Ученые считают, что в нас живет генная память. С ее-то помощью и
действует спонтанное развитие человека. Но тогда резонно предположить,
что и другие важные процессы, например, умение писать и читать, тоже
могут случиться спонтанно, без специального обучения?! И, может, мы
зря тратим силы и время, специально обучая детей письму и чтению, не
заметно насилуя их волю? Попробуем вслед за Юлией Ивановной Фаусек,
которая, как и Мария Монтессори, стремилась освободить детей от
утомительных упражнений в письме, – разобраться, какие условия надо
создать малышу, чтобы он самостоятельно, сам того не подозревая,
научился писать.
В детском саду Монтессори ребенку предоставляется возможность обучиться письму и чтению. Одним из возражений против системы Монтессори является упрек в том, что она слишком рано обучает детей грамоте. На самом деле, об обучении в том смысле, в каком это принято понимать обычно, у Монтессори не может быть и речи. Детям только предоставляется эта возможность. Большинство детей и без нашего вмешательства выучиваются читать и пытаются писать, или, правильнее, рисовать печатными буквами. Монтессори только идет им навстречу в их естественном стремлении, не привлекая к обучению никакими активными методами, а лишь предлагая материал для самостоятельного обучения. «Не все дети одинаковы в этом отношении. Поскольку мы не только не принуждаем, но даже не просим их делать того, что им нежелательно, то некоторые дети, не выразив спонтанного желания учиться, оставлены нами в покое и не умеют ни читать, ни писать». «Если старый метод, насилующий волю ребенка и убивающий в нем непосредственность, не считает грамоту обязательной ранее шести лет, то мы – тем менее», – говорит Монтессори.
Вместо бесконечного количества сведений, прибавляющих к хаосу, который царит и без того в сознании каждого маленького ребенка, значительную сумму смутных, хаотических впечатлений, преподносимых обычно с помощью многословных бесед в детском саду, Монтессори дает детям ключ к приобретению не сведений, а знаний, настоящих, чистых знаний, к которым стремится каждый здоровый ребенок. Одним из таких ключей является письмо и чтение. Метод Монтессори, который она использует для обучения письму, а вместе с ним и чтению, дает возможность детям не только научиться с легкостью и приятностью писать и читать, но научиться делать это хорошо.
Мой метод письма педагогичен: он внушает ребенку благоразумие, побуждающее его предотвращать ошибки
Упражнения, практикуемые в ее методе для этой цели, дают детям возможность подготовиться к работе, ведут их незаметным, косвенным путем к прямой цели. Дети сами приходят к идее о необходимости подготовиться, прежде чем делать пробу, и усовершенствоваться, прежде чем продолжать, что имеет большую педагогическую ценность. «Хватаясь за вещи, которые он делает плохо, и которых еще недостоин, ребенок притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам, – говорит Монтессори. «Мой метод письма, – говорит она дальше, – педагогичен: он внушает ребенку благоразумие, побуждающее его предотвращать ошибки, – достоинство, которое заставляет его смотреть вперед и ведет к совершенству».
Первое написанное слово – свое имя.
Дети, воспитываемые по системе Монтессори многочисленными упражнениями на дидактическом материале для воспитания чувств, незаметно и без участия преподавания косвенным путем подготавливаются к процессу письма. Руки детей привыкают ощупывать предметы, благодаря чему они приобретают точные движения (например, при ощупывании геометрических вкладок в направлении письма), глаза получают способность находить сходство предметов материала с предметами окружающей обстановки, благодаря чему они делают целый ряд самостоятельных открытий. Эти же глаза учатся узнавать тождество предметов с их изображениями (при накладывании плоских вкладок на карточки), ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов – названий предметов или их качеств. Таким образом, в детях непосредственно рождается неудержимое стремление к выявлению накопившейся энергии, желание приложить приобретенные ими навыки к столь заманчивому для всех детей действию – письму. Из этого, равно как и из других приобретений детей, например, в счете, рисовании, изучении объектов природы, мы непоколебимо убеждаемся в том, что все предметы материала связаны между собой одной неразрывной цепью, одной общей идеей. Упражнения в одном дают усовершенствование в другом, развивают и укрепляют навыки, вырабатывая в детях одно общее драгоценное свойство – метод в работе. Стремление к методичности заложено в каждом здоровом ребенке. Монтессори своим материалом и приемами только поддерживает это стремление, не давая ему угаснуть. А потому, повторяю, разрывать материал и вносить его частично в детский сад среди другого материала не имеет никакого смысла.
Не хочу вдаваться в подробности описания дидактического материала для письма и чтения. Желающий познакомиться более подробно может обратиться к моей книжке «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори».
Большинство детей, пяти и даже четырехлетки, неудержимо стремятся к буквам
Материал, предназначенный собственно для развития письма, состоит, во-первых, из десяти железных геометрических вкладок для обведения и заполнения штрихами цветных карандашей. И, во-вторых, из наждачных букв, наклеенных на гладкий, лучше даже глянцевитый картон. Рамки и вкладки служат для упражнения в развитии мускульного аппарата (кисти руки), необходимого для управления орудием письма. При помощи их ребенок подготавливается к механизму письма без прямых упражнений в письме. Благодаря тому, что у рамок есть границы (контур фигуры), которые ребенок сам себе определяет, очерчивая фигуру, он координирует движения кисти и пальцев, стремясь не выйти за эти контуры. Вместе с тем, он несравненно больше свободен, чем при линейках, на которых он должен писать палочки (элементы письма), или при чистом листе бумаги, где надо проводить линии безо всяких границ. В первом случае его стесняет слишком большая задержка, во втором – расслабляет полное отсутствие таковой. Штрихуя, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда они берут карандаш или перо, чтобы приступить к письму по-настоящему, они орудуют им так же хорошо, как человек, много писавший. Этой работе дети и самые маленькие, и постарше подолгу предаются с самым горячим увлечением.
Большинство детей, пяти и даже четырехлетки, неудержимо стремятся к буквам. Ощупывание их доставляет им удовольствие, как осязательное ощущение. Интерес же к звуку, к произнесению его появляется не у всех детей одинаково. Одни долго ощупывают буквы, не желая знать их произношения. Другие сразу интересуются звуком. Таким детям мы даем индивидуальные уроки, описанные у Монтессори и в моей книжке. Но большинство детей узнает звуки без непосредственных уроков, прислушиваясь к тому, как произносят их другие.
Когда дети могут определить несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного рукописного шрифта, вырезанного из цветного картона (голубой – согласные и розовый – гласные). Три упражнения, идущие параллельно, ведут детей к настоящему самопроизвольному письму: штриховка, ощупывание наждачных букв и составление слов. И здесь дети приступают к письму по-разному. Одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь, когда составление слов становится для них делом легким. Тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Бывают и у нас случаи взрывов неожиданного умения писать, описанные Монтессори. Ребенок, накопивший в себе потенциально все необходимое для этого акта письма, в один прекрасный момент берет мел или карандаш и пишет свое имя или какое-нибудь слово, изумляясь и бесконечно радуясь своему неожиданному умению. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.
Само письмо для пишущего ребенка является не упражнением, а проверкой собственного умения. Подготовка к этому умению не прямая, а косвенная, она заключается в ощупывании наждачных букв и штриховке. Дети сами чувствуют свое совершенство или свои недостатки. В первом случае они, созерцая свою работу, говорят: «Теперь я лучше пишу», а во втором возвращаются смиренно к прежним упражнениям… прежним упражнениям…