«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти

Мария Монтессори
Рассуждения М. Монтессори о «мнемоническом  характере человеческой психики дают серьезные основания опровергнуть нападки тех, кто называет педагогику Монтессори «западной» и сомневается в ее благотворном  влиянии на российских ребятишек. Если любовь к Родине сохраняется  мнемонической, родовой памятью ребенка, то, значит, все наши изобретения по поводу воспитания в детях патриотизма, являются лишь демонстративными придумками. Как же трудно нам с этим согласиться! Но, похоже, придется.

Из книги «Разум ребенка», издательский Дом Амонашвили, Москва 1999 г.

«Ноrmе» и «Mneme»

В процессе своего развития ребенок не только приобретает человеческие способности, силу, разум и языковые навыки. Он в то же время приспосабливает формирующегося в нем человека к окружающим условиям. Перси Нанн назвал эту особую форму жизненной памяти, при которой происходит не сознательное запоминание, но впитывание образа в психику индивидуума, специальным термином «Mneme» – «Мнеме» (греч. «память»). 

Впервые термин «Мнеме» в данном контексте был введен немецким биологом Рихардом Земоном. Но наиболее широкое толкование получил в книге Перси Нанна «Hormic theory». Мы используем его трактовку этого термина, а также понятий «Ноrmе» и «Engrams». Кроме того, мы отсылаем читателей к книге того же автора «Educatio and first principles», изданной в Лондоне (1-е изд. – 1920).

Мы уже приводили пример этого явления из области языка. Ребенок не запоминает звуки, но впитывает их, а затем безошибочно воспроизводит. Он говорит, следуя сложнейшим правилам  и исключениям родного языка, не потому, что выучил его. Детская память не удерживает это знание сознательно. Однако владение языком становится частью психики ребенка, частью его личности. Без  сомнения, мы имеем здесь дело с феноменом, отличным от обычной мнемонической деятельности, – с особой чертой психической индивидуальности ребенка. Он обладает абсорбирующей восприимчивостью по отношению ко всему, что находится» вокруг него, а адаптация возможна лишь посредством наблюдения и абсорбции окружающей среды. Такая форма деятельности свидетельствует о неосознанных способностях, присущих исключительно детям.

Первый период жизни человека – период адаптации. Следует пояснить, что мы понимаем под этим и чем детская адаптация отличается от адаптации взрослых. Биологическая приспособляемость ребенка проявляется в том, что единственным местом, где ему хочется жить, становится место его рождения, а единственным языком, которым он свободно владеет, – язык его родителей.  Оказавшись в чужой стране, взрослый никогда не осваивается  в ней так, как это сможет сделать ребенок. Возьмем, к примеру, тех, кто добровольно переселился в дальние края – миссионеров. Они едут туда по доброй воле, в надежде исполнить свое предназначение на земле. Но если поговорить с ними, то они скажут: «Живя в этой стране, мы жертвуем своей жизнью». И подобное признание очень точно определяет пределы приспособляемости  взрослых.


Вернемся теперь к ребенку. Ребенок испытывает тягу к тому месту, где он родился, до такой степени, что как бы ни была тяжела жизнь в родном краю, он нигде не будет столь же счастлив. Таким образом, привязан ли человек к холодным финским равнинам или к голландским дюнам, эта привязанность, эта любовь к родине перешла к нему от ребенка, которым он был когда-то.  

Адаптацию осуществляет ребенок, а взрослый впоследствии называется подготовленным, то есть,  приспособившимся. Он явствует свою связь с родным краем, он склонен любить его и явствовать его очарование, и поэтому не находит себе мира и покоя на чужбине.

Они советовали заболевшим поехать на родину, подышать родным воздухом

В прежние времена итальянцы рождались, жили и умирали в своих деревнях, не уезжая от них далеко. Затем, уже после объединения Италии, люди стали чаще покидать родные места – вступая в брак или в поисках работы. Однако некоторое время все они обнаруживали признаки странной болезни: бледность,  хандра, слабость, анемия. Врачи пробовали лечить этот странный недуг разными способами, а когда все средства были испробованы безрезультатно, они советовали больным поехать на родину, подышать родным воздухом. Как правило, это приносило превосходный результат.  К больному возвращались и нормальный цвет лица, и хорошее самочувствие. Люди стали говорить, что воздух родных мест полезнее любых лекарств, даже если климат на родине хуже, чем в тех краях, куда человек переселился. На  самом  же  деле  у людей  была  бессознательная потребность вернуться в край детства.

Нет ничего важнее этой абсорбирующей способности детской психики, которая формирует человека  и приспосабливает его к любым социальным условиям,  любому климату,  любой стране. Анализ этой способности лежит в основе нашего исследования. Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства. 

Это позволяет понять, как благодаря особенности своей психики, ребенок впитывает в себя обычаи и привычки того края, в котором живет, и, в конечном счете, формирует в себе личность, типичную для своих мест.

«Местные» черты поведения  человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем  в годы его детства. Очевидно, что и своеобразные обычаи, и специфический менталитет людей, выросших в одной местности, – это приобретенные качества, поскольку ни одно из них не присуще человеку от рождения.  


Это со всей убедительностью доказано в книге Рут Бенедикт of culture» (Нью-Йорк, 1948).
Вырисовываются, таким образом, более широкие рамки деятельности ребенка: он строит поведение человека, приспосабливая его не только к времени и месту, но и к особенностям менталитета жителей родного края. В Индии, например, уважение к жизни настолько велико, что люди поклоняются животным. Такое поклонение стало важной чертой сознания этого народа. Но подобное чувство не может быть приобретено взрослым человеком. Недостаточно сказать: «Следует уважать жизнь», чтобы эта мысль стала частью нашего мировоззрения. Я могу согласиться, что индусы правы, что и мне следует бережно относиться к жизни животных, но это будет реакцией моего разума, а не чувств. Как мы никогда не сможем обожествлять коров по примеру индусов, так и сами они никогда не смогут освободить свое сознание от этого чувства. И хотя эти черты менталитета на первый взгляд кажутся наследственными, на самом деле они впитаны ребенком из окружающей его обстановки. Однажды в садике нашей местной «школы Монтессори» мы увидали маленького мальчика-индуса чуть старше двух лет. Он внимательно смотрел вниз и водил по земле пальчиком, словно чертя прямую линию: по земле с трудом полз муравей, у которого были оторваны две лапки. Такое несчастье растрогало малыша, и он старался облегчить бедняге путь, прокладывая ему дорогу. Всякий, наверное, сказал бы тут: подобная симпатия к живому существу «унаследована» ребенком.

Заметив что-то необычное, к маленькому индусу подошел другой мальчик. Он разглядел муравья и тут же раздавил его ногой. Этот второй малыш был мусульманин. Ребенок из семьи христиан, возможно, поступил бы точно также или просто прошел бы мимо. И мы снова могли бы подумать, что ощущение абсолютного барьера между людьми и животными, из которых произрастает убеждение, что уважения и милосердия заслуживают только люди, это ощущение тоже унаследовано. Но это не так.

Функция детства в онтогенезе человека заключается в адаптации индивида посредством создания такой модели поведения, которая позволяет ему действовать свободно в окружающей обстановке и воздействовать на нее.

«Это у нас в крови»

У разных народов – разные религии, и если какой-то народ отказывается от своей веры, то он все же начинает испытывать некоторое душевное волнение и неудобство. Ибо наши верования и подобные им чувства составляют часть нас самих. Как говорят европейцы: «Это у нас в крови». Все нравственные и социальные черты, составляющие целостность личности, все и кастовые и прочие особенности, присущие типичному итальянцу или типичному англичанину, – все они формируются у человека в детстве при помощи той загадочной психической силы,  которую ученые называют «Мнеме». Она же участвует и в формировании особой пластики движений, свойственной именно этому народу. Например, у представителей некоторых африканских  племен особенно развиты и закреплены такие свойства, которые порождены необходимостью обороняться от диких животных. У других существует специальные упражнения, которые неосознанно направлены на развитие слуха, из чего следует, что особая острота слуха становится характерной чертой людей, принадлежащих к этому племени. Таким же образом ребенок абсорбирует и все прочие особенности. Он фиксирует их в себе качественно, и даже если впоследствии человек попытается сознательно преодолеть их, все равно на уровне  подсознания что-то останется,  поскольку нельзя полностью разрушить то, что закреплено в нас с детства. Эта «Мнеме», которая рассматривается как высшее проявление  природной памяти, не только формирует отличительные черты индивидуума,  но и обеспечивает их жизнестойкость: как определенные движения навсегда запоминаются нашими суставами, так и свойства, сформированные  ребенком, остаются навсегда  присущими личности, придавая каждому человеку неповторимую индивидуальность.

Бессмысленно надеяться  на то, что в характере взрослого человека можно что-нибудь изменить, мы говорим: «Этот человек не умеет себя вести», когда мы обращаем внимание на чьи-то неприличные поступки, мы можем зачастую породить  в этом человеке чувство унижения; можем внушить ему, что у него скверный характер, но вся проблема в том, что переделать этот характер мы не в силах.

Этот же феномен «Мнеме» обеспечивает адаптацию человека к исторической реальности. Он позволяет понять, почему взрослый человек,  перенесенный в наши дни из античности, никогда бы не приспособился, а ребенок спокойно адаптируется к любому уровню цивилизации и способен сформировать в себе человека, соответствующего определенному времени и определенным  обычаям.


Это доказывает, что функция детства в онтогенезе человека заключается в адаптации индивида посредством создания такой модели поведения, которая позволяет ему действовать свободно в окружающей обстановке и воздействовать на нее.

Следовательно, сегодня мы должны рассматривать ребенка как связующую нить, как соединительное звено между различными историческими фазами и различными уровнями развития цивилизации. Детство – это действительно очень важный период, потому что если мы хотим привить людям новый образ мыслей, если мы желаем как-то изменить или улучшить обычаи своей страны, если мы хотим, чтобы характерные черты нашего народа проявились еще больше, инструментом нашего воздействия должен быть ребенок, поскольку возможности влияния на взрослых весьма ограничены. И если мы, действительно, стремимся улучшить условия жизни людей, поднять их уровень культуры, то ребенок поможет нам достигнуть этой цели.

Если нам кажется, что наши традиции пришли в упадок и их необходимо возродить, нам следует обратиться к детям

В последние годы оккупации Индии некая семья английских дипломатов регулярно отправляла своих детей в сопровождении няни-индианки обедать в один из богатых отелей.  Усевшись на полу, няня обучала детей есть рис руками с блюда, как это принято в Индии. Все это делалось для того, чтобы дети не испытывали презрения и отвращения, которое часто свойственно европейцам, наблюдающим за застольными обычаями индусов. Ведь именно несовпадение обычаев и представлений у различных народов является главным мотивом, порождающим взаимонепонимание между ними. Если нам кажется, что наши традиции пришли в упадок и их необходимо возродить, нам следует обратиться к детям, ибо через взрослых результата не добиться. Чтобы воздействовать на общество, мы должны воздействовать в первую очередь на детей. Отсюда вытекает необходимость создания сети школ для малышей, поскольку именно дети будут в дальнейшем строить человеческое общество, используя те элементы, которые мы им дадим.


Самое большое влияние на детей мы можем оказывать посредством особой организации окружающей их обстановки малыши, абсорбируют ее, впитывают в себя все, что возможно взять  из нее, как бы воплощают ее в себе. Ребенок с его безграничными  возможностями, действительно, может изменить облик человечества, поскольку сам же его и создает. Ребенок дарит нам огромную надежду и новое видение стоящих перед нами проблем:  возможно, с помощью обучения нам удастся достичь большего взаимопонимания, большего благополучия и большей духовности людей.  

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (16), 2009
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Екатерина Ковалева

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.

Татьяна Костенко

Ставка на интерес

Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »