Во-первых, ключевые компетенции человека, и лишь во-вторых, его предметные знания
Оксана Иванова
Сегодня, когда в монтессори-педагогике уже многое определено и наработано, важно не замыкаться в своем кругу, а сверять с коллегами из прогрессивных массовых школ наше понимание современных процессов, происходящих в образовании.
О «внутренних технологиях» человека как о главной ценности
Сложность и вариативность, которая в современном мире все больше усиливается, остро ставят вопрос о важности фокуса образовательной системы на создании условий, в которых ребенок смог бы выстроить внутри себя опору в виде личностных качеств и свойств, в виде метапредметных навыков, которые позволили бы ему не потерять себя, а максимально реализовать в мире любых технологий и систем.
Если говорить об успехе ребенка, то уже сегодня в качестве целевых ориентиров образования человека выходят на первый план ключевые компетенции. Поскольку представление о том, что такое успех, у разных социальных групп свое, то и наборы ключевых компетенций будут отличаться.
Важно, чтобы эти ключевые компетенции задавали и ценностный вектор. Иначе, учитывая уровень технологических достижений во всех отраслях, может возникнуть опасность для человечества самоуничтожения. Сложная инженерно-техническая, информационная инфраструктура предъявляет и высокие требования к человеку, к его «внутренним технологиям»: осознанности, способности на основе ценностей управлять миром.
Монтессори-ребенок. В чем его успех?
Что касается монтессори-сообщества, то, поскольку ключевые навыки и ценностные представления человека формируются в детстве, мы чувствуем особую значимость дошкольного возраста, начальной школы и ответственность за нашу педагогическую работу.
Для нас важно создать среду, в которой ребенок смог бы стать, говоря словами Михая Чиксентмихайи, человеком, который «гармонично сочетает следующие противоположные тенденции: он в хорошем смысле слова гордится своей уникальностью, но при этом питает неподдельный интерес к другим людям, заботится о них». Если говорить коротко, то мы выделяем следующие значимые образовательные результаты (последовательность вовсе не говорит о приоритете).
Самостоятельность – (начиная от бытовой самостоятельности в раннем детстве, познавательной – «выбрал и увлеченно поработал», учебной, потом – проектной («задумал и сделал»), дальше – субъектной позиции по отношению к своему образованию («свой путь в жизни»).
Самодисциплина-саморегуляция – навыки управления собой (стремление к порядку, управление вниманием, способность к концентрации внимания, способность доводить начатое до конца, готовность принимать правила, способность выбирать и нести ответственность, самоконтроль и т.д.).
Любознательность, инициативность в познании, активная жизненная позиция, желание познавать и исследовать мир. Интерес и любовь к деятельности, а не к праздности, способность преодолевать сложности в работе благодаря интересу.
Коммуникативные навыки, направленные на сотрудничество, и эмоциональная устойчивость (способность договориться, решить конфликт, способность слышать другого, способность договариваться о совместной работе и работать вместе с другими детьми, умение просить о помощи и предлагать помощь, умение исполнять роль учителя, наставника), эмпатия.
Бережное отношение к миру (способность заботиться об окружающей среде (мире вокруг)), ценность среды (всего, что создано до тебя природой и людьми), экологическое воспитание.
Избавляемся от расхожих штампов о детском саде
К счастью, наша педагогическая система обладает набором инструментов в построении образовательного процесса, которые позволяют нам достигать образовательных результатов, названных выше. Мы сейчас внутри сообщества создаем модели описания этих сложных результатов, работаем над инструментами оценивания результатов, учимся работать с родителями по совместному обсуждению результатов, переживаем интересный творческий процесс.
Что же касается ограничений, то их, конечно, тоже немало. К сожалению, в обществе огромное количество стереотипов о детском саде и начальной школе, важность и значимость образования в этих культурных институтах не до конца осознаны, в общественном сознании и в сознании родителей укоренились штампы, согласно которым детский сад готовит к школе. Нам кажется важным расширять виденье, подчеркивать важность первых лет жизни не как фундамента в формировании предметных знаний и навыков, а тех свойств и качеств личности, которые обеспечат ребенку и миру успех.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (57) 2017