«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Деревянные куколки из комплекта «Игровая терапия»

Галина Якуничева
В монтессори детском саду «Олененок» города Оленегорска Мурманской области решили не отказываться от работы с особенными детьми, постепенно интегрируя их в обычные детские группы. Но при этом помогать им поручено дипломированному психологу-аналитику и терапевту. А кроме того, для таких детей там разработали специальный диагностический материал, который помогает специалисту внимательно наблюдать и постоянно оценивать и корректировать ход развития ребенка. Перед Вами методическая разработка необычного материала, который основан на принципах игровой терапии, известной в психоаналитической практике еще со времен Зигмунда Фрейда.

Г. В. Тютюнник - педагог-психолог МДОУ ЦРР №13 «Олененок»
Г. Г. Якуничева - заведующий МДОУ ЦРР №13 «Олененок», г. Оленегорск, Мурманской области

Мир детей реально существует, и они рассказывают о нем в игре

Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в XVIII веке Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, современный психолог должен обратиться к этому концептуально-экспрессивному миру.

Принципы недирективной терапии (например, естественное стремление индивида к росту, способность индивида к управлению собственным развитием) прекрасно работают в игровой коррекционной работе с детьми. Недирективная игровая терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или изменить его, и основывается на идее о том, что поведение ребенка всегда направляется стремлением к наиболее полной самореализации. Цели недирективной игровой терапии состоят в самопознании и самоуправлении ребенка.

Обобщая свою концепцию, Вирджиния Экслайн и Карл Роджерс пишут: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым, так, что ребенок свободен утверждать себя, как он умеет, в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе». Позже этот подход стали называть игровой терапией, центрированной на клиенте (ребенке).

Диагностический комплект для психолога «Игровая терапия» выпускается предприятием «Лель» с 2005 года. Инициатором создания комплекта была Елена Николаевна Бочкарева, опытный клинический психолог г. Апатиты, обобщившая результаты применения подобных материалов в странах Баренц-региона.

Комплект состоит из 22 деревянных человеческих фигурок: женских и мужских, каждой – трех возрастов, каждой – трех эмоций; дополнительно – три служебные формы одежды (две – женские, одна – мужская), младенец в колыбельке («сиблинг»), белый и черный ангелы (с крылышками) и универсальная фигурка черного существа. Всего 26 фигур из дерева, укладываемых в деревянную же коробочку размером 40 * 20 * 6 см.

За все время применения комплекта в разнообразных учреждениях образования и социальной защиты населения Мурманской области этот инструмент проявил себя как весьма эффективный, незаменимый (в некоторых случаях – эксклюзивный) помощник психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. Комплект применяется как в диагностических целях, так и в коррекционно-развивающих, становясь основой для проведения психотерапевтической и реабилитационной программ.

Медик, мама, социальный работник и милиционер

В работе комплекта «Игровая терапия» с диагностическими целями мы выявили некоторые особенности. Одно из самых важных качеств комплекта – его высокая валидность (достоверность).

Материнская депривация, госпитализм определяются в 100% имеющих место случаев. Все дети, пережившие ранний разрыв с родителями (или более поздний, но длительный), и дети, своевременно не установившие близкого эмоционального контакта с матерью, отделяют фигурки детей от «матери».

При сенсорной депривации – и девочки, и мальчики выбирают фигурку младенца в качестве игрушки для ребенка, с которым себя ассоциируют.

При госпитализме – рядом с детской фигуркой располагают «медика» или «социального работника».

При асоциальном образе жизни родителей – помещают фигурки «мамы» в многочисленное «общество» безликих или «недобрых» фигурок взрослых.

При антисоциальном образе жизни родителей – их фигурки располагаются вдали от детских в обществе «милиционера».

 Не менее важное качество – нетравматичность диагностики.

Ребенок не ощущает чувства вины перед родителями, как это бывает, если ему приходится рассказывать о подобных «семейных тайнах».

В работе с фигурками этого комплекта ему достаточно молча расположить членов семьи и других значимых взрослых в предлагаемом пространстве. Ему не приходится «портить» лицо мамы неприятной эмоцией, давая этим негативную оценку ее поведению и внешнему виду. Конечно, текущие детские комментарии очень обогащают диагностическую картину, но и без них семейная ситуация предстает в достоверном виде.

По нашему опыту, дети, имеющие непростую судьбу, очень ценят в психологе и педагоге умение понимать без слов. Комплект «Игровая терапия» оснащает специалиста таким умением.

Для детей, ревностно соблюдающих конфедециальность семейных сведений, очень важно, чтобы любая диагностика не оставляла «документальных результатов»: рисунков, схем, сочинений или письменных ассоциаций и так далее, которые в дальнейшем могут быть разглашены или даже обращены против самого ребенка и его семьи. Фигурки комплекта возвращаются в коробочку и надежно сохраняют тайну своих взаимоотношений.

Экспресс-диагностика

Ценное качество – легкость проведения. В отличие от других проективных методик (например, рисунка семьи) ребенку не требуется рисовать. Детям разных возрастов, уровней развития, способностей и ограничений возможностей здоровья это позволяет уйти от разного рода трудностей: дошкольнику и ребенку с неразвитой координацией – от проблемы графики; младшему школьнику – от оценки и самооценки умения рисовать и воплощать свой замысел. Эти трудности весьма осложняют проведение «рисуночных» тестов, но становятся совершенно неважными при применении данной методики.

Наши нетерпеливые коллеги ценят в комплекте его способность к экспресс-диагностике, так как получают быстрый и надежный результат.

 А вдумчивые и основательные – его динамические возможности: ведь ни один рисунок или схема не даст нам семейной картины в развитии, не передаст тех малейших тонкостей содержания и эмоциональной окраски контактов ребенка, которые малыш легко и естественно раскрывает в игре «с куклами».


 Коллеги, предпочитающие различные конкретные терапевтические методы (гештальт, НЛП, психосинтез, метод семейных расстановок и так далее), находят в данном комплекте свои неисчерпаемые диагностические и терапевтические интересы.

Нами выработан и рекомендуется и примерный алгоритм предложения ребенку комплекта «Игровая терапия» (см. схему).

Проведение коррекционно-развивающей, психотерапевтической и реабилитационной работ: целиком зависит от опыта, профессиональных предпочтений специалиста, организации его пространства и времени.

Как и любая проективная методика, комплект «Игровая терапия» имеет огромный интерпретационный ресурс и тренинговые возможности.

При работе в коррекционно-развивающих, психотерапевтических и реабилитационных целях необходимо соблюдать охрану помещения от внешнего вмешательства и обеспечить для работы 1,5-2 часа, посвященных исключительно текущей терапевтической игре.



Сюжет и действие игры могут протекать по инициативе самого ребенка или двоих-троих детей. Сюжет может задаваться психологом или другим специалистом, исполняющим роль терапевта. Терапевт может принимать на себя определенную роль, провоцируя развитие действия в актуальном направлении. Такой ролью может быть и одно из действующих лиц, и соавтор или сорежиссер. Терапевт, опираясь на свой профессиональный опыт, может параллельно подключить приемы сказко-, музыко- и арттерапии. Например, нами применялось параллельное выразительное чтение сказок Луизы Дюсс (методика «10 сказок»), при котором ребенок мог продолжать спокойную игру, но на критической для него теме реагировал разыгрыванием актуального сюжета.

Несравнимую с каким-либо другим методом эффективность проявил комплект «Игровая терапия» в неотложных ситуациях острых состояний детей, связанных:
  •  с тупиковой протестной реакцией;
  •  с комплексной психофизиологической реакцией на длительное нахождение в процессе нездоровой компьютерной игры;
  •  с последствием физического и психологического насилия в семье;
  •  с безвременной утратой близкого члена семьи;
  •  с возрастным кризисом, наложенным на уязвимую самооценку.

Во всех перечисленных ситуациях дети разного возраста, посвятив «Игровой терапии» необходимое время (в основном от 1,5 до 3 часов), под наблюдением и при поддержке специалистов, вышли на конструктивный уровень взаимодействия со своими трудностями развития. В дальнейшем коррекционно-развивающая работа с детьми, прошедшими через игровую терапию, идет более органично, естественно и целенаправленно.

Применение комплекта «Игровая терапия» открыло нам прекрасную перспективу развития богатого природного потенциала детей.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (45) 20014
Фото предоставлено автором


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Галина Якуничева

- заведующий МДОУ ЦРР №13 «Олененок», г. Оленегорск, Мурманской области

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Елена Хилтунен

Как мы создавали авторский монтессори-материал

Оксана Иванова

Векторы развития монтессори-педагогики в России

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »