Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!
Екатерина Хилтунен
Вот ведь какая сейчас пошла мода: детский сад и школа должны постоянно учить родителей, как надо обращаться с детьми. Проводятся лекции, тренинги, родительские конференции... А на самом деле родителям хорошо бы просто уделить персональное внимание. Выслушать и ответить на их вопросы. Так до сих пор в соответствии с законом о дошкольном воспитании делается, например, во всех детских садиках Финляндии.
Договор педагогов детского сада и родителей об уходе и воспитании ребенка.
Прежде, чем приводить ребенка в детский сад, просим вас, дорогие родители, подумать и ответить на несколько вопросов. Это важно, так как теперь мы будем вместе осуществлять уход за Вашим ребенком и его воспитание.
Часть 1
1. Приход в детский сад и уход из детского сада
Когда я привожу ребенка в детский сад, я надеюсь, что….
Когда я забираю ребенка из сада, я надеюсь, что…
2. Чистота, уход за здоровьем и гигиена
Как обстоят туалетные дела малыша?
Умеет ли он самостоятельно чистить зубы? Надо ли его этому учить?
К чему Ваш малыш чувствителен? На что у него аллергия?
Даете ли Вы ему лекарства, если он недомогает?
Что мы должны делать, если Ваш ребенок в детском саду заболеет?
Куда Вам сообщить, если с ним произойдет несчастный случай?
3. Еда
Завтракает ли Ваш ребенок дома или Вы хотите, чтобы он завтракал в детском саду?
Надо ли ребенка кормить с ложки или он справляется с едой самостоятельно?
Есть ли у ребенка специальные предпочтения в еде? Ритуалы?
Можно ли ему есть сладости и в каком количестве?
4. Необходимость отдыха и сна днем
Нуждается ли Ваш ребенок в дневном сне и спит ли он дома?
Хотите ли Вы, чтобы он спал днем в детском саду?
Есть ли у ребенка ритуалы, связанные со сном?
5. Одевание
Умеет ли Ваш ребенок одеваться сам или он нуждается в помощи взрослого?
Потеет он или мерзнет?
Не забудьте, пожалуйста, подумать об одежде ребенка внутри детского сада, на улице, специально об одежде и обуви для дождя.
6. Прогулки и спорт
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок ежедневно гулял?
Пользуется ли Ваш ребенок коляской при продолжительной прогулке?
Есть необходимость заниматься с ним спортом?
7. Самостоятельность
Как Вы оцениваете самостоятельность ребенка? В какой помощи взрослого он, наверняка, нуждается?
8. Собственные желания ребенка
9. Другое, что Вы хотите объявить
Например, когда Вы будете забирать ребенка или приводить. Как вы будете действовать в непредвиденных обстоятельствах.
Часть 2
1. Детские чувства
Как Ваш ребенок выражает свои чувства?
Как Ваш ребенок будет действовать в случае, если его обидят?
В какой поддержке и помощи Ваш ребенок нуждается?
2. На что обратить внимание
Важные люди в жизни Вашего ребенка.
Насколько общителен Ваш ребенок?
Как Вы надеетесь, мы будем действовать в детском саду, если Ваш ребенок кого-то обидит или если обидят его?
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок научился взаимодействовать с людьми и с природой? Как?
3. Ребенок один и в группе. Обычаи
Как Ваш ребенок играет один и как в группе?
Какие границы Вы ставите в действиях ребенку?
Какие дела Ваш ребенок может решать сам?
Как часто Вы хотели бы, чтобы ребенок участвовал в групповых занятиях?
Как, по-вашему, надо разруливать конфликты?
Каковы Ваши надежды в плане взаимодействия ребенка с другими детьми?
Какие обычаи людей Вы хотите, чтобы Ваш ребенок освоил в детском саду?
4. Жизненный опыт Вашего ребенка
Что особенно нравится делать Вашему ребенку в семье?
В ближайшем окружении?
Замечали ли Вы его детские страхи?
Какой жизненный опыт, Вы надеетесь, ребенок приобретет в детском саду?
5. Мышление ребенка, тяга к знаниям и обучение
Как Ваш ребенок выражает свои мысли и желания?
О чем Ваш ребенок спрашивает?
Компьютер, телевизор, видео и сказки в жизни Вашего ребенка?
Каким знаниям и умения Вы хотите, чтобы Ваш ребенок научился в детском саду?
6. Религиозное воспитание Вашего ребенка
Что Вы хотите рассказать ребенку о картине мира?
Надеетесь ли Вы, что Ваш ребенок получит в детском саду ответы на вопросы о религии?
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок участвовал в религиозных событиях детского сада (Рождество, Пасха…)
Часть 3
1.О каких событиях, которые происходили в детском саду, Вы хотите узнать?
2. Что, по Вашему мнению, важно в совместной работе родителей с детским садом?
3. Как Вы хотите влиять и участвовать в работе детского сада?
4. Ваши советы воспитателям детского сада.
Обратите внимание, как аккуратно, ненавязчиво родителям предлагается задуматься о жизни, характере, особенностях своего малыша и о том, что может дать ему детское учреждение, в которое его отдали.
Что, если и нам, российским педагогам, еще раз взглянуть на нашу родительскую анкету и, может быть, сделать ее менее формальной, но более мягкой, вдохновляющей для родителей?
Статья из журнала "Монтессори-клуб", пилотный выпуск 2006 г.