данном вопросе могла спровоцировать конфликт в группе и вызвать негативное отношение к ребенку, невольно нарушившему порядок (например, сломавшему чью-либо постройку из конструктора).

Включение детей с особенностями в развитии в программу проходило постепенно, по мере их адаптации к групповой работе. В каждую группу, состоящую из 15 детей, мы могли включить по 3-4 ребенка с разного рода нарушениями (с ДЦП, умственной отсталостью, синдромом Дауна, РДА). Такой количественный и качественный состав участников нашей программы оказался оптимальным для процесса их социализации и раскрытия собственных резервов. В одной из своих лекций, прочитанных в Московском монтессори-центре, проф. Т. Хелльбрюгге отмечал: «Нельзя в одном месте собираться детям с одним заболеванием, иначе они растеряют остатки здоровья».

Кого принимать?

Вопрос о приеме ребенка в интегрированную группу в нашем Центре решается коллегиально. Полученная от партнеров (невропатологов, психиатров лечебных учреждений) предварительная информация о ребенке, личное знакомство с семьей во время беседы, наблюдение за свободной работой ребенка в монтессори-среде позволяют педагогам, психологу и психотерапевту принять во время консилиума решение о дальнейших способах взаимодействия. Дети, у которых нет отклонений в поведении, быстро включаются в работу интегрированной группы.

Расторможенные, привлекающие своим поведением внимание (в основном это дети с ранним детским аутизмом), вначале индивидуально занимаются с педагогами, потом включаются в малую группу, лишь затем, когда сформировано представление о позитивном поведении, приглашаются на занятия в монтессори-группы.

Этот курс монтессори-терапии прошли два мальчика с детским аутизмом, Ваня Т. и Артем С. Через 6 месяцев подобных занятий (вначале индивидуальных, затем в малой группе, состоящей из 2 детей с РДА, 2 педагогов, 2 мам) они легко вошли в интегрированную группу и были успешны в глазах других детей и взрослых.

Индивидуальный маршрут

Внепрограммность монтессори-занятий позволяет каждому ребенку двигаться по индивидуальному образовательному «маршруту». Это становится возможным в условиях предоставляемой ребенку свободы выбора вида и темпа деятельности, места занятия, способа деятельности, партнера (или его отсутствия). Развивающая среда включает то, что интересно и доступно ребенку в этом возрасте, множество дидактических игрушек для развития органов чувств, речи, математических представлений, навыков самостоятельности. При желании ребенок может погрузиться в художественную деятельность, освоить способы работы с различными материалами. В данной среде педагог не руководит действиями ребенка, а лишь помогает, советует, участвует с ним на равных в совместной деятельности.

Обязательным условием формирования монтессори-группы является разновозрастность участников программы (например, в одной группе занимаются дети 1,6-3 лет, 3-6 лет). Поскольку в этом возрасте подражание является формой усвоения и расширения способов деятельности и поведения, то нахождение ребенка в разновозрастной группе позволяет:
• прожить разные социальные роли: от младшего – подражающего до старшего – помогающего;
• познать границы своих возможностей;
• осуществить переход из зоны актуального в зону ближайшего развития;
• почувствовать себя успешным. 


Руслан заговорил!

Примером позитивного влияния подражания на развитие ребенка является случай с Русланом (6 лет). В Центр раннего развития он пришел из детского дома № 1, где в течение года посещал группу домашних детей с задержкой речевого развития. Первое время, приходя на занятия, Руслан почти не говорил, отдельные произносимые звуки были понятны только его маме. Но постепенно, включаясь в деятельность разновозрастной группы, у ребенка стали появляться короткие слова, которые были понятны всем. В конце учебного года мальчик заговорил связными короткими предложениями. Такой результат мама Руслана и педагоги связывают исключительно с включением ребенка в среду нормально говорящих детей, подражая которым, он получал импульсы для своего развития.

В свободном пространстве Монтессори родители получают уникальную возможность – наблюдать за развитием собственного ребенка, видеть то, что особенно его интересует, анализировать совместно с педагогом возникшие ситуации, консультироваться по актуальным вопросам развития ребенка, включаясь в занятие, здесь и сейчас повышать свои родительские компетенции.

Не программа, а ситуация

Отметим особую позицию педагога в пространстве Монтессори. На первый взгляд, его роль очень скромна, незаметна. На самом деле ведущий программы очень активен, его активность проявляется в наблюдении за свободной работой детей в монтессори-среде и способах взаимодействия родителей с ребенком. Наблюдения фиксируются в Дневнике педагога, а после занятия интерпретируются. Записи, сделанные по каждому ребенку, помогают скорректировать педагогические предложения (индивидуальные и групповые уроки-презентации), подготовить и внести в среду необходимые развивающие материалы, которые отвечали бы актуальным интересам участников группы.

В своих педагогических действиях мы идем не от программы, а от ситуации. Помощь в решении той или иной возникшей трудности оказывается лишь в тот момент, когда эта помощь действительно необходима, в случае, если ребенок или родители не могут самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Возникающие во взаимодействии конфликты, проблемы не оцениваются, а фиксируются и воспринимаются нами как своего рода учебные ситуации, которые предоставляют детям и родителям возможность самим решить возникшую проблему, попробовать поискать пути преодоления противоречия. Таким образом, совместное воспитание детей с разными ресурсными возможностями дает каждому шанс не только раскрыть собственный потенциал развития, но и является эффективным тренингом взаимодействия, позволяющим с раннего детства овладевать искусством быть вместе.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Полежаева

- монтессори-педагог высшей квалификационной категории, заведующая МБДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска 

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Ельшина

Большое итальянское приклеивание

Татьяна Пальцева

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики

Рустам Курбатов

Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана

Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори

Рустам Курбатов

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »