«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Белый теплоход или открытие педагогических островов

Елена Литвяк
Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».

Школа для ребенка

В названии фестиваля самое главное: педагоги из разных стран мира пообещали друг другу превратить свои школы в настоящие «Школы для ребенка», где все будет зависеть, прежде всего, не от воли взрослых, а от выбора и настроя детей. И мы, наконец, поймем, что программа получения знаний, заданная детям взрослыми, не так важна, как программа образования, составленная ими самими. И если дети будут готовы самостоятельно изучать основы наук, то взрослые станут вдохновлять их и помогут создать медиа-классы, научные лаборатории и мастерские. А если дети выберут творческие экзамены вместо ЕГЭ, то учителя превратятся в настоящих тьюторов и научных экспертов в их творческих проектах. И будут выпускникам школ разрешены, наконец, настоящие творческие испытания, а не формальный ЕГЭ!

20 лет назад такая позиция учителя, директора школы была в России революционной. Но и по сей день мало кто знает, как сделать, чтобы наши дети понимали: их школьное образование необходимо им самим, и они сами могли бы научиться выстраивать для себя образовательную траекторию. Вот противоречие: мы все эти годы говорим о своей приверженности к гуманистической педагогике, но в школьной практике она ускользает от нас.

Конечно, наши школы мало-помалу меняются. Например, мы уже научились ГОВОРИТЬ о выборе: «Что ты, детка, хочешь на завтрак: кашу или мороженное?»  «Мороженное!»  «Хорошо! Будет тебе мороженное, но… сначала съешь кашу!» :)  Чувствуете? Все же есть маленький прогресс. Хотя до настоящей «Школы для ребенка» нам пока далеко. Вот поэтому стоит иногда перелистывать страницы старых альбомов с фотографиями.

Чтобы случайно не свернуть с пути. 


В августе 2001-го

Когда мы впервые объявили о проведении II Международного фестиваля “Школа для ребенка”, никто из нас, честно признаться, не предполагал, что все будет именно так – белый теплоход, на котором путешествовали по Оке и Волге педагоги из разных стран мира. Буквально до последних дней многие российские участники фестиваля не были до конца уверены, что смогут приехать. Причина традиционная – отсутствие казенных денег на билеты. И тогда люди сказали: “Мы все равно приедем, хотя бы и за свои деньги! Нам важно там быть!” Не только потому, что такие фестивали бывают раз в десять лет, а половину команды педагогического теплохода составили учителя из Великобритании, Нидерландов, Соединенных Штатов, Германии, даже Австралии. На его палубе собрались те, кто мечтает о настоящей школе для ребенка и строит ее в своей повседневной практике.



С 6 по 16 августа мы шли по Оке и Волге на теплоходе “Славянов”. Десять дней серьезных разговоров, занятий в мастерских, вечерних песен. Заметки о нашем путешествии мы писали прямо в каюте, стараясь ухватить дух происходящего здесь и сейчас. На борту нашего маленького педагогического ковчега нашлось место представителям самых разных течений. Каждый мог провести свою мастерскую, прочитать лекцию, показать фильм о школе. Белорусский философ Михаил Гусаковский предлагал глубже задуматься о природе ребенка – какой он на самом деле? Американский профессор Джерри Минц, один из героев первого фестиваля, анализировал нынешнее состояние мировых образовательных инициатив. Кстати сказать, к их числу принадлежат и многие российские альтернативные школы, родившиеся на волне первого фестиваля и приехавшие на второй со своими выпускниками. 



О детском языке размышляли Елена Куценко и Елена Литвяк. К объединению усилий нескольких альтернативных образовательных подходов призывал Сергей Курганов, а Николай Гузик, директор уникальной школы для каждого ребенка, говорил: «У нас уже давно так!» Снова и снова рассуждали о возможностях вальдорфской и монтессори-педагогики Владимир Загвоздкин и Елена Хилтунен. А Элизабет ван Сантен и Люс Рот, монтессори-педагоги из Голландии, которые в девяносто первом году привезли чемодан дидактических монтессори-материалов, сказали: «Мы будем только смотреть, а не говорить. Теперь в России много очень хороших монтессори-учителей». И действительно, на фестивале были представлены монтесори-школы, садики, центры из Москвы, Томска, Тюмени, Кемерова, работающие уже много лет.

Русский для иностранцев и газета "Детский взгляд"

Мы практиковались в техниках разрешения конфликтов вместе с Тини Бимстербойер из Амстердама, устраивали утренние и вечерние медитации, рассуждали о внутриличностном образовании, послушав Вельямину Хенсен… Много-много людей, знакомых и незнакомых прежде.

С каждым днем стены теплохода все больше и больше покрывались объявлениями, рисунками, фотографиями. На веревочке развевались паруса огромных визитных карточек, где каждый мог рассказать о себе. Каждое утро ученики винницкой школы «Аист», путешествовавшие вместе с нами, вывешивали свежий номер газеты, представлявший «детский» взгляд на фестиваль. Наши иностранные друзья специально стали учить вместе с Татьяной Березовской русский язык и пытались общаться без переводчиков. А вечерами на корабле звучала музыка: вместе со Львом Виноградовым, автором курса элементарного музицирования, мы создавали чудесные пьесы на необычных инструментах.


Конечно, мы выходили на берег. Конечно, любовались прекрасными храмами. Но главным для нас все-таки было встретиться с местными учителями. В Константинове они сказали нам: «Мы хотим говорить с вами о диалоге культур, и музыка нам нужна. И Монтессори!» Но это невозможно, слишком мало времени! «А вы оставайтесь, нам важно говорить об этом».


И так было в каждом городе – действительно важно было сесть за один общий стол, найти своего единственного собеседника. Но бывало и так, как в Рязани и Угличе: сразу с порога деловая атмосфера, не до разговоров. Покажите, как вы работаете, и мы тоже попробуем. Кисти в руки, флейты, колокольчики, краски и… А касимовские учителя прямо-таки дарили нам свой уютный городок. Им хотелось показать, что они сделали. Мы ходили за ними следом по четырем школам и в свою очередь поражались: в одной – прекрасный этнографический музей, собранный ребятами в летних экспедициях, в другой – музей ее учителя, художника Ивана Жукова. На стенах школьного коридора – написанные маслом картины. И мы позавидовали ребятам, у которых такие учителя.

День за днем мы открывали для себя неизвестные прежде педагогические острова – Константиново, Рязань, Касимов, Муром, Нижний Новгород, Плес, Кострома, Ярославль, Рыбинск, Углич, Тверь. Удивлялись красоте и достоинству людей, встречавших нас там. И радовались за детей, махавших нам с берега.

Обязательно стройте грандиозные планы!

Обязательно стройте грандиозные планы! Обязательно! Но, следуя им, идите маленькими шажками – не возлагайте на свои плечи всю ответственность за переустройство мира. Мир наш никому этого не позволяет, ни на какие уступки не идет, а то и мстит.

Но зато даже самые маленькие ваши шаги могут вдруг слиться во времени и пространстве с чьими-то еще, и еще, и еще... И мир станет уже не вашим, а общим или даже всеобщим. Потому что бесконечно крошечное каким-то совершенно невероятным образом связано в жизни с бесконечно огромным – это слова индийского биолога Сэтиша Камора.

Ведь если вы верите, все получается. И в результате маленьких шажков получаются простые и прекрасные вещи. Не стремитесь достичь огромного разом! Оно настигнет вас само (конечно, если суждено), вторит ему преподаватель, ученый, русист Татьяна Березовская.

А как понять, что попал в точку, начиная совсем новое в привычной, годами отработанной школьной технологии? Да не стоит на этой мысли останавливаться: если все было сделано правильно, само поймется, вступает в их перекличку американка Линда Лентьери.

Да, всем бывает одиноко и страшно, особенно первым на новой дороге. Но единственное, чего нельзя себе позволить, – это остановиться, отказаться, смириться. “Они стараются, и они пригодятся”, – а не это ли главное в том, что вообще делают люди на земле?



Традиционный учитель учит, формирует, требует, оценивает, наказывает. Психолог Рита Гордон и методолог Виктор Зарецкий уверены, что главной задачей учителя сейчас становится развитие интеллекта ученика. Для этого учителю необходим новый технологический процесс, в котором центральной категорией становится смысл происходящего.

Принципиально новые технологии вершат судьбу ХXI века, а мы говорим, что первый этап тандема учитель–ученик – это разговор двух сердец, что совсем не отрицает, а как раз предполагает новые технологии в образовании. На первый план выходят при этом интегрированные курсы, ведь в мире все взаимосвязано и переплетено. И у ребенка должна быть целостная, единая реальная жизнь.
 
И последнее: три чудесных постулата-пожелания ученика своему учителю в трактате чилийца Умберто Матурано:
– Не рассказывай, я хочу сам.
– Я начну там, где закончил отец.
– Ты проиграешь, если я повторю тебя.

Вот и все. Дорогу осилит идущий! А от нас с вами требуется просто быть рядом и... помогать, а не мешать.

Газета «Первое сентября» №52/2001




Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Литвяк

Учитель истории в православной школе "Рождество". Журналист, писательница. Монтессори-учитель в Первой начальной монтессори-школе в Москве. Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

Грация Х. Фрешко

Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?

Олег Ефимов, Виктория Ефимова

Моет стол и пишет буквы – какая связь?

Мария Монтессори

Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы

Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »