Дорога в школу или в жизнь?
Ирина Новожилова
Наверное, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в школе и в жизни, а также, чтобы школьник понимал, зачем он учится, и получал от этого удовольствие. В каждом городе есть много различных центров и курсов, готовящих ребенка к школе. Можно отдать будущего первоклассника на специальные курсы на базе школы, в которой он будет учиться. Можно пригласить репетитора домой или готовить детей к школе самостоятельно. Можно записаться в развивающий центр. При этом сроки подготовки родители определяют сами. Родители стоят перед выбором, ведь к достижению одной цели можно идти разными путями. Мы в своей работе используем подход итальянского врача и педагога Марии Монтессори.
«Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состарится».
Притчи 22:6
Выбирать дело по душе с детского сада
Обычно выпускники Монтессори-групп успешно учатся в разных школах и гимназиях. Но для нас важен сам ребенок, кто он, особенности его характера, в чем его уникальность, темпы его развития. В специально подготовленной среде, богатой на удовлетворение основных потребностей ребенка, он сам учится выбирать материал по интересам:
- письмо, чтение и счет;
- различение цветов, форм, размеров, шумов, запахов, вкусов и т. д.;
- история, география, физика, биология, астрономия, анатомия;
- проведение опытов и экспериментов;
- активность и движение;
- рисование, лепка и конструирование.
Эта подготовленная среда выстроена в определенной последовательности, что позволяет ребенку также усваивать информацию в системе. А благодаря умению применить полученные навыки в жизни, дети получают возможность успешно адаптироваться в школе.
Считается, что подготовиться к школе — это:
1) успешно пройти тестирование;
2) уметь читать, писать и считать;
3) слушаться учителя и получать пятерки;
4) постоять за себя среди сверстников и найти друзей;
5) когда ребенок проявляет активность и познавательный интерес и многое другое.
Первое тестирование в школе
Да, действительно, в современной школе тестирование помогает распределить детей по классам, чтобы они были успешны. В гимназиях, специализированных школах оно обосновано усложненной программой. Тестирование в обычном понимании – это соответствие норме. К примеру, одно из распространенных заданий следующее – разложить картинки по порядку. Составить рассказ и его озаглавить. При этом определяется уровень развития речи. Способность устанавливать причинно-следственные связи.
Нашей целью не является подготовка к тестированию, потому что у каждого ребенка есть своя норма. Мы стремимся идти за ребенком, и он показывает нам свой интерес, который удовлетворяется с помощью специально подготовленной среды.
Например, в монтессори-группах есть дети, которые читают в 3 года, и они делают это с интересом, а кто-то начинает читать в 5 лет и также с увлечением занимается этим.
Также считается, что навыки письма, чтения и счета являются необходимыми для поступления в школу.
Для нас это также норма, но она выполняется естественно, без принуждения.
К примеру, дети пишут слова из окружения столько времени, сколько они хотят. Учитель лишь определяет, к чему готов ребенок дальше в освоении письма. Один может учиться сверять свои слова со словарем, тем самым получает опыт самодисциплины и становится самостоятельным. Другой ребенок просто совершенствует свой навык в напи-сании и выведении букв. Таким образом, любой ребенок может научиться писать.
"Спортсменка, комсомолка, отличница"
В обыденном представлении успешный ученик – это тот, кто учится на «4» и «5» и слушается учителя (активен на уроках, усидчив, терпелив, не отвлекается). Мы даем возможность стать такими, но делаем это иначе. В Монтессори-классе дети идут к самодисциплине не через страх и угрозы, а, выполняя различную работу, учатся принимать свои ошибки. В нашем понимании послушание – это когда ребенок понимает, зачем ему это нужно. Выпускник Монтессори-клуба собирает свой портфель сам и не позволяет это делать маме, аргументируя тем, что он знает лучше, как пользоваться своим порядком в школе.
Быть вместе и оставаться самим собой
Каждый ребенок, поступая в первый класс, сталкивается с новой социальной средой и получает опыт, которого у него не было раньше. Дети ищут друзей, объединяются по интересам, знакомятся с учителем и новыми правилами в отношениях. Новая окружающая среда предполагает столкновение взглядов. Родителей волнует вопрос позиции ребенка в коллективе: умение постоять за себя, не быть одиноким, не бояться учителя.
Система Монтессори предполагает разновозрастные группы. В одном классе находятся дети от трех до семи лет. Старшие помогают младшим и лучше их понимают, поскольку сами были малышами, а те, в свою очередь, тянутся за старшими и учатся у них. Приходя в школу, наши выпускники имеют возможность помочь другим и попросить о помощи себе. А за счет принятия инициатив ребенка со стороны педагога дети не боятся высказывать свое мнение, что очень ценится в современном обществе.
Получать радость от познания
Если говорить о познавательном интересе или мотивации, то можно отметить, что все материалы в Монтессори-классе соответствуют потребностям ребенка от 3 до 7 лет. Это как будто материализованные желания души ребенка. Сначала ему очень сложно найти то, что увлечет и вызовет концентрацию внимания, но при правильно организованном наблюдении наставницы (учителя) ребенок сможет найти свое занятие. Вот так и рождается мотивация.
И еще желание познавать мир – естественная потребность ребенка, важно не препятствовать этому и не отбить охоту в процессе исследования исправлением ошибок и желанием взрослого дать то, к чему малыш еще не готов.
Для нас важно идти естественным путем вслед за развитием ребенка, не торопить его, а просто довериться Природе, и тогда готовность к школе станет побочным эффектом от ощущения радости жизни, желания делиться с другими и познавать новое.
В России есть много организаций, которые используют разные методики, в том числе метод Монтессори. Перед родителями стоит задача понять, что они хотят для своих детей, а также найти место, где удовлетворятся его потребности, ведь в школу возьмут всех, а вот подготовка
к жизни уже началась. Как мы способствуем желанию учиться в течение всей жизни и любить саму Жизнь, решают родители и учитель.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (30) 2011 г.
Фото: Павел Осадчик, Монтессори-клуб для детей и родителей «Золотая бусина» г. Тверь
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.