Наблюдения и открытия
Ольга ПетроваПод планкой усредненности
Как часто мы усредняем наших детей. Такая привычка. Это удобно. Средние организованные дети – это очень комфортно, ими легко управлять, собирать в группы, давать задания, удерживать вместе. Мы часто говорим: сад и школа гребут всех под одну гребенку. Но знаете, в чем правда? В первую очередь, это делаем мы сами.– Ой, мой малыш ест 10 раз в день, а не 5, как положено.
– А мой без груди засыпать не может.
– Мы уже ползаем, а вы?
– Вам уже год, но еще не ходите?
– Как не умеет считать? У нас все ровесники уже давно считают до 10.
От постоянных подобных разговоров заботливых мамаш мы первыми ставим планку усредненности нашим деткам. С одной лишь разницей, что нам кажется, будто это не средняя, а высшая планка – все лучшее детям, мой ребенок должен быть лучшим, уникальным. При этом первое, о чем мы забываем: лучшее не одинаково лучшее для всех.
Эверест на рабочем коврике
Я сижу на уроке наблюдения в монтессори-школе моего сына. Ему недавно исполнилось пять. Вокруг него в классе еще примерно 20 человек в возрасте от 3 до 7 лет.Три часа наблюдения – как ушат воды на голову. Словно вдруг оказаться на вершине Эвереста и увидеть, насколько огромен мир. То есть теоретически все мы в курсе, что Эверест – это не шутка, это 8 848 метров, – холод, красотища. Но вот ты по-настоящему стоишь там и слов подобрать не можешь – задыхаешься от открывшегося всего: обнажился мир снаружи, обнажился мир внутри тебя, и, несомненно, открылась сама Вселенная, раз уж соизволила подарить тебе этот неповторимый миг.
Меня так же накрыло. Я всегда, безусловно, знала, что дети все разные, каждый из них – микрокосмос. Но как удивительно, когда эта истина подтверждается так показательно!
Мой сын со своим другом работают с подвижным алфавитом, составляют по буквам слова на коврике. Каждый проговаривает слово, вычленяет букву, несет ее с полки. Они одного возраста, у них разница в две недели, точнее, даже в 12 дней. Они занимались в одной среде с младенчества (примерно с года), с одними преподавателями. Мой сын слышит звуки и легко раскладывает слово на буквы, а его друг – нет. При всех равных условиях!
Они разные! И спрос с них разный!
Дальше. Дошли до следующего этапа: на бумаге пишут слово, только что выложенное на полу. Друг справился за минуту, в то время как Тима пытался пытался вывести буквы, да так и не дописал. И это не лень – они оба выбирали материал сами, с мотивацией все в порядке. Просто один хорошо воспринимает образы и легко может их срисовать, а другой в данный момент своего развития не созрел еще. У одного уже разработан фонетический слух, а у другого еще нет.И как же можно требовать от них одного и того же результата? Как можно посадить их за один стол, прибавить еще 10-20 человек и ждать, что они одновременно начнут писать и читать? А ведь с ними еще и девочки – это вообще другой мир. Да-да, с самого малого возраста – другой мир.
Девочки и мальчики
Мой сын встает с коврика, идет до полки с алфавитом за буквой – полтора метра надо пройти. Отвлекается на друга – все, оба забыли, куда шли, зачем, что ищут, для чего. У них новая идея фикс возникла. Приходит девочка с другого конца класса. Там у нее остался очень сложный математический материал. Подходит, помогает мальчишкам, возвращает их в нужное русло. Мимоходом перекидывается словами еще с одним парнишей, по дороге подсаживается к подружке – они вместе обсуждают сумки, чемоданы, кошельки, открывая все эти сокровища. Потом между делом скачут на одной ножке, после чего девочка возвращается и спокойно заканчивает свою работу, явно ни на секунду не выкидывая из головы математический пример.Модель женщины в миниатюре, не иначе: тысяча дел, миллионы мыслей успешно сосуществуют одновременно. И модель мужчин в миниатюре рядом: занимался делом, встретил соратника, придумал план, как завоевать мир – пошел добиваться, забыв о мирском. То есть, кроме личностных различий, еще и половые отличия...
Уникальный – не равно первый
Как человек, стоящий на вершине Эвереста, не представляет, как ему возвращаться в серый знакомый город, так и я сейчас не представляю, как этих разных детей посадить в один класс и требовать со всех одинаковые прописи в качестве домашнего задания.«Все справлялись, мы ведь как-то выросли в обычной школе!» – скажете вы. Справимся, конечно, справимся. Ведь я, по крайней мере, точно знаю, что мой сын – уникальный. Уникальный – не равно первый, лучше всех выводящий буквы, быстрее всех считающий или говорящий на двух языках. Уникальный – такой, какой он есть. Спасибо, что я это вижу. Спасибо нашему монтессори-центру, что вы это показываете нам, родителям.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (47) 2015 г.