«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Наблюдения и открытия

Ольга Петрова
Как важно родителям включаться в наблюдения за жизнью своих детей не только в домашней обстановке, но и в среде детского сада. Особенно в обстановке свободной работы, организованной в детском саду Монтессори! Здесь все будто специально приспособлено для таких наблюдений со стороны – и лучше с блокнотом в руках. Автор этого текста (можно сказать, дневниковой записи) просто пришла однажды по приглашению педагогов (как она пишет) «на наблюдение», чтобы попытаться совершить свое маленькое, но такое важное открытие секрета детства.

Под планкой усредненности

Как часто мы усредняем наших детей. Такая привычка. Это удобно. Средние организованные дети – это очень комфортно, ими легко управлять, собирать в группы, давать задания, удерживать вместе. Мы часто говорим: сад и школа гребут всех под одну гребенку. Но знаете, в чем правда? В первую очередь, это делаем мы сами.
– Ой, мой малыш ест 10 раз в день, а не 5, как положено.
– А мой без груди засыпать не может.
– Мы уже ползаем, а вы?
– Вам уже год, но еще не ходите?
– Как не умеет считать? У нас все ровесники уже давно считают до 10.

От постоянных подобных разговоров заботливых мамаш мы первыми ставим планку усредненности нашим деткам. С одной лишь разницей, что нам кажется, будто это не средняя, а высшая планка – все лучшее детям, мой ребенок должен быть лучшим, уникальным. При этом первое, о чем мы забываем: лучшее не одинаково лучшее для всех.

Эверест на рабочем коврике

Я сижу на уроке наблюдения в монтессори-школе моего сына. Ему недавно исполнилось пять. Вокруг него в классе еще примерно 20 человек в возрасте от 3 до 7 лет.

Три часа наблюдения – как ушат воды на голову. Словно вдруг оказаться на вершине Эвереста и увидеть, насколько огромен мир. То есть теоретически все мы в курсе, что Эверест – это не шутка, это 8 848 метров, – холод, красотища. Но вот ты по-настоящему стоишь там и слов подобрать не можешь – задыхаешься от открывшегося всего: обнажился мир снаружи, обнажился мир внутри тебя, и, несомненно, открылась сама Вселенная, раз уж соизволила подарить тебе этот неповторимый миг.

Меня так же накрыло. Я всегда, безусловно, знала, что дети все разные, каждый из них – микрокосмос. Но как удивительно, когда эта истина подтверждается так показательно!

Мой сын со своим другом работают с подвижным алфавитом, составляют по буквам слова на коврике. Каждый проговаривает слово, вычленяет букву, несет ее с полки. Они одного возраста, у них разница в две недели, точнее, даже в 12 дней. Они занимались в одной среде с младенчества (примерно с года), с одними преподавателями. Мой сын слышит звуки и легко раскладывает слово на буквы, а его друг – нет. При всех равных условиях!

Они разные! И спрос с них разный!

Дальше. Дошли до следующего этапа: на бумаге пишут слово, только что выложенное на полу. Друг справился за минуту, в то время как Тима пытался пытался вывести буквы, да так и не дописал. И это не лень – они оба выбирали материал сами, с мотивацией все в порядке. Просто один хорошо воспринимает образы и легко может их срисовать, а другой в данный момент своего развития не созрел еще. У одного уже разработан фонетический слух, а у другого еще нет.

И как же можно требовать от них одного и того же результата? Как можно посадить их за один стол, прибавить еще 10-20 человек и ждать, что они одновременно начнут писать и читать? А ведь с ними еще и девочки – это вообще другой мир. Да-да, с самого малого возраста – другой мир.


Девочки и мальчики

Мой сын встает с коврика, идет до полки с алфавитом за буквой – полтора метра надо пройти. Отвлекается на друга – все, оба забыли, куда шли, зачем, что ищут, для чего. У них новая идея фикс возникла. Приходит девочка с другого конца класса. Там у нее остался очень сложный математический материал. Подходит, помогает мальчишкам, возвращает их в нужное русло. Мимоходом перекидывается словами еще с одним парнишей, по дороге подсаживается к подружке – они вместе обсуждают сумки, чемоданы, кошельки, открывая все эти сокровища. Потом между делом скачут на одной ножке, после чего девочка возвращается и спокойно заканчивает свою работу, явно ни на секунду не выкидывая из головы математический пример.

Модель женщины в миниатюре, не иначе: тысяча дел, миллионы мыслей успешно сосуществуют одновременно. И модель мужчин в миниатюре рядом: занимался делом, встретил соратника, придумал план, как завоевать мир – пошел добиваться, забыв о мирском. То есть, кроме личностных различий, еще и половые отличия...

Уникальный – не равно первый

Как человек, стоящий на вершине Эвереста, не представляет, как ему возвращаться в серый знакомый город, так и я сейчас не представляю, как этих разных детей посадить в один класс и требовать со всех одинаковые прописи в качестве домашнего задания.

«Все справлялись, мы ведь как-то выросли в обычной школе!» – скажете вы. Справимся, конечно, справимся. Ведь я, по крайней мере, точно знаю, что мой сын – уникальный. Уникальный – не равно первый, лучше всех выводящий буквы, быстрее всех считающий или говорящий на двух языках. Уникальный – такой, какой он есть. Спасибо, что я это вижу. Спасибо нашему монтессори-центру, что вы это показываете нам, родителям.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (47) 2015 г.
Фото: автора


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Ольга Петрова

-  мама пятилетнего воспитанника монтессори-центра «Колибри», г. Екатеринбург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Ребенок преобразует мир

Пётр Фёдорович Ка́птерев

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Максим Шахнаров

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению

Ксения Краснова

Листья и глина…

Елена Хилтунен

О том, как детский сад Монтессори решает социальные задачи общества

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »