Здесь мы не подталкиваем детей
Дебора Джексон
Для чего родители приводят детей в монтессори-детский сад и в монтессори-школу? Чем, по их мнению, монтессори-образование отличается от традиционного? А по вашему мнению? Совпадают ли наши цели? А как насчет целей ребенка?
Каждый дюйм комнаты был занят детьми
Недавно я взяла с собой подругу в монтессори-школу. Школа работала в стесненных условиях: ждали разрешение на более просторное помещение. Но атмосфера в этих двух временных комнатах была образцово монтессорийской.
Было маловато пространства, как для детей, так и для персонала. К тому же здесь размещались еще и компьютерное оборудование, и... кролик. Несмотря на это, все обычные монтессори зоны были устроены тщательно. Каждый дюйм пола был занят детьми, работающими на ковриках, и за столами.
В этой знакомой, творческой обстановке я почувствовала себя сразу же как дома, но моя подруга была удивлена. Когда мы уехали, она призналась, что концентрированная детская деятельность показалась ей действующей на нервы. “Это неестественно для детей – быть настолько тихими", - говорила она. «И где они бегают?» Конечно, большое удовольствие - бегать на открытом воздухе, и оно появится, когда будет новый участок. Но сейчас дети приспособились к непростым условиям работы и свыклись с ними.
Я согласилась с моей подругой, что для детей было бы неестественно работать так старательно, так сосредоточенно, так спокойно, если бы такой способ работы был навязан им. Но я объяснила, что очевидная серьезность монтессори-класса достигается не принудительно. Она исходит непосредственно от детей.
Действительно, это был единственный путь, идя по которому школа, работающая практически в условиях кризиса, могла выжить. Представьте себе – попытаться искусственно ввести правила сохранения тишины и порядка для двадцати маленьких детей в переполненной комнате, и не получить даже намека на восстание!
Лучшая аналогия такому навязанному контролю, которую я могу предложить как родительница, – это то, что я называю «эффектом вечеринки»: загоните десять или больше мальчиков в тесную гостиную и забавляйте их в течение двух часов или больше. Рано или поздно кто-то оказывается в слезах, и чаще всего этот кто-то – я.
Это один из парадоксов современного воспитания и образования – мы часто занимаемся ими в тесных помещениях и все же надеемся, что сумеем поддерживать высокий уровень контроля. Я не верю, что возможно организовывать детей и управлять ими долго без подавления их естественной энергии. Но создайте хорошую обстановку и предоставьте необходимую долю независимости, и дети смогут организовать себя сами.
Атмосфера серьезности, которую обнаружила моя подруга, типична для монтессори-класса, хотя интенсивность работы не подразумевает отсутствие радости и веселья. И в то время, как моя подруга была изумлена увиденным, большинство родителей вообще не считает класс спокойно концентрирующихся детей чем-то особенным.
Присмотр или образование?
Учтите то, что многие родители сознательно ищут, выбирают ясли или садик для своих детей. Игровые группы обычно воспринимают как место, где дети будут скорее «присмотрены», чем «образованы», хотя некоторые родители выбирают их ради возможностей свободной игры и социализации.
Монтессори-школы предлагают намного больше, чем просто присмотр. Но в то время как они предоставляют ребенку новые степени свободы, немногие из родителей выбирают путь Монтессори ради этого пути, освобождающего ребенка и предоставляющего ему новые возможности. Что родители замечают – так это аккуратные полочки, вежливых детей, атмосферу сконцентрированной работы, и возможность научиться читать, писать и считать раньше пяти лет.
Некоторые родители наслышаны о «работе», которую в монтессори-классе поощряют с самого начала, и многие предпочитают слово «работа» слову “игра”. Родители говорят между собой о поразительных «результатах» и о превосходстве монтессори-детей над сверстниками при поступлении в школу. Иногда подход Монтессори называют «научным», что особо импонирует некоторым папам.
Моя подруга отнеслась с подозрением к монтессори-классу по тем же самым причинам, по которым он кажется привлекательным большинству родителей. И я выяснила, разговаривая с родителями и персоналом монтессори-школ по всей стране, что многие родители сильно заблуждаются.
Выбор, ради результата
Истинная идея монтессори-школы не подразумевает выполнения какой-либо заданной цели, подобно, например, тому, чтобы научиться читать к некоторому возрасту. Может показаться, что монтессори-класс организован в интересах взрослых, для более успешного управления детьми, но мы знаем, что он устроен полностью для удобства ребенка. Даже атмосфера серьезности – не привнесенный извне эффект, а следствие мира и спокойствия внутри ребенка.
Родители часто выбирают монтессори-образование ради его результата. Они хотят иметь возможность демонстрировать своих детей и говорить: «Смотрите, что я смог из них сделать». Их не впечатляет тот факт, что дети все время заняты саморазвитием. Они редко способны оценить часто невидимый процесс открытия мира, который они не могут измерить или показать соседям.
Потом происходит конфликт недопонимания между родителем и школой. Школьному руководителю, должно быть, трудно отвечать предполагаемым родителям, которые желают слышать только о скорости чтения и дисциплине. Должно быть, трудно описать идеал М.Монтессори, по которому наблюдение выше, чем принуждение; важно, чтобы ребенок развивался в своем собственном темпе и становился учителем для самого себя.
Но если дух монтессори-сада не ставить на первое место, то становится все труднее и труднее внушить родителям, что, отдавая ребенка в монтессори-школу, они не обязательно получают «пропуск к отличной успеваемости». Именно поэтому меня иногда просят прийти и в качестве человека постороннего поговорить с родителями о том, как я понимаю педагогику Монтессори.
Я говорю им, конечно, что их «академические ожидания» для своих детей, действительно, могут быть оправданы в монтессори-классе. Дети, обученные по методу Монтессори, часто и дальше продолжают писать и читать лучше своих сверстников (обученных по обычной методике). Но это ещё не всё.
Родители иногда начинают ерзать на месте, когда слышат о том, что ценность «трёх Rs» (чтение, письмо, арифметика – по-английски, reading, (w)righting, (a)rithmetic), отходит на задний план ради чего-то, называемого “работой “. Но эта работа оказывается какой-то подозрительно спонтанной и приятной. Они задаются вопросом, что Мария Монтессори хотела сказать, когда она говорила об учителе “ без стола, без власти, почти без обучения...“, и они выражают озабоченность относительно окружающей обстановки, столь соответствующей познавательному энтузиазму ребенка, что весь остальной мир уступает в сравнении с ней.
Сататья из журнала "Монтессори-клуб" № 9, 2007
Фото: из архива журнала
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.