«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Анна Иванова
Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Сначала письмо, а потом - чтение

Возможно, многим кажется странным, что текст в книжечках рукописный. Самое простое объяснение – сказать, что Фаусек делала рукописные книжечки, потому что у нее не было современных возможностей, нам на компьютере сейчас легче книжку напечатать.

Но вспомните: дети Монтессори обучаются читать через письмо и, естественно, вначале читают письменный шрифт. Как ни странно, читать письменный шрифт им проще. В этом они, кстати, не похожи на взрослых. Поэтому наставница готовит карточки для прочитывания коротких текстов именно с рукописными буквами.

Вот что пишет по этому поводу Юлия Ивановна Фаусек:
«Следуя навстречу детям в искании готовых слов для прочитывания, я приготовила для них карточки с отдельными словами (рукописного шрифта по преимуществу, на печатный дети большею частью переходят очень скоро сами)».

То есть в какой-то момент может обнаружиться, что ребенок уже сам читает и печатный текст, и рукописный. Об этом пишет и Монтессори. Позднее ребенку в принципе не важно, какой шрифт читать. Но многие грамматические материалы и книжечки для чтения все-таки написаны от руки.

Во-первых, это связано с тем, что материал, созданный самим учителем, является для ребенка особенно ценным. Многие карточки (билетики) с приказаниями пишутся прямо в процессе совместной работы с детьми.

«Я устраивала также чтение билетиков, которые изготовляла на глазах детей (дети 4,5-6 л.). На узеньких полосках бумаги я быстро писала карандашом крупным почерком различные слова (существительные) и бросала их в коробку. Дети вытаскивали билетики по одному, прочитывали и оставляли у себя на столике. Они с такой жадностью, о какой говорит и Монтессори, хватали и читали билетики, что я едва успевала писать их. По окончании занятия дети не выбрасывали билетики, а прятали их у себя в столиках, читали и перечитывали, а иногда и списывали или уносили домой» (Фаусек Ю.И.).
Во-вторых, что тоже понятно из приведенного примера, дети эти слова списывают и письменный образец им на первых порах очень помогает.

В-третьих, книжечки с письменными текстами становятся для ребенка образцом для создания собственных книжечек. Чтение письменных текстов помогает и формированию умения проверять текст, написанный самостоятельно.


Не только рукопись, но и печать

Что касается возможностей Юлии Ивановны Фаусек по созданию книжечек с печатными текстами, можно отметить, что среди созданных ею материалов есть как книжечки с рукописным шрифтом, так и написанные печатными буквами от руки (как пишутся библиотечные карточки). В ее книжечках, изданных типографским способом, также используется как рукописный, так и печатный шрифт.

В учебниках начальной школы встречаются тексты для анализа и списывания как печатного, так и рукописного шрифта. А где еще смогут встретиться с рукописным шрифтом дети из школ Монтессори? Печатных книг довольно много, а вот книг с рукописным шрифтом почти нет.

Согласитесь, людям приходится иногда читать не только печатный текст, но и письма или открытки. И хоть эта культура значительно ослабла с появлением электронной почты, но, надеюсь, не исчезла совсем. Смею высказать предположение, что страх рукописного шрифта не обоснован и, скорее, является следствием наших стереотипов.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Анна Иванова

Монтессори-педагог, учитель-методист Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1

Елена Хилтунен

Идея Большой горки

Елена Хилтунен

Итальянское приклеивание против финских птичек

Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Дмитрий Сороков

Работа, или «эту женщину может остановить только смерть»

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »