«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Ставка на интерес

Татьяна Костенко
В детском саду Монтессори считается важным развивать у ребенка опыт осознанного выбора. В современном мире, полном многообразия, неопределенности, информации разного рода, необходимо уметь выбрать то, что подходит именно тебе, в соответствии с твоими установками, интересами, приоритетами. Приобрести опыт осознанного выбора деятельности, способов действия, партнеров, времени и места для занятия возможно в особом открытом образовательном пространстве.

Публикация электронной газеты «Вести образования» № 14, 2014 год

Осознанный выбор деятельности

На наш взгляд, монтессори-педагогика нацелена на те же ориентиры, которые обозначены в российском Стандарте образования. Она основана на высокой субъектности ребенка, на его инициативе и самостоятельности, причем не только бытовой, но интеллектуальной и волевой. В группе находятся разные по возрасту и опыту сверстники – дети 3–5, 4–6, 3–6 лет. Что дает пребывание в одном пространстве разных по возрасту детей? Младшие ребята видят перспективу собственного развития: «Я еще не умею так строить, но я смогу это сделать, потому что он ведь делает!». Наблюдения за действиями своего ровесника снимают страх перед новым шагом, новым действием, новым неизвестным. Опытные сверстники могут свои умения передать младшим друзьям. Знания, переданные сверстником, воспринимаются легко и запоминаются навсегда, потому что дети говорят на одном, понятном языке! Таким образом, разновозрастное сообщество выгодно для всех – и для старших, и для младших, и для педагогов. Передача умений происходит не директивным путем, а естественно.

Автодидактика

Созданные Марией Монтессори «автодидактичные материалы» позволяют ребенку самому видеть, что он делает правильно, а что нет – цилиндр просто «не влезает» не в свою ячейку, и это видит даже малыш. Эта особенность материалов позволяет снять с воспитателя функцию оценки (правильно – неправильно) и сделать ребенка самостоятельным. Он сам понимает, правильно ли он действует. Это, на наш взгляд, основа самостоятельности ребенка и человека.

Среда группы насыщенна и богата, однако все обучающие материалы и игрушки находятся в единственном экземпляре. Организация предметов именно таким образом имеет ряд преимуществ: внешнее количественное ограничение обеспечивает уникальный социальный опыт: «Я должен договориться с одногруппником, который раньше меня сегодня взял этот материал!». Если ребенок не осмеливается на этот договор со сверстником, он имеет возможность выращивать в себе произвольное поведение. Попросту подождать, когда интересующий его материал освободится. 

Но ждать, сидя на стульчике, не интересно! Поэтому малыш, ожидая, может присоединиться к другой компании, приобретя, таким образом, опыт социального действия. А еще может сказать родителям: «Мама, давай завтра пораньше придем в группу, я хочу первым поработать с материалом!». И вот в класс входит четырехлетний малыш, имея план своих действий пусть не на день, но на несколько минут! Человек знает, чем он будет заниматься! На интересе строится концентрация внимания, вырастающая в самодисциплину.

В ситуации открытости и доступности предметной среды педагог использует разные формы совместной деятельности, адекватные ситуациям. Так, заметив интерес одного ребенка к большим числам, воспитатель дает ему трехступенчатый «урок» о том, как их составлять, используя особый материал. И малыш может заниматься с многозначными числами так долго, пока не утомится. Заметив интерес у двух ребят к общению друг с другом, педагог поможет организовать парное взаимодействие, потому что в данный момент детей интересует любая деятельность, лишь бы вдвоем. Предположив, что часть группы может заинтересовать информация о Луне, воспитатель тихонько объявит: «Желающие услышать информацию о движении Луны могут присоединиться к нашему кругу». Так возникнет беседа в кругу, в которой могут принять участие двое, трое, шестеро человек. В ответ на вопрос малыша: «Почему у жирафа такая длинная шея?» – педагог предложит ему рассмотреть книжку или прочитать карточки, где можно найти ответ на этот вопрос. «А-а-а, ты еще не можешь читать? Может, договоришься с Соней, она умеет читать и с удовольствием тебе поможет». Таким образом, возникнет деловое сотрудничество старшего и младшего или более опытного и менее опытного (иногда умения не определяются возрастом), в котором выиграют обе стороны. А не умеющий читать, возможно, вскоре подойдет и скажет: «Научи меня читать!». И в определенный момент педагог позвонит в колокольчик и скажет: «А сейчас давайте устроим общий круг, на котором поделимся своими успехами!». И вся группа, взяв свои стульчики, усядется вокруг педагога, и начнется разговор о том, что удалось, что хотел сделать, что получилось, что пока нет…

Сотрудничество

Важным инструментом индивидуализации являются личные столики и стульчики для каждого ребенка. Умение сохранять себя среди большого количества разных людей, соглашаться и отказываться, просить и принимать помощь, быть независимым от мнения других, выбирать лучшее из имеющегося – полезные компетенции в современном мире. Ребенок, приходя в группу, видит, что у него есть его личное место – столик и стульчик, на столике стоит табличка с его именем, цветочек, который он с мамой выбрал для украшения и приобретения опыта ухода за ним, портрет его семьи или любимой кошки… Это его пространство, символизирующее то, что его здесь ждут и принимают, о нем помнят, о его цветке позаботятся во время его отсутствия. Это пространство имеет ясные границы, которые никто не может нарушать без согласования с хозяином. «С хозяином» в хорошем смысле: маленький человек учится заботиться о себе и своем пространстве, по утрам протирая столик и поливая цветок, учится быть автономным, соблюдать свои границы и уважать границы соседей.

Поддержка и помощь в жизни

Следующая важная черта – особая позиция взрослого. Открытость и доступность образовательного пространства, многообразие форм совместной деятельности, возможность выбора и время свободных занятий задают особую позицию воспитателя, которая определяется такими ключевыми компетенциями, как владение коммуникативными техниками, готовность сопровождать интерес и поддерживать инициативу ребенка.

Первый аспект предполагает умение задавать вопросы разного типа, использовать «я-суждения», владеть приемами убеждения, мотивации, активного слушания и безоценочного принятия человека.

В основе второго аспекта лежит умение замечать интерес ребенка, фиксировать свои наблюдения и давать точную интерпретацию своим педагогическим наблюдениям. В ответ на интерес ребенка важно быть готовым изменить предметную среду, поддержать инициативу малыша, показать возможности, которые есть в группе; расширить образовательное пространство, показав ресурсы не только своей группы; помочь состояться рефлексивному отношению к собственным действиям и способам взаимодействия с предметной средой, сверстниками, взрослыми. 

Наблюдение жизни детей

Важным является тот факт, что развивающие и обучающие материалы и игрушки находятся в свободном доступе (все полочки открытые и низкие, что позволяет ребенку в любой момент взять то, что ему интересно, и делать это самостоятельно и независимо от воспитателя), они автодидактичны (это позволяет ребенку самому видеть неточности и ошибки в своей работе, быть независимым от оценки взрослого), привлекательны и укомплектованы (эстетика и комплект материалов – обязательное условие). Наличие материалов и игрушек в предметной среде регулируется сензитивными периодами развития группы и каждого ребенка в отдельности (это периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у детей определенных психологических свойств и видов поведения). Педагог наблюдает за «странствием» (путешествием) ребенка по предметной среде, выявляя таким образом его интерес, и создает необходимые условия для поддержания этого интереса. Материал может быть убран из среды, если никто его не использует; материал может быть привнесен в среду персонально для одного человека и пары людей, которым интересна именно эта тематика; материал может быть переставлен на другое место, возможно, так он будет более заметен для детей, а значит, его популярность вырастет.
Интерес ребенка проявляется в момент выбора им занятия и фиксируется воспитателем. Проследить развитие интереса можно по дневнику наблюдений, в который воспитатель ежедневно записывает информацию о том, как выбирает ребенок вид деятельности, как сосредоточенно он работает, с кем он работает, в какой роли (если это подгруппа или пара), как долго удерживает свое внимание, как представляет результат своей деятельности (если вообще представляет).

Описанное образовательное пространство позволяет ребенку становиться самостоятельным, интересующимся, умеющим действовать в соответствии с собственным интересом и сделанным выбором.
 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (42) 20014
Фото предоставлено автором


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Татьяна Костенко

Заместитель заведующей по инновационной деятельности МБДОУ 4 "Монтессори", г. Томск, монтессори-педагог (диплом AMS). Руководитель Сибирского представительства ММА.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Как давать урок

Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду?

Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Елена Хилтунен

Происхождение моей монтессори-педагогики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »