Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?
Елена Баканова
Известно, что Мария Монтессори открыла сенситивный период порядка, который означает именно активное восприятие порядка, существующего в мировом пространстве, а не потребность ребенка убирать разбросанные вещи. Эта удивительная особенность человеческого дитя связана, прежде всего, с устройством его психики, которое определяется как абсорбирующий (впитывающий) ум. Доминанта впитывающего ума в развитии ребенка заканчивается, как и сенситивный период порядка, примерно в 3 года.
Стремление к порядку есть суть всей живой природы
Порядок - во всех его значениях является основой нашего существования, обратимся ли мы к молекулярным решеткам, смене времен года или правилам дорожного движения. Только наличие порядка, то есть, определенных последовательностей, правил и стабильных структур позволяет нам удерживаться в жизни. Мы точно знаем, что из семечек огурца, в результате вырастут именно огурцы, и появятся они через три месяца, а не через полчаса после того, как мы их посадили в землю. Стремление к порядку есть суть всей живой природы.
То, что ребенок строит определенные предположения в отношении окружающего мира, можно увидеть уже в два месяца. Развитие зрительной системы и интеллекта позволяют ему выделить отдельные объекты из фона. И ребенок довольно быстро усваивает, существующий порядок. Шкаф стоит на месте, шубу можно снимать и одевать, а собака бегает сама по себе.
Чем младше ребенок, тем уже для него границы исследуемого и познаваемого мира, но от этого значимость выявленных им закономерностей не меньше. Поэтому он пытается настоять на существующем порядке в расположении тапочек в прихожей. Ведь это крушение его представлений о порядке.
Почему период порядка заканчивается в три года?
Ребенок, да и взрослый с особым упорством отстаивает те убеждения, которые для него наиболее значимы в данный момент, те открытия, которые он совершил только что. Есть еще такое выражение «с упорством неофита», то есть новообращенного, того, кто только что понял нечто чрезвычайно значимое.
Рано или поздно мы смиряемся с тем, что выявленные нами закономерности работают не всегда, а порой и вовсе неверны, потому что основаны на случайном стечении обстоятельств. К трем годам ребенок успевает построить большинство теорий, касающихся окружающего его локального мира, проверить их и охладеть к ним. Поэтому тапочки его теперь волнуют не очень. Хотя в вопросах, например, изучения языка все еще живущее в нем стремление к порядку приводит к забавным ошибкам.
- Мамочка, нарисовай мне кошечку.
- Надо говорить нарисуй.
- Ах, как красиво ты нарисула.
- Нет, милая, нарисовала.
Обратите внимание, ребенок старается конструировать слова в соответствии с обнаруженным им правилами. Залезать – залезай, покупать – покупай, нарисовать – нарисовай. Все логично.
Ан нет. Нет порядка в нашем взрослом языке.
Гораздо серьезнее то, что после тапочек ребенок обращает внимание на другие законы – законы взаимодействия между людьми. И если дома он научился тому, что если долго ныть, кричать, стучать ногами, обязательно добьешься своего, значит, он будет использовать этот закон и в других ситуациях. То есть следовать установленному порядку. Если в качестве самого весомого аргумента родители используют затрещину, значит, делает вывод ребенок, именно так разрешаются конфликты – силовыми методами. И сильные дети будут драться, а слабые вырастают абсолютно уверенными, что будут биты, во всех смыслах этого слова. Таков усвоенный порядок.
Но вернемся к тому порядку, который нам так дорог в группе. А перед этим зайдем домой, но не к себе, а к коллеге. Можно поспорить, что порядок в квартире у другого человека, даже самый идеальный – это не ваш порядок. У вас другие привычки, вкусы и пристрастия, вы предпочитаете другие цвета и запахи, у вас другие памятные сувениры. А вот порядок в группе, единый, постоянный.
У каждого свой порядок
Тому, кто помнит зарю персональных компьютеров, хорошо известны проблемы с несовместимостью программного обеспечения и даже носителей информации. Потому что каждый производитель вышел на рынок со своим порядком. Это сейчас мы не задумываемся над тем, будет ли программа, работающая на одной персоналке также замечательно функционировать на другой. Потому что порядок стал единым. Хорош он, или может быть, если бы победил не Microsoft, все было бы значительно лучше, спорить трудно, но преимущество единообразия, то есть единого порядка налицо.
То есть, единый, постоянный порядок особенно важен, когда имеет место передача информации или, например, презентация монтессори-материала, от педагога к педагогу и от ребенка к ребенку. Наличие порядка важно для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности. Это относится и к большим, и к маленьким.
Трехлетний ребенок, начинающий ходить в детский сад, находится в ситуации крайне высокого уровня тревоги. Поэтому для него стабильность обстановки, расположения материалов, правил и распорядка дня являются залогом успешной адаптации и сохранения здоровья, как физического, так и психического.
А вот для детей, которые уже привыкли к существующему порядку, бывает полезно поменять, например, расположение материалов. И опытные педагоги пользуются этим, когда замечают, что какие-то из них «не пользуются спросом». Иногда достаточно поставить что-то непопулярное на место какого-нибудь «хита» и материал начинает работать.
Каждой вещи всегда свое место. А дома так?
У многих прослушавших лекции по монтессори-педагогике довольно часто складывается впечатление, что если успеть до трех, то можно раз и навсегда приучить ребенка к порядку. При этом подразумевается тот порядок, о котором мы говорили выше, то есть тот, на котором настаивает наиболее тревожный член семьи, как правило, это бывает мама.
Придется расстроить или обрадовать читателей – это не так. Во-первых, у ребенка со временем сложится свой собственный порядок, соответствующий его внутренним потребностям. Во-вторых, то, что волновало ребенка до трех – то есть порядок в ближайшем пространстве для подавляющего большинства в более старшем возрасте становится неинтересен – меняются приоритеты.
И тут монтессори-педагоги возразят – они же привыкают соблюдать порядок, установленный в группе. Конечно. А теперь посмотрим, почему.
В группе материалы всегда, не зависимо ни от чего убираются на одно и то же место. А дома? Сегодня, завтра и даже послезавтра «чисто-любивой» маме удалось настоять на уборке игрушек. А послезавтра пришли гости, а после-послезавтра, пошли в цирк, а потом заболели, после этого ездили к бабушке, а вот уже после мама снова взялась за воспитание. Но у ребенка (старше трех) уже нет такой естественной потребности, значит, он должен просто выполнять требования мамы, которые меняются, выходит, каждый день. И он совершенно резонно протестует.
Есть еще одна причина – в группе материал расположен «линейно», то есть один за другим, ребенок в состоянии запомнить и воспроизвести существующий порядок. Дома же по причине вечной нехватки места мы располагаем предметы друг за другом, а иногда и друг на друге. Не всякий взрослый справится с этим. Вспомните, стенания супруга – ну, где же это масло?! (стоя перед холодильником и глядя на него в упор). И часто не потому, что нет порядка, а просто не видит – слишком много объектов в поле зрения.
Ну и, конечно, неукоснительность выполнения правил для всех. Если вы найдете такой дом, где все – и мама, и папа, и бабушка, и другая бабушка, а может няня и еще масса всякого другого народа ВСЕ ВСЕГДА ВСЁ убирают на место, причем одно и то же (пригласите в гости, очень хочется посмотреть), то ребенок тоже будет убирать.
А пока «убирайте, и он привыкнет». Такой совет я нашла на одном форуме. То, в какой среде будет жить ребенок, и сформирует его представление о порядке и потребности в нем. Это касается не только первых трех лет, но и всего предподросткового периода. Конечно, это не значит, что до 13 лет вы и только вы будете следить за его игрушками, тетрадками, дисками, а в 13 он просто перестанет пускать вас в свою комнату. Это значит, надо договариваться, но это уже совсем другая история.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (17) 2009
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.