«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Деревянные кубики в игровой монтессори-садика - это вау!

Ольга Соболева
Надеемся, уже давным-давно  никто не верит мифу, что в детских садиках Монтессори детям не разрешают играть. Конечно разрешают! Сто лет назад в итальянских «Casеdei Bambini» дети играли не меньше, чем упражнялись с монтессори-материалами. А какая игровая без кубиков? По науке и без науки каждый педагог знает, что кубики «развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение». Кубики заставляют ребенка двигаться: ползать, координировать движения, развивать глазомер. Кубики развивают креативность и инженерную хватку. Поэтому не может быть игровой комнаты в детском саду Монтессори без корзинок и ящиков с кубиками! О них сегодня и наш рассказ.

Кубики против LEGO

Считается, что первые кубики для детей появились в продаже во второй половине 19 века. Но сколько столетий дети строят башенки и домики из кусочков спиленного дерева, сложно подсчитать. Сейчас они часто уступают место различным конструкторам типа «Лего». Однако у кубиков есть целый ряд преимуществ.

Во-первых, они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности. По этой же причине они дают детям больше представлений о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме. Да-да, простые кубики!

А, во-вторых, кубики не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не «потреблять».

Существуют наборы кубиков из неокрашенного дерева и неправильной формы. А игра и экспериментирование с простыми природными материалами, которые на вес и на ощупь такие же, как и на вид (в отличие от пластмассовых, которые могут изображать что-то, на самом деле этим не являясь – например, каменные стены замка), очень важны для гармоничного развития ребенка и формирования правильного представления о мире.
С хорошими кубиками ребенок может играть c самого раннего возраста до школы (и дальше, знаем из своего родительского опыта). «Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр» (psytoys.ru).

Какие выбрать кубики для игровой?

Конечно, кубиков сейчас великое множество – пластиковые и тряпичные, звенящие, обклеенные зеркальцами и аппликациями, с буквами и пазлами. Несомненно, можно извлечь определенную пользу из этого пестрого многообразия, но мы считаем, что у маленького ребенка обязательно должны быть простые деревянные неокрашенные кубики.


Почему деревянные?

«Предметы, окружающие маленького ребенка, должны быть понятными и простыми» (К. Нойштюц «Кукла своими руками»). Кубик выглядит достаточно тяжелым. И если он не пластиковый и полый внутри, а деревянный, то, когда ребенок берет его в руку, он чувствует его вес. На ощупь он такой же, как и на вид, он не обманывает ребенка.
Ребенку интересно и важно знать, как сделаны игрушки. Можно просто объяснить ребенку, как изготовили такие кубики, показать дерево, деревянные заготовки, столярные инструменты.

Почему неокрашенные?

«Все мы хоть раз в жизни лежали, глядя на пятно на обоях и воображая Бог весть что или обнаруживая в прожилках древесины черты лица либо формы животных» (К. Нойштюц «Кукла своими руками»). У дерева уникальная фактура, у каждой породы своя. Внешний вид и ощущение фактуры настоящего дерева обогащают опыт ребенка, давая пищу воображению.


Деревянные вальдорфские кубики

Выбирая малышу кубики, обратите внимание на деревянные кубики неправильной формы (так называемые вальдорфские). Вот цитата из книги К. Нойштюц, которая живо описывает игру ребенка с такими кубиками: «А теперь понаблюдаем за Малышкой, когда она «строит» из столярных обрезков. Кусочки дерева не похожи один на другой, и прежде чем использовать их для постройки стены, нужно каждый взвесить на ладони, рассмотреть, свести вместе то, что говорят глаз и рука, и на уровне подсознания вынести решение, куда положить этот кусочек, чтобы он не потерял равновесия и не упал. Затем Анна должна осторожно положить его на выбранное место и удостовериться, что он не соскользнет. Разные по величине и форме обрезки дерева обогатят опыт Анны много больше, чем детали «Лего». Деревяшки можно и видоизменить: покрасить, соединить гвоздями, – а если они наскучат, то и просто сжечь!»
(К. Нойштюц «Кукла своими руками»).

Как играть в кубики (рекомендации для разного возраста)

Участие взрослого крайне важно для развития детской игры, особенно сейчас, когда малыши раннего возраста часто лишены общества детей постарше. «Дети копируют нас, потому что любят, потому что хотят на нас походить» (К. Нойштюц).

Подарить малышу первые кубики имеет смысл, когда ему уже исполнилось 9 месяцев или даже 1 год. Начинать игру с кубиками хорошо с пряток... Кубики можно спрятать под платочек или в мешок из ткани и слегка их потрясти. Звук привлечет внимание малыша и вызовет его любопытство. Дадим ему возможность самому обнаружить источник и хорошенько изучить новую игрушку. Когда интерес начнет иссякать, покажем ему, как построить башенку из кубиков, и дадим возможность разрушить ее. Эта игра, наверняка, надолго станет любимой.

С 1,5 лет из кубиков (для начала будет достаточно 6 штук) можно строить не только башенку, но и домики с окошками: поставим два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накроем третьим. Если у малыша получается, то попробуем строить домик из большего количества кубиков. Из плоских «кирпичиков» можно выкладывать дорожку или строить заборчик. Покажем ребенку, как можно использовать готовые постройки – по дороге может проехать паровоз, а в окошко выглядывать и махать лапой любимая плюшевая игрушка. В это же время можно начинать экспериментировать с набором кубиков и шариком или небольшим мячом. Ребенку интересно будет скатывать мячик с горки, катить по дорожке, закатывать в ворота. 



Дошкольник старший (5-6 лет). «В этом возрасте ребенок, играя, черпает вдохновение в собственных своих представлениях… В пяти-шестилетнем возрасте сознание ребенка расширяется настолько, что он начинает постигать более общие взаимосвязи. Так, он интересуется смыслом того, что мы делаем, и его действия обретают новую целеустремленность. Все, с чем он сталкивается в жизни, перерабатывается в игру. Возникают целые миры – ребенок играет в школу, больницу, семью, театр»  (К. Нойштюц «Кукла своими руками»).

Чем старше ребенок становится, тем больше он играет сам. В 5-6 лет он уже может строить города, замки, космические корабли, рассказывая целые истории. Поинтересуемся сюжетами игры – и многое узнаем о внутреннем мире вашего малыша. Не будем сердиться на ребенка за то, что комната завалена кубиками. Пусть зоопарк или сказочный замок постоят в комнате несколько дней, «обрастая» новыми конструкциями и пристройками.

Дети начинают накапливать знания о том, как устроен мир, и перерабатывать эти знания в игре. Они могут создавать свои необыкновенные проекты городов, машин, заводов и чего угодно еще. Главная задача взрослых – следить, чтобы им хватало строительного материала.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (53) 2016 


Интересно? Расскажите друзьям:

Ольга Соболева

– психолог, мама двух малышей

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Анна Мария Маккерони

Помогать, а не оценивать

Виктория Гуреева

Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души

Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Юлия Фаусек

Маленькие переносили незаслуженные страдания молча

Анатолий Цирульников

Девочки не бывают старенькими

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »