Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
Юлия Фаусек
Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек? Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки?
Было предписано устройство уголка революции и детское самоуправление. Мы сказали "нет"
В начале 20-х годов прошлого века в программу занятий детского сада по системе Монтессори было включено
общественно-политическое воспитание (экскурсии на площадь Жертв
революции, участие в демонстрации 1 мая, устройство уголка революции),
«начатки самоуправления» (детские собрания для выработки распорядка дня,
обсуждения праздников и приема гостей). Что касается всевозможных экскурсий, столь рекомендуемых в настоящее время, то и здесь М. Монтессори относится с крайней осторожностью к ребенку дошкольного возраста, как с физической, так и с психической стороны. Какие экскурсии можно совершать с детьми такого малого возраста? Экскурсии – это дело школы, где дети постарше, и они могут более или менее сознательно относиться к этой задаче, не так утомляться; да и там экскурсии должны быть строго рассчитаны соответственно силам и развитию детей.
Старшие дети в «Домах детей» за границей едва достигают семилетнего, а у нас в настоящее время, что, собственно говоря, ненормально, – восьмилетнего возраста. Даже восьмилетки – по настоящему уже школьники, конечно, рационально поставленной школы.
Младшие дети детских садов - трехлетки; бывают дети даже моложе трех лет; большинство же четырех пятилетки. Какие задачи могут преследовать экскурсии с такими малютками? Что им показывать? Красоты природы? Памятники искусства? Сокровища музеев? Или же, как усиленно рекомендуется в настоящее время, детей надо водить на фабрики, в мастерские, прачечные, рынки и прочее, для того, чтобы познакомить их с различными отраслями труда и привить им уважение к этому труду? Достигается ли эта столь высокая и серьезная цель таким путем, особенно, когда к этому прибавляются еще приемы вроде тех, при помощи которых дети, вернувшись с подобной экскурсии, должны претворить в жизнь свои впечатления в виде различного рода так называемого детского ручного труда, т.е. вылепить, вырезать, смастерить из всякого бросового материала, обстановку и различные аксессуары какой-нибудь мастерской, булочной, прачечной. Не говоря уже о том, что в этих «претворениях в жизнь» принимает большое участие сама руководительница, дети относятся к такому роду занятиям, как к игре. Конечно, в подобной игре нет ничего плохого, если смотреть на нее просто как на игру. Обычно ведь дети в играх постоянно подражают действиям взрослых. Тогда пусть это и будет игра, и игра свободная, т.е. пусть дети играют в фабрики и мастерские, когда у них появится желание, а не по предложению взрослых: «Давайте сделаем прачечную или булочную».
Убеждение, что подобного рода действием, то есть, воспроизведением при помощи всякой мишуры настоящего человеческого труда, можно закрепить в ребенке впечатление виденного и привить уважение к тяжелому труду людей, – есть ложь и лицемерие. Оно недалеко ушло от уверенности тех дам-благотворительниц недавнего прошлого, которые были убеждены, что глубоко чувствуют страдания больных детей в больницах для бедных, занимаясь дома шитьем платьиц и всяких безделушек для этих детей. В этом для них была та же пустая забава, в которую хотят превратить теперь благородное стремление детей к настоящему труду.
О Монтессори говорят, что она игнорирует детскую игру. Быть может, никто из воспитателей не относится к детской игре с таким глубоким уважением, как Монтессори. Она оставляет игру свободной от непрошеного вмешательства взрослого. Она не рационализирует игру, ничего не преподает путем игры, она приходит к детям на помощь в игре только тогда, когда они сами зовут ее. Она знает прекрасно, что маленькому ребенку нужна игра как физически, так и психически. Физически, как всякому молодому растущему животному, психически, как человеку, стремящемуся к искусству, желанию пережить драматически все наблюдаемое вокруг себя в жизни.
Мы видим: дети сами отделяют игру от работы, - и следуем их потребности
«Трудовое начало», о котором теперь так много говорят, никак нельзя развить в маленьких детях созерцанием настоящего тяжелого труда, запечатлеть который они не в силах по причине своего еще слишком слабо развитого сознания. Мы знаем прекрасно, что маленькие дети замечают отдельные предметы и радуются, когда они повторяются, а до целого, например, до красоты пейзажа, а также и серьезности и тяжести труда, им пока, по праву их возраста, нет никакого дела. И мы не смеем от них этого требовать, не смеем и навязывать. Мы должны, прежде всего, дать им дорасти до этой возможности. Расковырявши бутон розы, мы не вырастим розу совершенной, а просто дадим ей с большим успехом погибнуть преждевременно. Так же точно нельзя достигнуть этой цели и путем рационализации игры.
Мы уже говорили о том, как сами дети отделяют игру от работы. Они это понимают лучше нас. И когда говорят, что ребенок совершает работу хорошо тогда, когда в ней есть элемент игры, это неверно. Мы, последователи Монтессори, убеждаемся в этом на каждом шагу. Трудовое начало у Монтессори заключается не во всем перечисленном выше. Оно заключается в той организованной обстановке свободно выбираемой детьми работы, в которой они находят ответ на свои стремления к психической организованности.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3, 2007
Фото: ДСК "Фасолинка" г. Ревда