Большое итальянское приклеивание
Юлия Ельшина
Всегда интересно узнать о традиционных занятиях детей в монтессори-группах других стран. Вот, например, в итальянских монтессори-ясельках - нидо мы обратили внимание на необычный материал под названием «Большое приклеивание». А может ли такой материал найти применение у нас?
Готовимся к работе
Работа с природным материалом раньше происходила у нас как-то сама собой. С прогулки всегда приносили что-нибудь необычное. Но, оказывается, можно разнообразные предметы живой природы совместить с настоящей общей творческой работой!
Что еще подтолкнуло нас к принятию этой идеи? Естественное желание детей ощупывать и перебирать крупу в уголке жизненной практики. Будь то пересыпание ложкой, просеивание или пересыпание из кувшина в кувшин – маленькие детские ручки так или иначе оказываются в пиалах и кувшинчиках. Таз с пшеном выручает, но ненадолго. Еще бы! Ведь там только пшено. А ведь есть еще и чечевица, и горох, и кукурузная крупа.. И даже что-то такое совсем незнакомое под названием «маш». Решено! Изготавливаем новый материал и наблюдаем за работой с ним детей.
Что же представляет собой наше «Большое приклеивание»? Широкий деревянный поддон, разделенный перегородками на отдельные ячейки. В них – разнообразные природные материалы: шишки, желуди, береста, солома, разные виды бобовых (чечевица, фасоль, маш), окрашенная овечья шерсть, листья, плоды, деревянные пуговки. В отдельных ячейках – подносы, клеенки, картон, баночки для природных материалов, клей ПВА в стаканчиках-непроливайках и кисточки.
Первый день работы
«Ой, а что это?», «Я буду этим заниматься»… Кто-то, увидев подготовленные подносы, клеенки, клей и кисточки, даже не нуждается в помощи взрослого. «А эти баночки зачем? Чтобы в них насыпать крупу?»
Сразу договариваемся – разные наполнители – в разные баночки. В своей работе ты можешь все смешивать. Но не забудь позаботиться о других. То, что осталось, – аккуратно разложи. Хотя не обходится и без сюрпризов. Ведь куда краше выглядит чечевица вперемешку с фасолью, разноцветным рисом и зернышками кофе. Но правила есть правила. Тем более что сами так решили.
Наблюдаем, как работают дети
Интересно наблюдать, как работают дети разного возраста. Те, кому еще только два
с половиной, предпочитают подойти и потрогать наполнители, трехлетки набирают большое количество природных материалов, работают молча и стараются использовать все, что было ими принесено. Четырех- и пятилетние дети, набирая материал, уже точно знают, что они будут делать, проговаривая – «А это для..», «А это будут волосы». Шестилетки предпочитают работать сосредоточенно и аккуратно, увлекая других детей своим творением.
Работа с материалом продолжается уже целый месяц. За это время мы пришли к выводу, что все это было не напрасно. Дети увлеченно взаимодействуют с материалом, получая самые разнообразные ощущения при работе с ним. Каждая новая рабочая неделя начинается с круга, на котором мы с большим увлечением рассматриваем удивительные творения природы, собранные детьми и родителями в выходные (а как же – поддон надо регулярно пополнять запасами). Дети явно довольны, и мы тоже. Мы не ставим перед собой цели научить их чему-то – просто даем возможность наблюдать за природой, с большим интересом рассматривать каждую принесенную травинку и зернышко. А детские папки с каждым днем все больше толстеют от разнообразия работ. Самое главное – чтобы работа с «Большим приклеиванием» не была бессмысленным времяпрепровождением, а давала детям возможность погрузиться в удивительный мир живой природы, и, как писала автор статьи в журнале «Монтессори-клуб», мы имеем возможность помочь детям почувствовать, как обычные предметы могут превращаться в предметы искусства.
А ведь и мы тоже увидели в работе детей, что вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл. Мы доверились природе и позволили детям делать все, что удовлетворит их неустанную потребность в общении с ней.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (30) 2011 г.
Фото предоставлено автором