Двигаемся по индивидуальному образовательному маршруту в проекте «Быть вместе»
Елена ПолежаеваСтатья с сайта www.thetutor.ru
Монтессори плюс Вальдорф
Вслед за Марией Монтессори мы с самого начала понимали, что ее педагогика может быть ориентирована на всех детей без исключения. Но интеграция обычных и особенных детей в одной группе влечет за собой немалые заботы.Необходимым условием готовности детского сада к включению детей с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников является наличие набора образовательных и досуговых программ для детей и родителей. Наш опыт интеграции показал, что программы, опирающиеся на образовательные концепции М. Монтессори, Р. Штайнера, К. Орфа, ситуативно-ориентированную педагогическую модель, наиболее подготовлены к принятию «особенных» детей, поскольку ориентированы на раскрытие потенциальных возможностей любого ребенка.
Не случайно, когда нами была проведена «ревизия» существующих программ на предмет их готовности к принятию детей с тяжелыми нарушениями в развитии, оказалось, что программы «Монтессори» и «Вальдорфский детский сад» почти не нуждались в коррекции (за исключением адаптации некоторых развивающих материалов). В чем образовательный потенциал данных программ? Почему большинство детей с разными проблемами в развитии (с ДЦП, РДА, синдромом Дауна, умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями психического развития) были в первую очередь включены именно в эти развивающие пространства и, посещая их, получили импульс для своего развития? Попробуем найти ответ, опираясь на практику групп, работающих по системе Монтессори.
Клубные группы, работающие по системе Монтессори, появились сначала в Томском Хобби-Центре в 1998 году и сразу обрели популярность среди семей, где есть малыши от 1,6 до 6 лет (как правило, обычно развивающиеся). Приходя на занятия, дети попадали в богатую развивающуюся среду, насыщенную различными Монтессори-материалами. Самостоятельная работа с развивающими игрушками позволяла им реализовать собственный образовательный интерес и получить первый социальный опыт в общении с другими детьми и взрослыми.
Особенности окружения
На первом этапе реализации проекта «Быть вместе» нами была тщательно проанализирована существующая развивающая среда на наличие адаптированных для занятий с «особенными» детьми Монтессори-материалов. Последующая корректировка была очень важна, чтобы насытить среду недостающими дидактическими материалами, удобными в применении (например, детьми с ДЦП, с нарушениями зрения) и доступными, пошагово продуманными пособиями, позволяющими детям с физическими и психическими патологиями познавать мир step by step (от простого к сложному).Немаловажным являлось и удобное расположение мебели и развивающих игр в помещении. Правильность их расстановки позволяла не допускать случаи, ограничивающие самостоятельные движения ребенка, избегать травматизма детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, детским аутизмом. Непродуманность в данном вопросе могла спровоцировать конфликт в группе и вызвать негативное отношение к ребенку, невольно нарушившему порядок (например, сломавшему чью-либо постройку из конструктора).
Включение детей с особенностями в развитии в программу проходило постепенно, по мере их адаптации к групповой работе. В каждую группу, состоящую из 15 детей, мы могли включить по 3-4 ребенка с разного рода нарушениями (с ДЦП, умственной отсталостью, синдромом Дауна, РДА). Такой количественный и качественный состав участников нашей программы оказался оптимальным для процесса их социализации и раскрытия собственных резервов. В одной из своих лекций, прочитанных в Московском монтессори-центре, проф. Т. Хелльбрюгге отмечал: «Нельзя в одном месте собираться детям с одним заболеванием, иначе они растеряют остатки здоровья».
Кого принимать?
Этот курс монтессори-терапии прошли два мальчика с детским аутизмом, Ваня Т. и Артем С. Через 6 месяцев подобных занятий (вначале индивидуальных, затем в малой группе, состоящей из 2 детей с РДА, 2 педагогов, 2 мам) они легко вошли в интегрированную группу и были успешны в глазах других детей и взрослых.
Индивидуальный маршрут
Внепрограммность монтессори-занятий позволяет каждому ребенку двигаться по индивидуальному образовательному «маршруту». Это становится возможным в условиях предоставляемой ребенку свободы выбора вида и темпа деятельности, места занятия, способа деятельности, партнера (или его отсутствия). Развивающая среда включает то, что интересно и доступно ребенку в этом возрасте, множество дидактических игрушек для развития органов чувств, речи, математических представлений, навыков самостоятельности. При желании ребенок может погрузиться в художественную деятельность, освоить способы работы с различными материалами. В данной среде педагог не руководит действиями ребенка, а лишь помогает, советует, участвует с ним на равных в совместной деятельности.Обязательным условием формирования монтессори-группы является разновозрастность участников программы (например, в одной группе занимаются дети 1,6-3 лет, 3-6 лет). Поскольку в этом возрасте подражание является формой усвоения и расширения способов деятельности и поведения, то нахождение ребенка в разновозрастной группе позволяет:
• прожить разные социальные роли: от младшего – подражающего до старшего – помогающего;
• познать границы своих возможностей;
• осуществить переход из зоны актуального в зону ближайшего развития;
• почувствовать себя успешным.
Руслан заговорил!
Примером позитивного влияния подражания на развитие ребенка является случай с Русланом (6 лет). В Центр раннего развития он пришел из детского дома № 1, где в течение года посещал группу домашних детей с задержкой речевого развития. Первое время, приходя на занятия, Руслан почти не говорил, отдельные произносимые звуки были понятны только его маме. Но постепенно, включаясь в деятельность разновозрастной группы, у ребенка стали появляться короткие слова, которые были понятны всем. В конце учебного года мальчик заговорил связными короткими предложениями. Такой результат мама Руслана и педагоги связывают исключительно с включением ребенка в среду нормально говорящих детей, подражая которым, он получал импульсы для своего развития.Не программа, а ситуация
В своих педагогических действиях мы идем не от программы, а от ситуации. Помощь в решении той или иной возникшей трудности оказывается лишь в тот момент, когда эта помощь действительно необходима, в случае, если ребенок или родители не могут самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Возникающие во взаимодействии конфликты, проблемы не оцениваются, а фиксируются и воспринимаются нами как своего рода учебные ситуации, которые предоставляют детям и родителям возможность самим решить возникшую проблему, попробовать поискать пути преодоления противоречия. Таким образом, совместное воспитание детей с разными ресурсными возможностями дает каждому шанс не только раскрыть собственный потенциал развития, но и является эффективным тренингом взаимодействия, позволяющим с раннего детства овладевать искусством быть вместе.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016