«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Занятия с монтессори-терапевтом: кто и когда обладает на них свободой выбора?

Наталья Андрущенко
Никто не сомневается, что занятия детей с ограниченными возможностями по методу М.Монтессори отличаются от обычных занятий в монтессори-классе. Прежде всего, это строго индивидуальный способ работы терапевта со своим маленьким пациентом. Но часто случается, такого особенного малыша родители приводят в обычную монтессори-группу, и педагог видит, что ребенку требуется специальная помощь. Как быть?

Из книги «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия», издательство «Речь»  Санкт-Петербург, 2010 год
Фото с сайта: www.montessoritherapie.de и www.montessori-therapie-emmendingen.de

Терапевтические среды

Наряду с существованием давней практики монтессори-педагогики, а также монтессори-терапии (частного исправления этого педагогического метода, эффективно применяющего принципы монтессори-педагогики для коррекционной работы с больными детьми), продолжает активно разрабатываться и теоретическая концепция этого метода. Для проведения педагогико-терапевтического воздействия разработан методический монтессори-материал, составляющий основу подготовленной среды для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики. 

Мнение создателя метода Марии Монтессори о том, что ребёнок всегда сам выбирает из набора тот дидактический материал, который удовлетворяет актуальную потребность развития, привело к практике свободы выбора ребёнком материала для занятий, что способствует развитию самостоятельности и инициативы у здорового ребёнка. У ребёнка с нарушениями развития часто наблюдается недостаточность произвольной регуляции деятельности, приводящая к трудностям разрешения ситуации выбора, особенно при большом количестве вариантов выбора. Поэтому терапевту необходимо особым образом сужать «подготовленную среду». Терапевт, особенно в случае работы с тяжёлым ребёнком, оставляет для занятия лишь часть упражнений, причём выбор конкретных упражнений происходит в основном интуитивным образом. Отсутствие дифференцированной программы реабилитации снижает возможности монтессори-терапии.

Используя дидактический и методический монтессори-материал в качестве теоретической базы монтессори-терапии, мы предлагаем интегративный подход, ориентированный в разработке общей части терапии на уровень современных нейронаук и в разработке частных вопросов индивидуальной дифференцированной монтессори-терапии — на экспериментальный анализ особенностей высших психических функций. 

Возможны различные формы организации монтессори-терапии по месту её проведения (в клинических, амбулаторных условиях, дома) или по составу участников (индивидуальная, групповая).

С чего начинается монтессори-терапия?

Монтессори-терапия проводится в тесном взаимодействии терапевта с другими специалистами, занимающимися реабилитацией ребёнка. Проводить терапевтическое воздействие может врач или медицинский психолог, коррекционный педагог при участии врача (педиатра, невропатолога).

Амбулаторной практике терапии предшествует консультативный приём. Во время него уточняется диагноз ребёнка (или даются рекомендации по применению дополнительных методов обследования, проводятся консультации специалистов), определяется актуальный уровень его развития, происходит первый игровой контакт с ним во время проведения тестовых заданий. Анализируются данные, полученные из беседы с матерью и при наблюдении за ребёнком, проводится неврологический и общесоматический осмотр, изучаются данные дополнительных методов неврологической и другой медицинской диагностики.

Для выявления актуального уровня развития ребёнка используются стандартные диагностические методы, адекватные его возрасту. Выясняется не только уровень развития, но и его качественные особенности. Ориентировочно выделяется ведущий нейропсихологический фактор в формировании нарушений. Для целей структурно-функционального анализа организации психических функций ребёнка применяется вышеописанный нейропсихологический диагностический блок, который при необходимости может быть расширен и углублен или, наоборот, сокращен. Например, для детей раннего возраста (до 3 лет) и для детей младшего дошкольного возраста, наряду со стандартными методиками, применяется клиническое, «активное», по терминологии Марии Монтессори, наблюдение, в котором в диагностических целях могут использоваться элементы монтессори-среды (процесс продолжается уже во время занятий).

Оцениваются ресурсы семьи, направленные на нормализацию ребёнка, особенности взаимодействия между ребёнком и матерью, другими значимыми членами семьи. В случае наблюдаемых нарушений взаимодействия во время первого визита или при следующем посещении снимается короткий видеоэпизод игровой ситуации (или другой подходящей по контексту ситуации взаимодействия).

На начальном терапевтическом этапе особое значение имеет работа с родителями. Круг обсуждаемых и решаемых с семьей вопросов и терапевтических задач может быть различным, но всегда важно снизить непродуктивную тревогу, установить партнерские отношения с близкими ребёнка, способствовать формированию у них адекватного представления о его возможностях и проблемах. Вместе с тем необходимо поддерживать чувство заинтересованности в продвижении ребёнка и ответственности за это. В случае выраженных нарушений взаимодействия между матерью и ребёнком на этом этапе (с согласия родителей) занятия с ребёнком проводятся параллельно с интеракционной терапией с матерью (другими членами семьи).

Как происходят терапевтические занятия?

Собственно терапевтический блок является основным и наиболее длительным. Хочется остановиться на общих методических и дидактических моментах. Это взаимоотношения ребёнка с терапевтом, терапевтическим материалом, требования к материалу, соблюдение которых особо значимо для терапевтической работы Монтессори с детьми, имеющими церебрально-органическую недостаточность.

Терапевтические занятия проводятся в специальным образом организованной подготовленной среде, в которой  расположены упражнения для развития ребёнка, максимально представлены упражнения жизненной практики, сенсорная область. Избранно представлены упражнения для развития речи и группы математических упражнений.

Терапевтический сеанс проводится индивидуально или в малой группе, в зависимости от возраста, диагноза, характерологических особенностей пациента и степени нарушений его поведения, длительности его занятий в терапевтическом отделении Монтессори.

Общее время занятий колеблется от 30 до 60 минут. Обычно первое занятие и занятия для детей раннего возраста, а также для особо тяжёлых пациентов, чей возраст развития находится в пределах 2-3 лет, составляет 30 минут. Наблюдение за ребёнком позволит перейти к большей длительности занятий или, наоборот, в некоторых случаях сократить ее. 

Перед началом терапии планируется курс занятий. Иногда уже после первого занятия родители замечают изменения, происходящие в ребёнке, но это скорее исключение. Для достижения устойчивого эффекта минимальная продолжительность одного курса — 8-10 сеансов. Они могут быть ежедневными в том случае, если родители приехали для терапии из другого города и необходимо интенсивное введение их ребёнка в терапевтический процесс. Чаще терапевтические встречи осуществляются с периодичностью один-два раза в неделю. Для ребёнка раннего возраста желательна частота занятий два раза в неделю. В любом случае занятие должно найти свое постоянное место в распорядке дня ребёнка. Тогда ребёнок может предвкушать посещение терапевтической комнаты и привыкать к тому, что занятие повторится, и поэтому не так переживать при его окончании.

Структура каждого сеанса состоит из вводной (ориентировочной), деятельной и заключительной частей.

Начало

Начинаются занятия с ритуального приветствия, называния ребёнка по имени, выражения радости по поводу встречи с ним. В этой части могут использоваться различные формы индивидуального приветствия, в зависимости от возраста ребёнка: короткая песенка, тактильный контакт в виде пожатия руки, поглаживание по плечам, улыбка. Эта часть важна как для установления индивидуального контакта с ребёнком, так и для поддержания его мотивации, создания у него положительного настроя на занятие. Вместе с тем, сохраняя своё постоянство, она способствует ориентировке. Предсказуемость ситуации и стабильность поведения взрослого особенно значима для ребёнка раннего возраста или для пациента, не владеющего речью, с выраженными нарушениями поведения. Это помогает становлению саморегулирующего поведения. Подобная стратегия способствует уменьшению внутреннего напряжения, дискомфорта, редукции страхов. В противном случае эти негативные состояния блокируют эмпатический настрой терапевта и пациента, уменьшают способность регистрировать поведенческие сигналы друг друга и адекватно реагировать на них. 

Приветствуются родители: мать, бабушка, отец — тот член семьи, который привел ребёнка. Иногда в этот момент может произойти спонтанный обмен информацией о важных событиях последнего времени из жизни ребёнка или о его состоянии (здоровье, настроении) за время отсутствия. Контакт с родителями, их дружелюбный настрой позволяет ребёнку со временем воспринимать терапевта в качестве объекта вторичной привязанности. В ориентировочной части ребёнку при необходимости напоминаются основные правила поведения в терапевтической среде, а если это первые посещения, они чётко декларируются. 

В Монтессори-пространстве, наряду с большой степенью свободы, существуют правила, регламентирующие поведение ребёнка и терапевта. Их достаточно много, но большинство из них ребёнок осознает самостоятельно, регулярно находясь в этой среде. Так как «свобода — это осознанная необходимость», ребёнок может себя чувствовать в монтессори-среде достаточно свободно.

В начале терапии целесообразно сказать ребёнку о том, что он может сам выбирать занятие, упражнение (из всех имеющихся или ограниченных предварительным выбором терапевта) и должен по окончании работы отнести его на место. Это правило нередко приходится вводить достаточно настойчиво, зато часто потом родители не могут нарадоваться тому, что к его выполнению ребёнок стремится и дома.

В качестве ещё одного правила, особенно на начальном этапе, может быть способ выбора упражнений «по очереди». При этом одно упражнение выбирает ребёнок (нередко получая возможность выбрать первым), а другое — терапевт. Порой ребёнок пытается применять отработанные дома стратегии поведения, с помощью которых он манипулирует взрослыми, например, игнорирование или демонстративный плач, крик. В этих случаях требуется, с одной стороны, большая способность к пониманию и принятию ребёнка, с другой – выдержка и доверие к самому себе для того, чтобы провести последовательную линию поведения.
Для выбора материала по очереди с терапевтом у ребёнка должна быть представлена определённая зрелость социальных взаимодействий. По Т. Хелльбрюгге, половина детей осваивает этот социальный игровой навык к 27-и месяцам. Если ребёнок не достиг этого социального возраста, терапевт демонстрирует упражнения из среды самостоятельно, привлекая внимание ребёнка (выбирая наиболее интересные для данного возраста и уровня развития, наблюдая за проявлениями интереса ребёнка, а также прибегая к «параллельной» игре).

Середина

Ребёнок знакомится с пространством комнаты, терапевт показывает общие подготовительные упражнения для развития двигательного контроля и координации движений, связанные с подготовкой места для работы (например, показывает стойку с ковриками для индивидуальной работы и то, как можно ими пользоваться).

Основной является центральная часть занятия, посвящённая деятельности ребёнка и состоящая из последовательного выполнения им ряда предлагаемых терапевтом или самостоятельно им выбранных из подготовленной среды упражнений. В случае работы в малой группе индивидуальные этапы занятий чередуются с групповыми формами работы, направленными на социальную интеграцию и развитие саморегуляции. Для этого в монтессори-педагогике разработана отдельная группа упражнений (так называемые «особые упражнения движения»).

Конец

Заключительная часть занятия включает информирование ребёнка о конце занятия, осмотр помещения и уборку материала, если что-то оказалось не на своём месте. И затем – выполнение ритуала прощания (индивидуализированного).

Монтессори-терапевт и его маленький пациент

Отношения между терапевтом и пациентом регулируются следующими положениями.
  1. Пациента стимулируют к активной самостоятельной работе с упражнениями подготовленной среды, составленной терапевтом для данного ребёнка. Цель — формирование у ребёнка способности самостоятельно выбирать материал для занятия и работать с ним. Если эта цель достигается, ребёнок по основным параметрам готов к работе в малой группе.
  2. Терапевт предоставляет ребёнку свободу выбора материала и места для работы (степень свободы выбора регулируется), а также время для занятия с упражнением, которое определяется как индивидуальным темпом работы, так и возможностью повторения действий, задания для закрепления результата.
  3. Выполнению задания, в случае если ребёнок не знаком с ним, предшествует демонстрация. Демонстрация включает наглядное выполнение задания терапевтом, показ возможности контроля ошибок и определения момента окончания выполнения задания.
  4. Во время демонстрации работы с материалом речевая активность ребёнка не тормозится, сам терапевт во время первой демонстрации избегает лишних словесных инструкций и указаний.
  5. Во время работы ребёнка с материалом позиция терапевта сводится к активному наблюдению.
  6. Темп работы и время, необходимое для выполнения ребёнком упражнений, индивидуальны.
  7. В случае ошибок пациента при выполнении задания они не корректируются сразу, но возможно привлечение внимания к ошибке с целью ее самостоятельной коррекции ребёнком.
  8. По окончании работы с материалом ребёнок самостоятельно определяет, будет ли он повторять упражнение или начнет выполнять новое.
  9. Для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, особенно важны голос и жесты — невербальные коммуникативные средства педагога, а также правильно подобранный материал для работы.


Можно выделить следующие пути применения монтессори-терапевтических упражнений для детей с нарушенным развитием:
  • Применение классического материала. Возможно сокращение и упрощение презентации — например, использование части комплекта, разделение презентации на этапы.
  • Использование дополнительного материала. Чаще всего этот материал составляется из любимых детьми данного возраста игр и занятий. Нередко в нем отражается своеобразие национальной игровой культуры — например, в качестве конструктивного материала может применяться русская матрешка или головоломка «китайская пагода» и т. п.
  • Применение адаптированного классического материала. В этом случае изменяются части упражнения для удобства работы с ним. Например, в деревянном блоке с цилиндрами сокращается число цилиндров, а ручки делаются более крупными для удобства захвата, или в рамках с застёжками оставляются только две застёжки вместо обычных пяти. Материал, из которого состоит упражнение, может быть заменён на более прочный, желательно из натуральных материалов.
  • Включение упражнений, подготовительных к основному. Ребёнку предлагаются упражнения, в которых «наибольшая сложность» изучаемого упражнения представлена в изолированном и упрощённом виде. Например, рамку с пуговицами, представляющую большую сложность для изучения, ребёнку предлагают после того, как он освоит щипцовый захват пуговицы и ее проталкивание в щель копилки.
  • Модификация упражнений с опорой на изученные навыки. К примеру, «сенсорное» упражнение, где ребёнок воспринимает различие между понятиями «горячая вода» и «холодная вода» и его руки поочередно погружаются терапевтом в емкости с водой разной температуры, выполняется на основе знакомого по упражнениям жизненной практики упражнения для мытья рук.
Упражнения, предлагаемые ребёнку, должны соответствовать его возможностям, уровню развития, учитывать особенности нарушений и компенсаторные стратегии. Желательны повторения изученных способов работы, в том числе на модифицированном материале упражнений. Заканчивать работу желательно на фоне успешного выполнения. Одним из залогов успешности является правильный выбор степени сложности упражнения.
Во время терапевтической работы с материалом дозируется степень самостоятельности ребёнка, она определяется его возможностями. Каждый раз терапевт должен стремиться так организовать работу ребёнка, чтобы тот был максимально активен. Терапевт активно наблюдает и оказывает помощь ровно настолько, насколько это необходимо, следуя выражению Марии Монтессори, так озвучивавшей призыв ребёнка: «Помоги мне это сделать самому!».

В терапевтической ситуации ребёнок далеко не всегда способен пользоваться свободой, например, свободой выбора. В этом случае терапевт заранее выбирает несколько упражнений для работы. Выбор из 4-5 упражнений оказывается для ребёнка доступным. Несомненно, выбор должен опираться на представление о том, какие упражнения в первую очередь помогут достигнуть терапевтической цели.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (25) 2010 г.

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Наталья Андрущенко

Монтессори-терапевт, кандидат медицинских наук, Диплом АМИ 1994 года.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

Елена Хилтунен

О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »