О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2
Мария Монтессори
Реформа основной школы состоит в том, чтобы дать подросткам экономическую независимость, способность побеждать. Речь идет о создании экспериментальных школ общественной жизни («Ecole Experimente de Vie Sociale»). И такая независимость обязательно должна иметь убедительную практическую ценность. При этом психология подростка такова, что требует больше приносить пользу людям, чем служить собственному материальному благосостоянию. Подростку гораздо важнее достичь своей финансовой независимости и приносить пользу людям, чем знакомиться в классе лишь экономической наукой. То есть речь идет о том, чтобы подростки заняли правильное положение в обществе и зарабатывали деньги своим собственным трудом.
Отрывок из книги Мария Монтессори «Космическое воспитание» в изложении Паула Освальда и Гюнтера Шульц-Бенеша Изд. «Herder» (Германия), 1988
Интернет-перевод с немецкого языка на русский в редакции Е. Хилтунен
От упражнений жизненной практики у малышей к концепции исполнения несложных социально значимых работ у подростков
Работа, о которой мы говорим, должна выполняться подростками без мысли о конкуренции и вызывать качества личности, которые позволяют расти таланту и увлечениям за пределами обычного учебного заведения. Такая концепция включает в себя общий принцип: считать, что сама работа, которой человек посвящает себя, имеет гораздо большее значение, чем тот или иной ее вид. В каждой работе есть свое благородство. И единственное, что в этом смысле недостойно человека - жить без работы. Неизбежно будет происходить оценка труда во всех его проявлениях. Человек должен понять, будь он обыкновенным рабочим или специалистом интеллектуального труда, что эти два пути дополняют друг друга и в равной степени являются необходимыми в цивилизованном мире.
Такая концепция естественного воспитания аналогична известной и практикуемой с 1837 года в некоторых средних школах и университетах Америки концепции «Самопомощь», которой мы обязаны Мэри Лайон. Но цель «Самопомощи» заключалась в предоставлении бедным студентам возможности продолжить учебу и одновременно зарабатывать деньги собственным трудом, освободив их от зависимости от ограниченных грантов. Этот проект мог реализоваться самими школами. То есть школа, которая учит самопомощи, сама платит, контролирует и защищает учеников. Работу можно было получить в самой школе, или вне школы. Но тогда у школы должны существовать договорные отношения с организацией работодателем. Такая школьная концепция довольно широко распространилась в США, она развивалась, и опыт увенчался успехом. «Самопомощь» предоставила два доказательства своей жизненности.
1. Ее большое нравственное значение состоит в том, что она сокращает чувство инерции, встречающееся у молодых людей, остающихся пассивными в своих семьях, и придает ценность их собственным способностям и навыкам, заставляя быть расчетливыми, чтобы доказать, что они способны принимать полноценное участие в жизни общества.
2. Концепция «Самопомощь» доказывала, что материально обеспеченная работой жизнь подростка не задерживается учебой, а, наоборот, способствует ее приближению. Интересно, что, как правило, школьники вынуждены укрываться в «Самопомощи», чтобы добиться наибольшего успеха в учебном заведении. Такой успех поддерживает наше утверждение о том, что важность производительного труда, обеспечивающая молодому человеку экономическую независимость, прекрасно передается этой независимой концепцией и является общим принципом социального воспитания человека в возрасте после 12 лет.
В настоящее время подросток выпускается в социум без какой бы то ни было предварительной подготовки. Ему приходится использовать свой собственный опыт без посторонней помощи. Это опасная потеря энергии. В то же время накопление опыта с помощью школы через ряд несложных работ, предложенных с определенной целью, может стать отдыхом от учебы. Более того, его можно рассматривать как развитие, как упражнения жизненной практики, которые были у маленьких детей. В наших «Домах детей» трехлетки учатся вытирать пыль, сушить белье, убирать и сервировать стол, расстилать скатерть, мыть посуду и т. д. В то же время они учатся быть аккуратными, принимать душ, причесываться, купаться, самостоятельно одеваться и раздеваться, развешивая одежду в шкафу или укладывая ее в ящик, чистить обувь и т. д. Эти упражнения являются частью нашего образовательного метода и не зависят от социального положения учеников. Дети из обеспеченных семей, привыкшие дома быть окруженными взрослыми, исполняющими свою часть обучения жизненной практики, когда приходят в наши «Дома детей» получают настоящий взрыв независимости по отношению к любой бесполезной словесной помощи, которая подавляет их активность и мешает использовать собственные ресурсы. Они становятся теми независимыми детьми, которые начинают писать в 4 года, спонтанно учатся читать и показывают невиданный прогресс в арифметике. Об этом свидетельствуют исследования раннего интеллектуального развития этих детей.
Жизнь на свежем воздухе, солнце и с пищей, богатой витаминами
В сложный период созревания лучше всего, если семья подростка жила бы в сельской местности в тихой обстановке упражнений на лоне природы. Там на первом месте должен быть свежий воздух, индивидуальный уход и здоровое питание. И опять-таки условия организации учебы и работы должны быть в центре воспитательного процесса. Подобная теория, кстати сказать, основана на уже известном опыте и была широко опробована во всем мире. Строительство средних школ-кампусов далеко от больших городов в сельской местности или в небольших городках пройдя долгий путь, возвращается в современную жизнь. Подобные учреждения процветали в большом количестве в Англии для всех, даже привилегированных, слоев общества (Итон, Харроу и др.) и встречаются до сих пор в университетах Оксфорда, Кембриджа и др. Такие школы пользуются в Англии и США таким успехом, что вокруг них выросли целые городки. Жизнь на свежем воздухе, солнце и с пищей, богатой витаминами с соседних полей, является ценным помощником для растущего организма подростка, живущего в окружении тишины и спокойствия, а чудеса природы удовлетворяют потребности его ума, поощряя к размышлению и медитации. Кроме того, в кампусе ритм жизни совмещен с общественными интересами подростков, так как производство должно приносить прибыль.
Наблюдение за природой – это не только обогащение разума философскими и научными терминами. Оно также закладывает основу многих социальных переживаний, которые связаны с изучением цивилизации в целом и человеческой культуры в частности. Таким образом создается особая суперконструкция, которая означает единство работы на земле и экскурсию в природу и культуру. В работу с землей входит также постоянный курс изучения естественных наук, общества и истории. И в то же время подростки знакомятся с фундаментальным социальным механизмом производства и обмена товаров, на котором держится экономическая основа общества. Такой тип учебной работы переносит подростков прямо в сердце социальной жизни.
Если мы назовем такую концепцию «Дети земли» (les Enfants äla Terre), то будем правы, так как она на самом деле о детях, которые вторгаются в человеческую культуру с начала своего подросткового возраста – исторической стадии развития, когда народы Земли стали оседлыми и началась эра мира и прогресса, хотя кочевники, варвары и воины остались. Таким образом создаются подростковые школы, а точнее дома на земле или в маленьких городках, которые предоставляют подросткам условия приобрести социальный опыт и дать им шанс большей свободы, чем в их семьях.
Для подобной организации подростковой школы необходимы разные виды возможностей трудоустройства. Частичная реализация программы может привести к неудаче. В то же время школа обычно включает кампус, магазин и, часто бывает, ферму. На современной ферме можно производить немало научных и ручных работ, она дает возможность реального производства, учит обмениваться и взаимодействовать с обществом, установить прямые контакты посредством бизнеса или магазина. Если к этому добавить кампус, то подросткам уже в школе будет предоставлена возможность познакомиться и с подобными общественными предприятиями. А так как школьный дом приглашает и мальчиков, и девочек одновременно, им должна управлять супружеская пара, которая помимо материальных обязанностей, будет исполнять моральную и защитную роль в жизни подростков. Это будет семейный дом.
Вовлекая молодых людей в участие и управление таким школьным домом, мы даем им гарантию получения опыта в различных видах бизнеса, начиная с его материальной и общественной организации, кончая надзором и финансовым контролем. Когда маленькие дети доказали нам, что они способны содержать свой дом в чистоте и порядке, готовы подавать на стол еду, мыть тарелки и стирать белье, мы поняли, что это и подросткам облегчит задачу брать на себя ответственность и учиться управлять. Кстати, это и есть настоящий бизнес и для него надо создавать специальные условия.
Школьный кампус (l’habitation-hotel) может распространиться не только на конкретную школу, но и на гостей большого города. Или превратиться в выездной сельский лагерь и способствовать экономическому балансу школьного учреждения. Кампус будет построен в современном архитектурном стиле. Подростки будут свободны в выборе своего трудоустройства, примут участие в разработке и исполнения художественного дизайна дома.
Наконец, еще один социальный институт, основанный на накоплении опыта подростков, который предстоит создать, это магазин или офис. Он позволит школьникам привозить сюда и продавать продукты со своего поля или из сада, а также их собственные изделия и, возможно, работы других людей. Также тут можно будет приобрести изделия ремесленников, которым нет места в обычной торговле промышленными товарами. Разумеется, школьная торговля должна иметь свои особенности и мудро сохранять традиции прошлого, где каждый мог выразить личный талант в своем произведении и предложить его поклонникам и покупателям. Такой магазин, возможно, будет представлять собой своеобразную историческую реконструкцию, например, ожившей средневековой лавки, которая была в то же время и центром встреч, и своеобразным символом веселья. Это было своего рода учреждение мелкой торговли, где между людьми происходил также и обмен новостями и мыслями, - то есть торговая лавка была частью общественной жизни в целом. Обычай совмещать бизнес с дружбой и установлением личных контактов – это воспоминание о прошлом. Но оно заслуживает внимания и в современном мире. Его можно и нужно возродить в новом качестве. Магазин гениально дает подросткам введение в торговлю и оборот, он учит искусству замечать и удовлетворять потребности людей, а также вести точный и строгий учет.
Наш учебный план позволяет строить личность в социальных условиях момента
Невозможно априори предложить одну для всех детально проработанную программу содержания образования в подростковой школе. Мы можем дать только общее представление о такой программе и выстроить ее примерную структуру. Прежде всего она должна опираться на естественный опыт детей конкретной школы и на этап ее развития. В наших школах мы не пользуемся традиционными методами обучения, если речь идет именно о приобретении знаний. То есть реформа распространяется и на методы обучения. Наш учебный план позволяет в первую очередь строить личность в социальных условиях момента. Но в то же время этот план не ограничивается обучением специальности, которая обеспечит подростку «хорошее положение» в будущем. Потребность в специализации у подростков огромная, и ее можно рассматривать как желанное средство вхождения общество, но не как мишень, ради которой пришлось бы пожертвовать развитием личности, ответственностью за происходящее и чувством общности.
Важны два принципа:
1. Для того, чтобы отдыхать, не обязательно уходить на каникулы - произойдет лишь потеря времени и нарушится непрерывность жизни. Нам требуется лишь расслабиться через разнообразие занятий и чередование видов деятельности для удовлетворения интересов.
2. Учебный план соответствует потребностям интеллекта. Следовательно, если устроить так, чтобы психологически он соответствовал природе индивидуума, то он не только сам по себе снимет умственную усталость, но и усилит духовное развитие и регенерацию человека в целом.
Мы уже продемонстрировали, как эти два принципа проводится в наших Домах детей. Мы видели детские исследования и работу, которая не вызывает усталости, но укрепляет волю и концентрацию внимания до такой степени, что дети без устали готовы ее продолжить, даже, когда возвращаются из школы домой. Во время нашей первой попытки дети приходили к нам в 8 часов утра и снова уходили домой в 6 часов вечера. И они хотели взять с собой материал из школы, чтобы иметь возможность продолжить свою работу дома. У подростков вы обязательно встретите такой же энтузиазм. Но для того, чтобы добиться такого результата, необходимо поддерживать природу ребенка, удовлетворяя особые потребности любого возраста. Опыт должен быть прежде всего!
Наша учебная среда способствует свободному выбору занятий подростков
Под моральной заботой мы понимаем упражнения в отношениях между подростками и взаимодействие подростков с воспитателями. Учителя должны сохранять большое уважение к молодежи, понимая, что в детской душе спрятаны великие ценности. В душе этих мальчиков и девочек живет вся наша надежда на будущий прогресс человечества. Они станут судьями настоящего. В тайне юности заключается сокровенное предназначение людей. Если социальный прогресс через поколения будет реализован, развитие этих детей, как только они вырастут, окажется выше развития их нынешних учителей.
В каждом молодом человеке можно найти символ Иисуса. Тот, кто, не забывая о своих мудрых родителях, чувствовал свою связь с Отцом, который дал ему земное рождение, будет поражен его мудростью. Однако будем помнить, что «Иисус подчинялся своим родителям и послушно трудился, пока готовился к своей будущей миссии». Уважение необходимо. Но иногда к молодым людям можно относиться как к детям: будто их способности больше, чем есть на самом деле, и не обесценивать их, оскорбляя в то же время и чувство собственного достоинства. Вы должны дать подросткам достаточно свободы, чтобы они могли действовать по собственной инициативе. Но давайте создадим и условия для предоставления им свободы творчества. При этом индивидуальная свобода каждого, чтобы быть плодотворной, должна быть ограничена и подчинена определенным правилам. Эти ограничения и правила будут соблюдаться всем учреждением, чтобы не создавать у подростков впечатление, что они невежественны и не могут себя дисциплинировать. Так же, как материал младших детей имеет правила использования, чтобы быть необходимым и достаточным для поддержания порядка и обеспечения прогресса, так и школа для подростков должна быть организована таким образом, чтобы ее ученики впоследствии адаптировались к любой среде, в которой окажутся. Такая адаптация превратится в манифест труда, источник социальной гармонии, ускоренного индивидуального прогресса. Наша учебная среда способствует свободному выбору занятий подростков. Мы стремимся избегать траты их времени и энергии, преследуя свои взрослые предпочтения. В совокупности всех этих предпосылок возникает особая добровольная дисциплина, которая является дисциплиной индивидуальной свободы и ведет к жизненному успеху. Важно обеспечить такой порядок жизни, в котором учебные действия следуют друг за другом в течение дня, и школьник учится сам выбирать момент, когда их надо сменить. В дополнение к активным занятиям необходимо принять во внимание потребность подростков в уединении и покое.
Уход подростка за своим телом требует особого внимания. Он обусловлен физиологическими условиями юношества. Подростки переживают кризисный период, когда созревают все железы внутренней секреции (toutes lesangeles endocrines), а через них весь организм. Тело растет быстро, но не равномерно. Отсюда и функциональное несоответствие жизненных ритмов. В первый период взросления сильно растут ноги – гораздо быстрее, чем верхняя часть туловища и, следовательно, быстрее, чем грудная клетка. Это приводит к сердечной и легочной недостаточности, вызывающей учащенное сердцебиение и снижение сопротивляемости легких. Сила мышц тоже растет не пропорционально росту, сгибанию и разгибанию ног. Физическое созревание можно разделить на три периода.
1. Сгибание и разгибание ног.
2. Развитие верхней части тела, особенно груди.
3. Развитие мышечной силы.
А поскольку эти превращения происходят через короткие промежутки времени в два основных подростковых года надо следить за физическим состоянием подростка, проводить замеры его тела, периодически проверяя сердце и легкие, даже когда он выглядит совершенно здоровым.
Особого внимания заслуживает рацион его питания. Питание должно быть обильным и наполненным витаминами, но в этот период лучше без мяса, а с большим количеством овощей, фруктов, яиц и молочных продуктов, которые всегда сохраняют свою ценность. Собранные в огороде и в саду свежие овощи и фрукты, - настоящее сокровище. А вот завядшие овощи и искусственно созревшие в теплицах фрукты, которые часто покупают в городских магазинах, имеют недостаточную пищевую ценность. Такие продукты как алкоголь и табак, должны быть полностью запрещены. А вот сладости необходимо включать в рацион, так как сахар является ценным питательным веществом, почти столь же важным для подростков, как и для младенцев. Жизнь на свежем воздухе и на солнце, ванны и плавание следует практиковать как можно чаще, почти как в санатории. Долгие легкие походы по ровной местности или лесистый морской пляж для подростков предпочтительнее высоких гор, где от волнений бьется сердце. Ведь они находятся на такой стадии роста, когда грудная клетка недостаточно развита и может перенапрягаться.
Фото с сайта hershey-montessori.org