«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Большое итальянское приклеивание

Юлия Ельшина
Всегда интересно узнать о традиционных занятиях детей в монтессори-группах других стран.  Вот, например, в  итальянских монтессори-ясельках - нидо мы обратили внимание на необычный материал под названием «Большое приклеивание». А может ли такой материал найти применение у нас?

Готовимся к работе

Работа с природным материалом раньше происходила у нас  как-то сама собой. С прогулки всегда приносили что-нибудь  необычное. Но, оказывается, можно разнообразные предметы живой природы совместить с настоящей общей творческой работой! 

Что еще подтолкнуло нас к принятию этой идеи?  Естественное желание детей ощупывать и перебирать крупу в уголке жизненной практики. Будь то пересыпание ложкой, просеивание или пересыпание из кувшина в кувшин – маленькие детские ручки так или иначе оказываются в пиалах и кувшинчиках. Таз с пшеном выручает, но ненадолго. Еще бы! Ведь там только пшено. А ведь есть еще и чечевица, и горох, и кукурузная крупа.. И даже что-то такое совсем незнакомое под названием «маш». Решено! Изготавливаем новый материал и наблюдаем за работой с ним детей. 

Что же представляет собой наше «Большое приклеивание»? Широкий деревянный поддон, разделенный перегородками на отдельные ячейки. В них – разнообразные природные материалы: шишки, желуди, береста, солома, разные виды бобовых (чечевица, фасоль, маш), окрашенная овечья шерсть, листья, плоды, деревянные пуговки. В отдельных ячейках – подносы, клеенки, картон, баночки для природных  материалов, клей ПВА в стаканчиках-непроливайках и  кисточки. 

Первый день работы

«Ой, а что это?», «Я буду этим заниматься»…  Кто-то, увидев подготовленные подносы, клеенки, клей и кисточки, даже не нуждается в помощи взрослого. «А эти баночки зачем? Чтобы в них насыпать крупу?»

Сразу договариваемся – разные наполнители – в разные баночки. В своей работе ты можешь все смешивать. Но не забудь позаботиться о других. То, что осталось, –  аккуратно разложи. Хотя не обходится и без сюрпризов. Ведь куда краше выглядит чечевица вперемешку с фасолью, разноцветным рисом и зернышками кофе. Но правила есть правила. Тем более что сами так решили.

Наблюдаем, как работают дети

Интересно наблюдать, как работают дети разного возраста.  Те, кому еще только два
с половиной, предпочитают подойти и потрогать наполнители, трехлетки набирают большое количество природных материалов, работают молча и стараются использовать все, что было ими принесено. Четырех- и пятилетние дети, набирая материал, уже точно знают, что они будут делать, проговаривая – «А это для..», «А это будут волосы». Шестилетки предпочитают работать сосредоточенно и аккуратно, увлекая других детей своим творением.

Работа с материалом продолжается уже целый месяц. За это время мы пришли к выводу, что все это было не напрасно. Дети увлеченно взаимодействуют с материалом, получая самые разнообразные ощущения при работе с ним. Каждая  новая рабочая неделя начинается с круга, на котором мы с большим увлечением рассматриваем удивительные творения природы, собранные детьми и родителями в выходные (а как же – поддон надо регулярно пополнять запасами). Дети явно довольны, и мы тоже. Мы не ставим перед собой цели научить их чему-то – просто даем возможность наблюдать за природой, с большим интересом рассматривать каждую принесенную травинку и зернышко.  А детские папки с каждым днем все больше толстеют от  разнообразия работ. Самое главное – чтобы работа с «Большим приклеиванием» не была бессмысленным времяпрепровождением, а давала детям возможность погрузиться в удивительный мир живой природы, и, как писала автор статьи в журнале «Монтессори-клуб», мы имеем возможность помочь детям почувствовать, как обычные предметы могут превращаться в предметы искусства. 

А ведь и мы тоже увидели в работе детей, что вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл. Мы доверились природе и позволили детям  делать все, что удовлетворит их неустанную потребность в общении с ней.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (30) 2011 г.
Фото предоставлено автором

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Юлия Ельшина

монтессори-педагог, Семейный Монтессори-центр «Карандаш» г. Екатеринбург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Дмитрий Сороков

Работа, или «эту женщину может остановить только смерть»

Елена Хилтунен

Интеллект детей Монтессори выше, чем у учеников традиционного класса. Почему?

Мое руководство

Алексей Цветков

Неправильные дети или неправильные школы?

Елена Хилтунен

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »