«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе

Юлия Фаусек
Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек?  Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки?

Было предписано устройство уголка революции и детское самоуправление. Мы сказали "нет"

В начале 20-х годов прошлого века в программу занятий детского сада по системе Монтессори было включено общественно-политическое воспитание (экскурсии на площадь Жертв революции, участие в демонстрации 1 мая, устройство уголка революции), «начатки самоуправления» (детские собрания для выработки распорядка дня, обсуждения праздников и приема гостей). Что касается всевозможных экскурсий, столь рекомендуемых в настоящее время, то и здесь М. Монтессори относится с крайней осторожностью к ребенку дошкольного возраста, как с физической, так и с психической стороны. Какие экскурсии можно совершать с детьми такого малого возраста? Экскурсии – это дело школы, где дети постарше, и они могут более или менее сознательно относиться к этой задаче, не так утомляться; да и там экскурсии должны быть строго рассчитаны соответственно силам и развитию детей. 

Старшие дети в «Домах детей» за границей едва достигают семилетнего, а у нас в настоящее время, что, собственно говоря, ненормально, – восьмилетнего возраста. Даже восьмилетки – по настоящему уже школьники, конечно, рационально поставленной школы. 

Младшие дети детских садов - трехлетки; бывают дети даже моложе трех лет; большинство же четырех пятилетки. Какие задачи могут преследовать экскурсии с такими малютками? Что им показывать? Красоты природы? Памятники искусства? Сокровища музеев? Или же, как усиленно рекомендуется в настоящее время, детей надо водить на фабрики, в мастерские, прачечные, рынки и прочее, для того, чтобы познакомить их с различными отраслями труда и привить им уважение к этому труду? Достигается ли эта столь высокая и серьезная цель таким путем, особенно, когда к этому прибавляются еще приемы вроде тех, при помощи которых дети, вернувшись с подобной экскурсии, должны претворить в жизнь свои впечатления в виде различного рода так называемого детского ручного труда, т.е.  вылепить, вырезать, смастерить из всякого бросового материала, обстановку и различные аксессуары какой-нибудь мастерской, булочной, прачечной. Не говоря уже о том, что в этих «претворениях в жизнь» принимает большое участие сама руководительница, дети относятся к такому роду занятиям, как к игре. Конечно, в подобной игре нет ничего плохого, если смотреть на нее просто как на игру. Обычно ведь дети в играх постоянно подражают действиям взрослых. Тогда пусть это и будет игра, и игра свободная, т.е. пусть дети играют в фабрики и мастерские, когда у них появится желание, а не по предложению взрослых: «Давайте сделаем прачечную или булочную». 


Убеждение, что подобного рода действием, то есть, воспроизведением при помощи всякой мишуры настоящего человеческого труда, можно закрепить в ребенке впечатление виденного и привить уважение к тяжелому труду людей,  – есть ложь и лицемерие. Оно недалеко ушло от уверенности тех дам-благотворительниц недавнего прошлого, которые были убеждены, что глубоко чувствуют страдания больных детей в больницах для бедных, занимаясь дома шитьем платьиц и всяких безделушек для этих детей. В этом для них была та же пустая забава, в которую хотят превратить теперь благородное стремление детей к настоящему труду. 


О Монтессори говорят, что она игнорирует детскую игру. Быть может, никто из воспитателей не относится к детской игре с таким глубоким уважением, как Монтессори. Она оставляет игру свободной от непрошеного вмешательства взрослого. Она не рационализирует игру, ничего не преподает путем игры, она приходит к детям на помощь в игре только тогда, когда они сами зовут ее. Она знает прекрасно, что маленькому ребенку нужна игра как физически, так и психически. Физически, как всякому молодому растущему животному, психически, как человеку, стремящемуся к искусству, желанию пережить драматически все наблюдаемое вокруг себя в жизни. 

Мы видим: дети сами отделяют игру от работы, - и следуем их потребности

«Трудовое начало», о котором теперь так много говорят, никак нельзя развить в маленьких детях созерцанием настоящего тяжелого труда, запечатлеть который они не в силах по причине своего еще слишком слабо развитого сознания. Мы знаем прекрасно, что маленькие дети замечают отдельные предметы и радуются, когда они повторяются, а до целого, например, до красоты пейзажа, а также и серьезности и тяжести труда, им пока, по праву их возраста, нет никакого дела. И мы не смеем от них этого требовать, не смеем и навязывать. Мы должны, прежде всего, дать им дорасти до этой возможности. Расковырявши бутон розы, мы не вырастим розу совершенной, а просто дадим ей с большим успехом погибнуть преждевременно. Так же точно нельзя достигнуть этой цели и путем рационализации игры. 

Мы уже говорили о том, как сами дети отделяют игру от работы. Они это понимают лучше нас. И когда говорят, что ребенок совершает работу хорошо тогда, когда в ней есть элемент игры, это неверно. Мы, последователи Монтессори, убеждаемся в этом на каждом шагу. Трудовое начало у Монтессори заключается не во всем перечисленном выше. Оно заключается в той организованной обстановке свободно выбираемой детьми работы, в которой они находят ответ на свои стремления к психической организованности.  

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3, 2007
Фото: ДСК "Фасолинка" г. Ревда

Интересно? Расскажите друзьям:

Юлия Фаусек

даты жизни: 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942, Ленинград. 
Блестящий русский ученый и замечательная учительница. Страстно увлекалась идеей создания в России детских садов и школ, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори. Оставила нам в наследство немало книг, рассказывающих о становлении монтессори-педагогики в России в начале ХХ века.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Павел Шиварев

Боремся с природными кризисами или помогаем детям их преодолеть?

Елена Хилтунен

Давние летние истории из жизни учителей на озере Орилампи

Татьяна Ермолина

В ритме звуков, свободы и творчества

Валентина Михайлова

Наша школа развивается из свободных начал детей, родителей и педагогов

Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »