Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.
Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога
Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время
путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно
там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в
августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».
Школа для ребенка
В названии фестиваля самое главное: педагоги из разных стран мира пообещали друг другу превратить свои школы в настоящие «Школы для ребенка», где все будет зависеть, прежде всего, не от воли взрослых, а от выбора и настроя детей. И мы, наконец, поймем, что программа получения знаний, заданная детям взрослыми, не так важна, как программа образования, составленная ими самими. И если дети будут готовы самостоятельно изучать основы наук, то взрослые станут вдохновлять их и помогут создать медиа-классы, научные лаборатории и мастерские. А если дети выберут творческие экзамены вместо ЕГЭ, то учителя превратятся в настоящих тьюторов и научных экспертов в их творческих проектах. И будут выпускникам школ разрешены, наконец, настоящие творческие испытания, а не формальный ЕГЭ!
20 лет назад такая позиция учителя, директора школы была в России революционной. Но и по сей день мало кто знает, как сделать, чтобы наши дети понимали: их школьное образование необходимо им самим, и они сами могли бы научиться выстраивать для себя образовательную траекторию. Вот противоречие: мы все эти годы говорим о своей приверженности к гуманистической педагогике, но в школьной практике она ускользает от нас.
Конечно, наши школы мало-помалу меняются. Например, мы уже научились ГОВОРИТЬ о выборе: «Что ты, детка, хочешь на завтрак: кашу или мороженное?» «Мороженное!» «Хорошо! Будет тебе мороженное, но… сначала съешь кашу!» :) Чувствуете? Все же есть маленький прогресс. Хотя до настоящей «Школы для ребенка» нам пока далеко. Вот поэтому стоит иногда перелистывать страницы старых альбомов с фотографиями.
Чтобы случайно не свернуть с пути.
В августе 2001-го
Когда мы впервые объявили о проведении II Международного фестиваля “Школа для ребенка”, никто из нас, честно признаться, не предполагал, что все будет именно так – белый теплоход, на котором путешествовали по Оке и Волге педагоги из разных стран мира. Буквально до последних дней многие российские участники фестиваля не были до конца уверены, что смогут приехать. Причина традиционная – отсутствие казенных денег на билеты. И тогда люди сказали: “Мы все равно приедем, хотя бы и за свои деньги! Нам важно там быть!” Не только потому, что такие фестивали бывают раз в десять лет, а половину команды педагогического теплохода составили учителя из Великобритании, Нидерландов, Соединенных Штатов, Германии, даже Австралии. На его палубе собрались те, кто мечтает о настоящей школе для ребенка и строит ее в своей повседневной практике.
С 6 по 16 августа мы шли по Оке и Волге на теплоходе “Славянов”. Десять дней серьезных разговоров, занятий в мастерских, вечерних песен. Заметки о нашем путешествии мы писали прямо в каюте, стараясь ухватить дух происходящего здесь и сейчас. На борту нашего маленького педагогического ковчега нашлось место представителям самых разных течений. Каждый мог провести свою мастерскую, прочитать лекцию, показать фильм о школе. Белорусский философ Михаил Гусаковский предлагал глубже задуматься о природе ребенка – какой он на самом деле? Американский профессор Джерри Минц, один из героев первого фестиваля, анализировал нынешнее состояние мировых образовательных инициатив. Кстати сказать, к их числу принадлежат и многие российские альтернативные школы, родившиеся на волне первого фестиваля и приехавшие на второй со своими выпускниками.
О детском языке размышляли Елена Куценко и Елена Литвяк. К объединению усилий нескольких альтернативных образовательных подходов призывал Сергей Курганов, а Николай Гузик, директор уникальной школы для каждого ребенка, говорил: «У нас уже давно так!» Снова и снова рассуждали о возможностях вальдорфской и монтессори-педагогики Владимир Загвоздкин и Елена Хилтунен. А Элизабет ван Сантен и Люс Рот, монтессори-педагоги из Голландии, которые в девяносто первом году привезли чемодан дидактических монтессори-материалов, сказали: «Мы будем только смотреть, а не говорить. Теперь в России много очень хороших монтессори-учителей». И действительно, на фестивале были представлены монтесори-школы, садики, центры из Москвы, Томска, Тюмени, Кемерова, работающие уже много лет.
Русский для иностранцев и газета "Детский взгляд"
Мы практиковались в техниках разрешения конфликтов вместе с Тини Бимстербойер из Амстердама, устраивали утренние и вечерние медитации, рассуждали о внутриличностном образовании, послушав Вельямину Хенсен… Много-много людей, знакомых и незнакомых прежде.
С каждым днем стены теплохода все больше и больше покрывались объявлениями, рисунками, фотографиями. На веревочке развевались паруса огромных визитных карточек, где каждый мог рассказать о себе. Каждое утро ученики винницкой школы «Аист», путешествовавшие вместе с нами, вывешивали свежий номер газеты, представлявший «детский» взгляд на фестиваль. Наши иностранные друзья специально стали учить вместе с Татьяной Березовской русский язык и пытались общаться без переводчиков. А вечерами на корабле звучала музыка: вместе со Львом Виноградовым, автором курса элементарного музицирования, мы создавали чудесные пьесы на необычных инструментах.
Конечно, мы выходили на берег. Конечно, любовались прекрасными храмами. Но главным для нас все-таки было встретиться с местными учителями. В Константинове они сказали нам: «Мы хотим говорить с вами о диалоге культур, и музыка нам нужна. И Монтессори!» Но это невозможно, слишком мало времени! «А вы оставайтесь, нам важно говорить об этом».
И так было в каждом городе – действительно важно было сесть за один общий стол, найти своего единственного собеседника. Но бывало и так, как в Рязани и Угличе: сразу с порога деловая атмосфера, не до разговоров. Покажите, как вы работаете, и мы тоже попробуем. Кисти в руки, флейты, колокольчики, краски и… А касимовские учителя прямо-таки дарили нам свой уютный городок. Им хотелось показать, что они сделали. Мы ходили за ними следом по четырем школам и в свою очередь поражались: в одной – прекрасный этнографический музей, собранный ребятами в летних экспедициях, в другой – музей ее учителя, художника Ивана Жукова. На стенах школьного коридора – написанные маслом картины. И мы позавидовали ребятам, у которых такие учителя.
День за днем мы открывали для себя неизвестные прежде педагогические острова – Константиново, Рязань, Касимов, Муром, Нижний Новгород, Плес, Кострома, Ярославль, Рыбинск, Углич, Тверь. Удивлялись красоте и достоинству людей, встречавших нас там. И радовались за детей, махавших нам с берега.
Обязательно стройте грандиозные планы!
Обязательно стройте грандиозные планы! Обязательно! Но, следуя им, идите маленькими шажками – не возлагайте на свои плечи всю ответственность за переустройство мира. Мир наш никому этого не позволяет, ни на какие уступки не идет, а то и мстит.
Но зато даже самые маленькие ваши шаги могут вдруг слиться во времени и пространстве с чьими-то еще, и еще, и еще... И мир станет уже не вашим, а общим или даже всеобщим. Потому что бесконечно крошечное каким-то совершенно невероятным образом связано в жизни с бесконечно огромным – это слова индийского биолога Сэтиша Камора.
Ведь если вы верите, все получается. И в результате маленьких шажков получаются простые и прекрасные вещи. Не стремитесь достичь огромного разом! Оно настигнет вас само (конечно, если суждено), вторит ему преподаватель, ученый, русист Татьяна Березовская.
А как понять, что попал в точку, начиная совсем новое в привычной, годами отработанной школьной технологии? Да не стоит на этой мысли останавливаться: если все было сделано правильно, само поймется, вступает в их перекличку американка Линда Лентьери.
Да, всем бывает одиноко и страшно, особенно первым на новой дороге. Но единственное, чего нельзя себе позволить, – это остановиться, отказаться, смириться. “Они стараются, и они пригодятся”, – а не это ли главное в том, что вообще делают люди на земле?
Традиционный учитель учит, формирует, требует, оценивает, наказывает. Психолог Рита Гордон и методолог Виктор Зарецкий уверены, что главной задачей учителя сейчас становится развитие интеллекта ученика. Для этого учителю необходим новый технологический процесс, в котором центральной категорией становится смысл происходящего.
Принципиально новые технологии вершат судьбу ХXI века, а мы говорим, что первый этап тандема учитель–ученик – это разговор двух сердец, что совсем не отрицает, а как раз предполагает новые технологии в образовании. На первый план выходят при этом интегрированные курсы, ведь в мире все взаимосвязано и переплетено. И у ребенка должна быть целостная, единая реальная жизнь.
И последнее: три чудесных постулата-пожелания ученика своему учителю в трактате чилийца Умберто Матурано: – Не рассказывай, я хочу сам. – Я начну там, где закончил отец. – Ты проиграешь, если я повторю тебя.
Вот и все. Дорогу осилит идущий! А от нас с вами требуется просто быть рядом и... помогать, а не мешать.
Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.