«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Анна Иванова
Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Сначала письмо, а потом - чтение

Возможно, многим кажется странным, что текст в книжечках рукописный. Самое простое объяснение – сказать, что Фаусек делала рукописные книжечки, потому что у нее не было современных возможностей, нам на компьютере сейчас легче книжку напечатать.

Но вспомните: дети Монтессори обучаются читать через письмо и, естественно, вначале читают письменный шрифт. Как ни странно, читать письменный шрифт им проще. В этом они, кстати, не похожи на взрослых. Поэтому наставница готовит карточки для прочитывания коротких текстов именно с рукописными буквами.

Вот что пишет по этому поводу Юлия Ивановна Фаусек:
«Следуя навстречу детям в искании готовых слов для прочитывания, я приготовила для них карточки с отдельными словами (рукописного шрифта по преимуществу, на печатный дети большею частью переходят очень скоро сами)».

То есть в какой-то момент может обнаружиться, что ребенок уже сам читает и печатный текст, и рукописный. Об этом пишет и Монтессори. Позднее ребенку в принципе не важно, какой шрифт читать. Но многие грамматические материалы и книжечки для чтения все-таки написаны от руки.

Во-первых, это связано с тем, что материал, созданный самим учителем, является для ребенка особенно ценным. Многие карточки (билетики) с приказаниями пишутся прямо в процессе совместной работы с детьми.

«Я устраивала также чтение билетиков, которые изготовляла на глазах детей (дети 4,5-6 л.). На узеньких полосках бумаги я быстро писала карандашом крупным почерком различные слова (существительные) и бросала их в коробку. Дети вытаскивали билетики по одному, прочитывали и оставляли у себя на столике. Они с такой жадностью, о какой говорит и Монтессори, хватали и читали билетики, что я едва успевала писать их. По окончании занятия дети не выбрасывали билетики, а прятали их у себя в столиках, читали и перечитывали, а иногда и списывали или уносили домой» (Фаусек Ю.И.).
Во-вторых, что тоже понятно из приведенного примера, дети эти слова списывают и письменный образец им на первых порах очень помогает.

В-третьих, книжечки с письменными текстами становятся для ребенка образцом для создания собственных книжечек. Чтение письменных текстов помогает и формированию умения проверять текст, написанный самостоятельно.


Не только рукопись, но и печать

Что касается возможностей Юлии Ивановны Фаусек по созданию книжечек с печатными текстами, можно отметить, что среди созданных ею материалов есть как книжечки с рукописным шрифтом, так и написанные печатными буквами от руки (как пишутся библиотечные карточки). В ее книжечках, изданных типографским способом, также используется как рукописный, так и печатный шрифт.

В учебниках начальной школы встречаются тексты для анализа и списывания как печатного, так и рукописного шрифта. А где еще смогут встретиться с рукописным шрифтом дети из школ Монтессори? Печатных книг довольно много, а вот книг с рукописным шрифтом почти нет.

Согласитесь, людям приходится иногда читать не только печатный текст, но и письма или открытки. И хоть эта культура значительно ослабла с появлением электронной почты, но, надеюсь, не исчезла совсем. Смею высказать предположение, что страх рукописного шрифта не обоснован и, скорее, является следствием наших стереотипов.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Анна Иванова

Монтессори-педагог, учитель-методист Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:

Мама и малыш в музыкальном диалоге

Пётр Фёдорович Ка́птерев

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Анна Артеменкова

Трудно ли открыть частный детский сад?

Ольга Петрова

Наблюдения и открытия

Марина Агабабян

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »