Почему монтессори-классы такие большие?
Тим Селдин
О чем спрашивают родители, записывая своего ребенка в класс сад или в школу? Они спрашивают, сколько детей там приходится на одного педагога, полагая, что, чем меньше, тем лучше. Но в монтессори-педагогике все наоборот: чем больше детей разного возраста в классе - тем лучше. На чем основано такое положение дел?
Перевод с английского Надежды Смирновой
35 детей - много это или мало?
Монтессори-класс, особенно для малышей, многим родителям может сначала казаться очень большим. Каждый класс обычно состоит из 25 - 35 детей двух-трех возрастов, примерно поровну девочек и мальчиков каждого возраста. Преподает в монтессори-классе обычно полностью обученный и сертифицированный монтессори-педагог, которому помогает один (или больше) ассистент. Бывает, что работают два монтессори-педагога, возможно, тоже с ассистентом.
Классы в монтессори-школе обычно соответствуют этапам развития ребенка: группы для младенцев (от рождения до 18 месяцев), для малышей (от 18 месяцев до 3 лет), дошкольники (от 3 до 6 лет), ранняя начальная школа (от 6 до 8 лет), старшая начальная школа (от 9 до 11-12), средняя школа (от 12 до 14), старшая школа (от 15 до 18). От уровня к уровню программа и учебный план логически и очень последовательно расширяются.
Родители и традиционные дошкольные педагоги всегда начинают сомневаться по поводу больших и разновозрастных монтессори-групп. Традиционно дошкольные учреждения борются за маленькие группы, предметом их гордости является соотношение количества детей к количеству педагогов, равное пяти к одному. Поэтому, естественно, родители удивляются и недоумевают, почему монтессори-группы такие большие.
Ответ заключается в принципиальном различии наших взглядов на то, как лучше всего можно помочь ребенку учиться. Традиционно родители и педагоги рассматривают учителя как источник знаний. И чем меньше учеников приходится на одного учителя, тем больше времени он сможет им уделить, значит, тем лучше результат обучения. Однако многочисленные исследования показывают, что размер класса сам по себе, будь он даже четыре ученика на одного педагога или аж сорок детей в одном помещении, не влияет на эффективность обучения. Любой взрослый, имевший дело хотя бы с пятью - десятью детьми знает, что все они очень разные. Каждый ребенок - отдельная личность, со своими требованиями, ожиданиями, мнениями, интересами, возможностями и потребностями. В традиционном классе работает педагог с десятью или с тридцатью детьми, большую часть времени он проводит, разговаривая со всем классом сразу, либо работая с одним-двумя детьми, в то время как остальные слушают или дремлют с открытыми глазами. Учительское время - это очень ограниченный ресурс. Наиболее эффективные педагоги преуспели не потому, что у них маленькие классы, а потому, что они нашли по-настоящему работающие стратегии обучения. Эти стратегии позволяют педагогу, неважно, что именно он преподает, индивидуализировать процесс обучения, облегчить его для всего класса, в то время как они сами сосредотачивают свое внимание на нескольких детях.
Родители и преподаватели иногда мечтают об обучении один на один. Но для трехлетнего ребенка лучшим учителем зачастую бывает не взрослый, а другой ребенок, может быть, только чуть-чуть постарше, но что-то умеющий делать лучше. Такой процесс обучения полезен для обоих: и для “наставника”, и для младшего ребенка. В этой ситуации педагог не является центром, вокруг которого строится обучение.
Все дело в умной среде класса и в организации ученья
Больший размер группы в монтессори-классе смещает акценты и поощряет детей учиться друг у друга. При наличии достаточного количества детей в каждой возрастной группе, все ученики найдут себе партнеров, подходящих по уровню развития. Таким образом, возможности хорошо подготовленного (а значит, и хорошо оплачиваемого!) монтессори-педагога реализуются гораздо более полно, чем это происходит в большинстве школ с мало оплачиваемыми учителями. Также мы должны помнить, что классная комната Монтессори - тщательно подготовленная развивающая среда, заполненная привлекательными автодидактическими образовательными материалами. Они позволяют детям работать самостоятельно, независимо от учителя и от других детей. И ни одна другая школа, полностью зависящая от учебников, не может добиться такого.
Монтессори-классы обычно охватывают два или три возраста. Это позволяет младшим постоянно тянуться за старшими. А старшие, в свою очередь, взрослеют и становятся более ответственными. Ученики не только учатся друг “с” другом, но и друг “от” друга. Некоторые родители волнуются, что старшим детям будет не на кого равняться, что они не будут развиваться. Они тревожатся, что младшие дети поглотят время и внимание преподавателей. Или наоборот, что важность выполнения программы детского сада выпускниками помешает педагогам предоставить 3-4-летним малышам эмоциональную поддержку, в которой они нуждаются. Оба беспокойства возникают от недостаточной информированности. Работа в одном классе в течение двух или трех лет развивает у ребят сильное чувство общности с их одноклассниками и преподавателями. Разница в возрасте позволяет также одаренному ребенку находить себе близких по интеллектуальному развитию и не испытывать эмоционального дискомфорта.
Сознательно объединяя детей в большие разновозрастные группы, мы создаем еще и удивительные отношения между сверстниками, между старшими и младшими, а также между детьми и педагогами. Это очень тесное сообщество, в которое включаются еще и родители. И оно приобретает особую устойчивость, потому что две трети детей возвращаются в этот же класс и на следующий год, и только треть из них переходит в класс следующего уровня.
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.