«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?

Светлана Мощенникова
«От модели конкурентных отношений (между учениками, классами, возрастами) мы предлагаем перейти к модели кооперации, сотрудничества. То есть выстроить гуманистическую педагогику вокруг совместных действий, нацеленных на общий результат,  но совершаемых по личной воле. Важно не то, насколько ученик подходит для системы и критериев, а то, насколько они точны и объемны».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Идея разновозрастности

Понятно, что школа – место, куда ребенок должен идти с удовольствием. Ведь в ней он проводит большую часть жизни с 7 до 18 лет. Но мы с удовольствием идем только туда, где нас ценят, где мы понимаем свою значимость, причем не в сравнении с другими людьми, а нашу личную, персональную значимость. Мы хотим чувствовать себя успешными, принятыми, интересными не при каком-то условии, а просто потому, что мы пришли и нам есть что сказать, показать и сделать.

В нашей школе мы пытаемся создавать такую атмосферу. Нам в чем-то это уже удалось, в чем-то мы еще только начинаем двигаться к желаемому результату. Принципы монтессори-педагогики помогли нам создать разновозрастные классы, и эта особенность подхода снимает многие конкурентные отношения. Все классы находятся в общем пространстве школы, и дети могут участвовать в жизни друг друга. 

Идея индивидуальных задач

Постановка индивидуальных задач и индивидуальные образовательные траектории тоже снимают конкурентные отношения в вопросах академической успешности относительно друг друга, поскольку каждый ученик занят своим делом, которое редко совпадает с планом других учеников. Померить и сравнить личную успешность часто бывает невозможно. Да и не нужно. Фундаментальные знания, а также универсальные учебные действия, которые включены в федеральный образовательный стандарт, приобретаются ребенком в том порядке, в котором ему удобно их освоить. 

Идея проектной деятельности

Проектная деятельность, объединяющая группы детей разного возраста, помогает работать вместе над общей задачей, внося посильный вклад на каждом этапе реализации проекта. Учитель может участвовать в обсуждении, вносить предложения, организовывать возможности и предоставлять ресурсы. 

В результате, общешкольный проект может включать в себя работу разных групп и финишировать в публичной презентации результатов или в готовом продукте. 

Например, мы проводим исследования, включающие этап планирования, где дети озвучивают и фиксируют, что им хотелось бы узнать о проблеме. Выбирают средства, планируют действия, сбор информации, осуществляют, обрабатывают ее и оформляют. Если запланировано публичное представление результатов, проводится конференция с изданием сборника. Над сборником работают дети. Они обсуждают, пишут тексты, делают фотографии, рисуют и оцифровывают иллюстрации. Такие сборники – повод вспомнить, как проходил проект, возможность распространить свои открытия. Процесс издания сборника – реальный производственный процесс малой типографии, который позволяет детям пройти весь цикл работ над печатным изданием: от замысла до продукта.

Идея коллективного творчества

Большое значение имеет возможность коллективного литературного творчества. Мы с удовольствием пишем общешкольные стихотворения, выражая общее настроение от восприятия изменения погоды, событий, впечатлений. Это самое любимое занятие в «Мастерской письма», потому что результат общий и всегда удивительный. 


Вот два из последних красивых стихотворений. Одно посвящено осени, другое – зиме. 

Ветер осенний

Ветер осенний тучи 
нахмурил,
Грустные листья опали 
с ветвей.
Старенький тополь 
головку понурил, 
С мокрой дороги снесло 
голубей.
Ветер, любимый, что же 
ты злишься?!
Хоть на минутку утихни, 
прошу!
Силу ослабь, и ты 
удивишься...
А ветер ответил: 
«Я грусть уношу!»


Песня зимних колокольчиков

На землю снег 
ложится нежно, 
И сани весело летят. 
В лесу волшебном 
чудноснежно, 
И колокольчики звенят!
Они поют о хитрых 
зимних стужах,
О белых пчелах, детях 
на катке, 
Январских ветрах 
и стеклянных лужах, 
Красивой даме 
в пуховом платке!

С такими работами мы всегда знакомим родителей через выпуск сборников либо через публикацию в газете, которая выходит каждый месяц тиражом 150 экземпляров. 

Идея индивидуального темпа и коллективной включенности

 В соположенности индивидуального темпа и коллективной включенности возникает осознанность обучения, так как каждый раз, задумываясь над своей личной задачей, ее нужно, во-первых, спланировать, во-вторых, удерживать, в-третьих, искать средства для решения, в-четвертых, оценить самостоятельно, удалось ли ее решить, и довести дело до финала. Если нет, то каким-то образом продолжить работу, отказаться или обратиться за помощью к старшим. Каждый раз самостоятельно поставленная задача мотивирует ребенка к решению, так как она поставлена изнутри, а не навязана извне. 

В групповых формах работы ребенок учится понимать, что от его вклада зависит общий результат. Мы постоянно наблюдаем, как в этом случае общая задача присваивается и становится личной. 

Безусловно, совместное творчество, групповые и общешкольные проекты помогают каждому ребенку понять свой вклад. Важно при рефлексии дать каждому из ребят обратную связь о его вкладе в общий результат. Это общее обсуждение, в котором важно задать тон на положительное подкрепление и конструктивные предложения. Таким образом, ребята получают ответ на свой главный запрос к обществу в возрасте от 6 до 12 лет. Общество говорит ему: «Это невозможно без тебя!», «Ты значим, ты ценен и востребован каждую минуту жизни». 

С одной стороны, кажется, в такой работе интерес может увести ребенка далеко от школьной программы. А сегодня, когда в силу вступают всероссийские проверочные работы уже в четвертом классе, родителей беспокоит, как ребенок, такой самостоятельный и открытый для совместной работы, удерживающий учебную задачу и обладающий огромным опытом публичных выступлений, сможет справиться с тестами, разработанными для обычных школ? Каким образом в его жизнь войдет та самая фундаментальная предметность, которую можно измерить тестами?

Как это происходит в монтессори-школе?



В монтессори-школе фундаментальная предметность задана дидактическими материалами для соответствующего возраста. К ним можно обращаться снова и снова, если это необходимо. Привлекательные и интересные материалы, по сути, те же учебники, только «вывернутые наизнанку», позволяющие не просто читать и осмысливать учебный материал через текст, но и руками чувствовать его. 

Обычные программные учебники имеются у каждого ученика, но они стоят в одном ряду с другими источниками информации: монтессори-материалами, интернетом, энциклопедиями. А что именно делать и в каком порядке эти источники использовать, ребенок выбирает сам. Вся программа представлена в маршрутном листе – документе, который в начале года выдается на руки ученику и сопровождает его до конца года. 

Приходя утром в школу, ребенок планирует свою деятельность самостоятельно, если затрудняется, может обратиться к старшему или учителю. Выбранные на рабочий день занятия ученик заносит в специальный лист и приступает к свободной работе в среде. 

Учитель – это человек, который связывает ребенка со средой через презентации и меняет, трансформирует среду в соответствии со своими наблюдениями учебной жизни детей.

Ребята в нашей школе ежедневно читают, работают в лаборатории, в мастерских, посещают групповые уроки (тематические круги), объявленные учителем в его плане на неделю. Записаться на занятия в кругу к учителю – это особый вид занятости: нужно не только решить, какой круг тебе нужно выбрать, в чем ты не особенно силен, но и решить, какой из них важнее в данный момент, особенно если два и более круга тебе интересны в равной степени. 


В нашей школе учитель не ставит отметок. У нас создана в соавторстве с детьми система накопления баллов. За выполненное задание, если оно сделано без ошибок, дается высший балл – 10. Если с одной или двумя ошибочками – 9, потом 7 и так далее. Критерии выставления баллов в этом случае прозрачны и понятны. Ребенок заносит в свой лист баллы, суммирует их и к концу недели понимает, необходимо ли ему еще работать в классе или взять материал домой, чтобы добрать баллы на нужную ему оценку, либо его устраивает такое положение вещей. Отметки учитель, предварительно обсудив результат с учеником за неделю, выставляет в обычный школьный журнал, поскольку это необходимо для ведения школьной документации и соответствует запросам родителей к школе. В первом и втором классе у нас действует безотметочная система, которую нам бы хотелось распространить на всю ступень начальной школы. 

В конце рабочего дня, перед прогулкой, классы собираются у своего куратора, с которым обсуждают, что из запланированного удалось выполнить, а что нет. Обсуждаются причины и решение, что делать с невыполненным заданием. Это помогает ребятам оценить свои силы, если запланировано много, а времени хватило только на часть заданий или если материал был взят на самостоятельное изучение, но приходилось несколько раз обращаться за помощью, а можно было записаться на круг по этой теме, и он проходил именно сегодня. 

Такая ежедневная рефлексия помогает ученикам осознанно подходить к процессу обучения, самостоятельно корректировать свой подход к работе, самостоятельно оценивать свой труд, осознавать свои дефициты и пути их преодоления. 

Учитель, точнее четыре учителя, всегда рядом, к ним можно обращаться с любым вопросом, обсудить любые темы: от учебных заданий до личных переживаний. Со стороны учителя ребенок будет принят в своей уникальности, выслушан, и в большинстве случаев этого бывает достаточно.

Три условия образования

Мы пытаемся обеспечить три условия образования, которые сегодня можно рассматривать как взаимодополняющие и необходимые в становлении современного выпускника начальной школы: это фундаментальная предметность, проектность и осознанность, ведущая к принятию самостоятельных решений. Все три условия предъявляются к школе современными тенденциями развития общества: 

1. Одновременный разноплановый поток информации, которая поступает к нам из разных источников. (Уже в школе для детей становится привычным работать с разными источниками информации в процессе приобретения фундаментальных знаний.)

2. Необходимость делегировать и работать в команде и публично представлять результат. (В школе на развитие этих компетенций направлена проектная деятельность и возможность работать над заданием в паре или группе.)

3. Умение оперативно выбирать актуальное из обширного. (В школе – это развитие регуляторных компетенций, которыми ребенок овладевает в процессе ежедневного планирования, отслеживания и самостоятельного оценивания своей учебной деятельности, это осознанность.)

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.
Фото предоставлено автором

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Светлана Мощенникова

директор НОУ «Монтессори-школа», к.ф.н.
г. Барнаул

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Жанна Ухина

Наш словарь речевых модулей

Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Марио Монтессори

О свободном самовыражении детей

Беатриче Борри

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки

Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »