«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

Во-первых, ключевые компетенции человека, и лишь во-вторых, его предметные знания

Оксана Иванова
Сегодня, когда в монтессори-педагогике уже многое определено и наработано, важно не замыкаться в своем кругу, а сверять с коллегами из прогрессивных массовых школ наше понимание современных процессов, происходящих в образовании.

О «внутренних технологиях»  человека как о главной ценности

Сложность и вариативность, которая в современном мире все больше усиливается, остро ставят вопрос о важности фокуса образовательной системы на создании условий, в которых ребенок смог бы выстроить внутри себя опору в виде личностных качеств и свойств, в виде метапредметных навыков, которые позволили бы ему не потерять себя, а максимально реализовать в мире любых технологий и систем.

Если говорить об успехе ребенка, то уже сегодня в качестве целевых ориентиров  образования человека выходят на первый план ключевые компетенции. Поскольку представление о том, что такое успех, у разных социальных групп свое, то и наборы ключевых компетенций будут  отличаться.

Важно, чтобы эти ключевые компетенции задавали и ценностный вектор. Иначе, учитывая уровень технологических достижений во всех отраслях, может возникнуть опасность для человечества самоуничтожения. Сложная  инженерно-техническая, информационная инфраструктура предъявляет и высокие требования к человеку, к его «внутренним технологиям»: осознанности, способности на основе ценностей управлять миром.  

Монтессори-ребенок. В чем его успех?

Что касается монтессори-сообщества, то, поскольку ключевые навыки и ценностные представления человека формируются в детстве, мы чувствуем особую значимость дошкольного возраста, начальной школы и  ответственность за нашу педагогическую работу. 

Для нас важно создать среду, в которой ребенок смог бы стать, говоря словами Михая Чиксентмихайи, человеком, который «гармонично сочетает следующие противоположные тенденции: он в хорошем смысле слова гордится своей уникальностью, но при этом питает неподдельный интерес к другим людям, заботится о них». Если говорить коротко, то мы выделяем следующие значимые образовательные результаты (последовательность вовсе не говорит о приоритете).

Самостоятельность – (начиная от бытовой самостоятельности в раннем детстве, познавательной –  «выбрал и увлеченно поработал», учебной, потом – проектной («задумал и сделал»), дальше – субъектной позиции по отношению к своему образованию («свой путь в жизни»).

Самодисциплина-саморегуляция – навыки управления собой (стремление к порядку, управление вниманием, способность к концентрации внимания, способность доводить начатое до конца, готовность принимать правила, способность выбирать и нести ответственность, самоконтроль и т.д.).

Любознательность, инициативность в познании, активная жизненная  позиция, желание познавать и исследовать мир. Интерес и любовь к деятельности, а не к праздности, способность преодолевать сложности в работе благодаря интересу.

Коммуникативные навыки, направленные на сотрудничество, и эмоциональная устойчивость (способность договориться, решить конфликт, способность слышать другого, способность договариваться о совместной работе и работать вместе с другими детьми, умение просить о помощи и предлагать помощь, умение исполнять роль учителя, наставника), эмпатия. 

Бережное отношение к миру (способность заботиться об окружающей среде (мире вокруг)), ценность среды (всего, что создано до тебя природой и людьми), экологическое воспитание.

Избавляемся от расхожих штампов о детском саде

 К счастью, наша педагогическая система обладает набором инструментов в построении образовательного процесса, которые позволяют нам достигать образовательных результатов,  названных  выше. Мы сейчас внутри сообщества создаем модели описания этих сложных результатов, работаем над инструментами оценивания результатов, учимся работать с родителями по совместному обсуждению результатов, переживаем интересный творческий процесс.

Что же касается ограничений, то их, конечно, тоже немало. К сожалению, в обществе огромное количество стереотипов о детском саде и начальной школе, важность и значимость образования в этих культурных институтах не до конца осознаны, в общественном сознании и в сознании родителей укоренились штампы, согласно которым детский сад готовит к школе. Нам кажется важным расширять виденье, подчеркивать важность первых лет жизни не как фундамента в формировании предметных знаний и навыков, а тех свойств и качеств личности, которые обеспечат ребенку и миру успех.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (57) 2017

Интересно? Расскажите друзьям:

Оксана Иванова

Председатель ММА, руководитель "Евразийского Центра Монтессори-педагогики" г. Екатеринбург, руководитель ДЦ "Апельсин" г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Жан Итар

Записи о первых успехах Виктора из Авейрона. 1801 год

Екатерина Сорокина

Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!

Татьяна Обидина

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом

Мария Монтессори

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед

Эмми Пиклер

Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »