«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе

Юлия Фаусек
Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек?  Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки?

Было предписано устройство уголка революции и детское самоуправление. Мы сказали "нет"

В начале 20-х годов прошлого века в программу занятий детского сада по системе Монтессори было включено общественно-политическое воспитание (экскурсии на площадь Жертв революции, участие в демонстрации 1 мая, устройство уголка революции), «начатки самоуправления» (детские собрания для выработки распорядка дня, обсуждения праздников и приема гостей). Что касается всевозможных экскурсий, столь рекомендуемых в настоящее время, то и здесь М. Монтессори относится с крайней осторожностью к ребенку дошкольного возраста, как с физической, так и с психической стороны. Какие экскурсии можно совершать с детьми такого малого возраста? Экскурсии – это дело школы, где дети постарше, и они могут более или менее сознательно относиться к этой задаче, не так утомляться; да и там экскурсии должны быть строго рассчитаны соответственно силам и развитию детей. 

Старшие дети в «Домах детей» за границей едва достигают семилетнего, а у нас в настоящее время, что, собственно говоря, ненормально, – восьмилетнего возраста. Даже восьмилетки – по настоящему уже школьники, конечно, рационально поставленной школы. 

Младшие дети детских садов - трехлетки; бывают дети даже моложе трех лет; большинство же четырех пятилетки. Какие задачи могут преследовать экскурсии с такими малютками? Что им показывать? Красоты природы? Памятники искусства? Сокровища музеев? Или же, как усиленно рекомендуется в настоящее время, детей надо водить на фабрики, в мастерские, прачечные, рынки и прочее, для того, чтобы познакомить их с различными отраслями труда и привить им уважение к этому труду? Достигается ли эта столь высокая и серьезная цель таким путем, особенно, когда к этому прибавляются еще приемы вроде тех, при помощи которых дети, вернувшись с подобной экскурсии, должны претворить в жизнь свои впечатления в виде различного рода так называемого детского ручного труда, т.е.  вылепить, вырезать, смастерить из всякого бросового материала, обстановку и различные аксессуары какой-нибудь мастерской, булочной, прачечной. Не говоря уже о том, что в этих «претворениях в жизнь» принимает большое участие сама руководительница, дети относятся к такому роду занятиям, как к игре. Конечно, в подобной игре нет ничего плохого, если смотреть на нее просто как на игру. Обычно ведь дети в играх постоянно подражают действиям взрослых. Тогда пусть это и будет игра, и игра свободная, т.е. пусть дети играют в фабрики и мастерские, когда у них появится желание, а не по предложению взрослых: «Давайте сделаем прачечную или булочную». 


Убеждение, что подобного рода действием, то есть, воспроизведением при помощи всякой мишуры настоящего человеческого труда, можно закрепить в ребенке впечатление виденного и привить уважение к тяжелому труду людей,  – есть ложь и лицемерие. Оно недалеко ушло от уверенности тех дам-благотворительниц недавнего прошлого, которые были убеждены, что глубоко чувствуют страдания больных детей в больницах для бедных, занимаясь дома шитьем платьиц и всяких безделушек для этих детей. В этом для них была та же пустая забава, в которую хотят превратить теперь благородное стремление детей к настоящему труду. 


О Монтессори говорят, что она игнорирует детскую игру. Быть может, никто из воспитателей не относится к детской игре с таким глубоким уважением, как Монтессори. Она оставляет игру свободной от непрошеного вмешательства взрослого. Она не рационализирует игру, ничего не преподает путем игры, она приходит к детям на помощь в игре только тогда, когда они сами зовут ее. Она знает прекрасно, что маленькому ребенку нужна игра как физически, так и психически. Физически, как всякому молодому растущему животному, психически, как человеку, стремящемуся к искусству, желанию пережить драматически все наблюдаемое вокруг себя в жизни. 

Мы видим: дети сами отделяют игру от работы, - и следуем их потребности

«Трудовое начало», о котором теперь так много говорят, никак нельзя развить в маленьких детях созерцанием настоящего тяжелого труда, запечатлеть который они не в силах по причине своего еще слишком слабо развитого сознания. Мы знаем прекрасно, что маленькие дети замечают отдельные предметы и радуются, когда они повторяются, а до целого, например, до красоты пейзажа, а также и серьезности и тяжести труда, им пока, по праву их возраста, нет никакого дела. И мы не смеем от них этого требовать, не смеем и навязывать. Мы должны, прежде всего, дать им дорасти до этой возможности. Расковырявши бутон розы, мы не вырастим розу совершенной, а просто дадим ей с большим успехом погибнуть преждевременно. Так же точно нельзя достигнуть этой цели и путем рационализации игры. 

Мы уже говорили о том, как сами дети отделяют игру от работы. Они это понимают лучше нас. И когда говорят, что ребенок совершает работу хорошо тогда, когда в ней есть элемент игры, это неверно. Мы, последователи Монтессори, убеждаемся в этом на каждом шагу. Трудовое начало у Монтессори заключается не во всем перечисленном выше. Оно заключается в той организованной обстановке свободно выбираемой детьми работы, в которой они находят ответ на свои стремления к психической организованности.  

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3, 2007
Фото: ДСК "Фасолинка" г. Ревда

Интересно? Расскажите друзьям:

Юлия Фаусек

даты жизни: 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942, Ленинград. 
Блестящий русский ученый и замечательная учительница. Страстно увлекалась идеей создания в России детских садов и школ, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори. Оставила нам в наследство немало книг, рассказывающих о становлении монтессори-педагогики в России в начале ХХ века.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Галина Якуничева

Деревянные куколки из комплекта «Игровая терапия»

Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2

Марина Агабабян

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей

Грация Х. Фрешко

Другая школа для подростков

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »