«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Детские игры в слова, или Завоевание языка

Фламиния Гуиди
...На маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М. Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их принадлежность к методу Монтессори.


Из выступления 1993 года
Журнал «Тетради Монтессори», №№ 124-125 за 2014-2015 годы.
Электронный перевод под редакцией Е. Хилтунен


Часто мы слышим, что М. Монтессори подготовила большой и важный материал для изучения детьми арифметики и геометрии, но это не относится к материалам, связанным с изучением родного языка. Такое утверждение совершенно не точно, если вчитаться в ее книгу «L’autoeducazione», созданную в 1913 году и переизданную издательством Garzanti в 1962-м и 2009 годах. (Издание на русском языке этой книги носит название «Элементарное образование». – Прим. ред.) (2-й том «Научной педагогики», изд. «Народная книга», 2015 год).

Начинать с дошкольного возраста

Первый шаг – трехступенчатый урок с шероховатыми буквами (двухступенчатый для младших). Такой урок всегда радует и детей и взрослых.

Второй шаг – использование подвижного алфавита, который будет представлен ребенку после достижения им полного знания всех шероховатых букв. Например, если он предложит выложить из подвижного алфавита: «Вчера с дедушкой ...» или «Папа гуляет с собакой ...», надо уточнить слова, чтобы ребенок действительно был готов их выложить: «Может, ты хочешь выложить «...с дедом...»? Или «Папа гуляет с псом»? Следует избегать слов, связанных с эмоциями, вроде море, солнце, мыши, – даже если они просты для выкладывания. Если ребенок хочет выложить из букв подвижного алфавита уменьшительно-ласкательное слово «собачка» или «киска», то такие слова тоже лучше не советовать ему выкладывать. Особенно важно, чтобы ребенок с самого начала интуитивно догадался, что система языка происходит не из назидания, а из человеческой памяти и из общения с другими людьми.

Если бы мы не торопились, не пропускали эти шаги, ребенок учился бы писать и читать естественно, в самый подходящий для него момент, а учитель каждый раз получал бы маленький подарок, наблюдая его успех.

Это, в свою очередь, будет поддерживать заинтересованность детей в диалоге, в умении слушать красивые итальянские сказки, например, собранные Итало Кальвино, или короткие стихотворения, встречающиеся в греческих текстах (в переводе Квазимодо), или японские хайку и стихотворения итальянских поэтов. Лучше всего для этого подобрать книги с картинками и словами, написанными большими буквами (их можно найти в детских библиотеках).

В начале первого класса

У меня есть интересное наблюдение за использованием детьми подвижного алфавита. Дети изготавливали книги о динозаврах. Учителю не приходилось заставлять их это делать, потому что они любят динозавров и всегда охотно о них пишут. Дети начинают с изображения фигур этих древних животных, затем должны подписать их названия. Я заметила, что перед написанием слова они выкладывают его из подвижного алфавита, чтобы избежать ошибок. Учитель помогает уточнить написание и говорит, правильно или не правильно составлено слово. Если правильно, тогда он предлагает: «Можешь записать его на карточке письменными буквами».

Иногда учитель подводит одного ребенка к другому и говорит: «Смотри, это твой учитель, он может проверить, правильно ли ты выложил все буквы в слове «Тиранозавр». Это становится хорошим уроком для детей.

Можно сделать и другие материалы для помощи детям в грамотном чтении. Но никогда не следует непосредственно вмешиваться в работу ребенка.

Можно подготовить этикетки из белой бумаги со словами к разным предметам, чтобы увидеть, как слово пишется. Другой вариант – плакаты 14x14 или 18x13 см с написанными на них отдельными словами. Этикетки, объявления, плакаты – все это первые из знакомых ребенку проектов культуры.

Еще один материал. Односторонние карточки (например, 8x3 см) из картона прямоугольной формы с картинками и словами. Вверху картинка с изображением предмета (для младших детей размер карточки должен быть больше, чем для старших). Каждое изображение – красивое, ясное, чтобы ребенок мог на нем сосредоточиться. Карточек с одной и той же картинкой две: с подписью и без подписи. Все карточки лежат в папке одного цвета, на которой идеальным каллиграфическим почерком написано обобщающее слово. Размер карточек также зависит от изображений, которые у нас есть. Но нельзя, чтобы был крошечный слон и большой цыпленок. Карточки должны быть все одного размера. В набор также входят и карточки (примерно 7x3 см), на которых отдельно написаны слова-названия.

Могут быть подготовлены карточки с названиями животных, транспортных средств, фруктов, цветов, предметов дома, орудий труда и музыкальных инструментов, одежды и так далее.

Для облегчения чтения ребенку необходимо в какой-то момент обнаружить, что он уже, оказывается, умеет читать. Чтобы такое открытие случилось, можно использовать самые разнообразные материалы:
  •  наборы карточек с изображениями и соответствующими подписями;
  •  мелкие предметы и соответствующие подписи к ним;
  •  подписи предметов в среде на карточках с тесемками. Можно подписать окна, двери, шкаф и т.д;
  •  имена на детских шкафчиках, на салфетках и полотенцах;
  •  мини-бокс с цифрами.

Цветные грамматические коробки

Первая из этих коробок в параллель с цветом земли – черная. Черным обозначается и символ имени существительного – равносторонний треугольник (высота 4 см). Эта коробка имеет два небольших отделения для карточек со словами и текстами. Названия частей речи написаны на задней стенке отделения.

Затем идет вторая коробка с тремя отделениями. В ней добавлено имя прилагательное (символ – равносторонний синий треугольник с высотой 3 см).

В третьей коробке лежат карточки со словами первых трех частей речи, включая артикль, и глагол, символом которого является красный, как огонь, круг (коробка того же цвета).

В коробках лежат стопки билетиков, которые обеспечивают ребенку легкое чтение отдельных слов; в то же время работа с ними связана с выполнением конкретных действий, по выявлению общего в каждой из частей речи и контрастного.

 Вторая коробка: например, сладкий/горький вкус;

 Третья коробка: откройте окно/закройте окно.

В книге «L’autoeducazione» приведены многочисленные примеры длительной работы Монтессори с Анной Fedeli и других экспертов по итальянскому языку.

Конечно, когда мы говорим о работе педагогов в начале ХХ века, нам постоянно встречаются устаревшие слова и термины (типа перо, чернильница). Сегодня мы их можем изменить, не отказываясь от главной идеи. Грамматические коробки должны быть устроены так, чтобы сразу предоставить возможность детям читать и писать самостоятельно, проверяя точность своей работы. Иногда дети действуют в парах, возможно выбрать любимого друга!

Другие коробки с  карточками для грамматической работы
Есть коробки, в которых на карточках написаны слова, противоположные по значению (антонимы). Например, прилагательные: веселый, грустный.

Есть коробка с карточками на согласование существительных и прилагательных.

В словесных играх можно добавить загадки, связанные с животным миром: «Я – животное. Бегаю и грызу кору. Как меня зовут?»

Карточки-приказания

Еще есть коробки с карточками, на которых написаны команды («приказания»). Тексты на карточках надо прочитать и интерпретировать (изобразить) то, что на них написано. Например, команда к грамматической коробке 3:

Тихо открой дверь.

В отдельных коробках стоят карточки-приказания к существительным, прилагательным и глаголам и другим частям речи.

Чтение и интерпретация прочитанного позволяют детям открыть для себя правильный порядок слов в предложении через проживание различных последовательных ситуаций:

Открой дверь.

Закрой дверь.


«Приказания» для интерпретаций собраны в семь серий. Для их исполнения дети могут объединяться в пары или в группы и согласовывать друг с другом свои действия. Успешный результат освоения выразительного чтения вслух достигается лишь через полноценное прохождение всех его этапов: механическое чтение – интерпретация «приказаний» – выразительное чтение вслух литературного текста. Проверьте справедливость этого тезиса для сегодняшних детей.

М. Монтессори придает большое значение возможности «прожить» прочитанный текст через активное действие – это усиливает функцию слова. На страницах своей книги она подробно описывает переход от механического к выразительному чтению (чтению с пониманием).
Вот некоторые примеры из ее «L’autoeducazione», которые особенно ценятся детьми:

Из серии 1.
Он огляделся вокруг.
Он бросился перед ней на колени.


Из серии II:
Он открыл дверь и вошел.
Они засмеялись и захлопали в ладоши.


Монтессори пишет, что бывают тексты, которые дети сначала исполняют механически, но постепенно переходят к художественному, выразительному чтению. Так происходит и у актеров при сценическом толковании сценария пьесы.

Если в классе обстановка спокойная и вся работа происходит в соответствии с потребностями детей, а не требованиями взрослого, можно рассчитывать на то, что дети достигнут высоких результатов в обучении. Простой материал с интересными текстами, готовый к самостоятельной работе детей, – вот то, что необходимо подготовить педагогу.

а) Карточки с приказаниями («билетики») небольшие и одинаковые по размеру – около 4,5х2,5, по цвету соответствуют цветам частей речи.

 б) Карточки с простыми приказаниями 10x7 см и с более сложными или диалогами. В их содержании то, что дети могут легко прожить через действие, которое вызывает у них большой энтузиазм. Дети в возрасте от пяти до семи лет иногда сами придумывают команды и записывают их. Они приходят в школу и говорят: «Я придумал это приказание...».

Такое явление Монтессори называла взрывом чтения и письма. В этом смысле подобные достижения детей можно назвать непревзойденными по своей высокой образовательной ценности для процесса спонтанной коммуникации между детьми и со взрослыми в школе и дома. Если родителей беспокоит медленный старт и нерешительность детей в чтении, скажите им, что быстро ребенок действительно не может достичь многого, но именно ради детей мы должны действовать в соответствии с их темпом. Каждый прыжок, каждый шаг вперед, не вытекающий из предыдущего, убивает удовольствие от завоевания.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (48) 2015 г.
Фото: Е. Хилтунен  и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Фламиния Гуиди

(Flaminia Guidi) 
ученица М. Монтессори

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Ванда Маззарелло (Vanda Mazzarello)

Как итальянские дети считают деньги

Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Гарольд Людвиг

Об одном исследовании, которое проводила Мария Монтессори в начале прошлого века, с ее собственных слов

Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Анна Мария Маккерони

Драгоценные свидетельства прошлого

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »