Деревянные куколки из комплекта «Игровая терапия»
Галина ЯкуничеваГ. В. Тютюнник - педагог-психолог МДОУ ЦРР №13 «Олененок»
Г. Г. Якуничева - заведующий МДОУ ЦРР №13 «Олененок», г. Оленегорск, Мурманской области
Мир детей реально существует, и они рассказывают о нем в игре
Принципы недирективной терапии (например, естественное стремление индивида к росту, способность индивида к управлению собственным развитием) прекрасно работают в игровой коррекционной работе с детьми. Недирективная игровая терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или изменить его, и основывается на идее о том, что поведение ребенка всегда направляется стремлением к наиболее полной самореализации. Цели недирективной игровой терапии состоят в самопознании и самоуправлении ребенка.
Обобщая свою концепцию, Вирджиния Экслайн и Карл Роджерс пишут: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым, так, что ребенок свободен утверждать себя, как он умеет, в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе». Позже этот подход стали называть игровой терапией, центрированной на клиенте (ребенке).
Диагностический комплект для психолога «Игровая терапия» выпускается предприятием «Лель» с 2005 года. Инициатором создания комплекта была Елена Николаевна Бочкарева, опытный клинический психолог г. Апатиты, обобщившая результаты применения подобных материалов в странах Баренц-региона.
Комплект состоит из 22 деревянных человеческих фигурок: женских и мужских, каждой – трех возрастов, каждой – трех эмоций; дополнительно – три служебные формы одежды (две – женские, одна – мужская), младенец в колыбельке («сиблинг»), белый и черный ангелы (с крылышками) и универсальная фигурка черного существа. Всего 26 фигур из дерева, укладываемых в деревянную же коробочку размером 40 * 20 * 6 см.
За все время применения комплекта в разнообразных учреждениях образования и социальной защиты населения Мурманской области этот инструмент проявил себя как весьма эффективный, незаменимый (в некоторых случаях – эксклюзивный) помощник психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. Комплект применяется как в диагностических целях, так и в коррекционно-развивающих, становясь основой для проведения психотерапевтической и реабилитационной программ.
Медик, мама, социальный работник и милиционер
В работе комплекта «Игровая терапия» с диагностическими целями мы выявили некоторые особенности. Одно из самых важных качеств комплекта – его высокая валидность (достоверность).Материнская депривация, госпитализм определяются в 100% имеющих место случаев. Все дети, пережившие ранний разрыв с родителями (или более поздний, но длительный), и дети, своевременно не установившие близкого эмоционального контакта с матерью, отделяют фигурки детей от «матери».
При сенсорной депривации – и девочки, и мальчики выбирают фигурку младенца в качестве игрушки для ребенка, с которым себя ассоциируют.
При госпитализме – рядом с детской фигуркой располагают «медика» или «социального работника».
При асоциальном образе жизни родителей – помещают фигурки «мамы» в многочисленное «общество» безликих или «недобрых» фигурок взрослых.
При антисоциальном образе жизни родителей – их фигурки располагаются вдали от детских в обществе «милиционера».
Не менее важное качество – нетравматичность диагностики.
Ребенок не ощущает чувства вины перед родителями, как это бывает, если ему приходится рассказывать о подобных «семейных тайнах».
В работе с фигурками этого комплекта ему достаточно молча расположить членов семьи и других значимых взрослых в предлагаемом пространстве. Ему не приходится «портить» лицо мамы неприятной эмоцией, давая этим негативную оценку ее поведению и внешнему виду. Конечно, текущие детские комментарии очень обогащают диагностическую картину, но и без них семейная ситуация предстает в достоверном виде.
По нашему опыту, дети, имеющие непростую судьбу, очень ценят в психологе и педагоге умение понимать без слов. Комплект «Игровая терапия» оснащает специалиста таким умением.
Для детей, ревностно соблюдающих конфедециальность семейных сведений, очень важно, чтобы любая диагностика не оставляла «документальных результатов»: рисунков, схем, сочинений или письменных ассоциаций и так далее, которые в дальнейшем могут быть разглашены или даже обращены против самого ребенка и его семьи. Фигурки комплекта возвращаются в коробочку и надежно сохраняют тайну своих взаимоотношений.
Экспресс-диагностика
Ценное качество – легкость проведения. В отличие от других проективных методик (например, рисунка семьи) ребенку не требуется рисовать. Детям разных возрастов, уровней развития, способностей и ограничений возможностей здоровья это позволяет уйти от разного рода трудностей: дошкольнику и ребенку с неразвитой координацией – от проблемы графики; младшему школьнику – от оценки и самооценки умения рисовать и воплощать свой замысел. Эти трудности весьма осложняют проведение «рисуночных» тестов, но становятся совершенно неважными при применении данной методики.Наши нетерпеливые коллеги ценят в комплекте его способность к экспресс-диагностике, так как получают быстрый и надежный результат.
А вдумчивые и основательные – его динамические возможности: ведь ни один рисунок или схема не даст нам семейной картины в развитии, не передаст тех малейших тонкостей содержания и эмоциональной окраски контактов ребенка, которые малыш легко и естественно раскрывает в игре «с куклами».
Коллеги, предпочитающие различные конкретные терапевтические методы (гештальт, НЛП, психосинтез, метод семейных расстановок и так далее), находят в данном комплекте свои неисчерпаемые диагностические и терапевтические интересы.
Нами выработан и рекомендуется и примерный алгоритм предложения ребенку комплекта «Игровая терапия» (см. схему).
Проведение коррекционно-развивающей, психотерапевтической и реабилитационной работ: целиком зависит от опыта, профессиональных предпочтений специалиста, организации его пространства и времени.
Как и любая проективная методика, комплект «Игровая терапия» имеет огромный интерпретационный ресурс и тренинговые возможности.
При работе в коррекционно-развивающих, психотерапевтических и реабилитационных целях необходимо соблюдать охрану помещения от внешнего вмешательства и обеспечить для работы 1,5-2 часа, посвященных исключительно текущей терапевтической игре.
Сюжет и действие игры могут протекать по инициативе самого ребенка или двоих-троих детей. Сюжет может задаваться психологом или другим специалистом, исполняющим роль терапевта. Терапевт может принимать на себя определенную роль, провоцируя развитие действия в актуальном направлении. Такой ролью может быть и одно из действующих лиц, и соавтор или сорежиссер. Терапевт, опираясь на свой профессиональный опыт, может параллельно подключить приемы сказко-, музыко- и арттерапии. Например, нами применялось параллельное выразительное чтение сказок Луизы Дюсс (методика «10 сказок»), при котором ребенок мог продолжать спокойную игру, но на критической для него теме реагировал разыгрыванием актуального сюжета.
Несравнимую с каким-либо другим методом эффективность проявил комплект «Игровая терапия» в неотложных ситуациях острых состояний детей, связанных:
- с тупиковой протестной реакцией;
- с комплексной психофизиологической реакцией на длительное нахождение в процессе нездоровой компьютерной игры;
- с последствием физического и психологического насилия в семье;
- с безвременной утратой близкого члена семьи;
- с возрастным кризисом, наложенным на уязвимую самооценку.
Во всех перечисленных ситуациях дети разного возраста, посвятив «Игровой терапии» необходимое время (в основном от 1,5 до 3 часов), под наблюдением и при поддержке специалистов, вышли на конструктивный уровень взаимодействия со своими трудностями развития. В дальнейшем коррекционно-развивающая работа с детьми, прошедшими через игровую терапию, идет более органично, естественно и целенаправленно.
Применение комплекта «Игровая терапия» открыло нам прекрасную перспективу развития богатого природного потенциала детей.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (45) 20014