Неправильные дети или неправильные школы?
Алексей Цветков
Мы специально решили опубликовать на страницах журнала статью человека, который прошел немалый путь совершенно в другой области, прежде чем обучиться и стать ведущим монтессори-учителем начальной школы Монтессори. Нам показалось это важным, потому что Алексей Цветков, работая в прошлом менеджером по подбору управленческого персонала в крупных компаниях и имея свой бизнес, как никто другой имел возможность сравнить профессиональные компетенции и рабочие качества людей, приходивших к нему на профессиональное собеседование.
Вчера и сегодня
В традиционной школе каждый ребенок со своими особенностями, интересами и способностями должен подстроиться под требования школы, научиться подчиняться и делать то, что требуют взрослые, отодвинув собственные потребности и интересы на второе или даже на последнее место. В эпоху индустриализации такой подход, вероятно, больше отвечал потребностям экономики и времени, но сегодня взрослому человеку нужно обладать совершенно другими качествами и навыками, чем 50, 20 или даже 10 лет назад, если он хочет найти свое место в нашем постоянно меняющемся мире и жить нормальной жизнью. В российской школе менялась программа и были реформы, но метод обучения оставался и остается неизменным уже много десятилетий. А если разобраться, то метод обучения играет не менее важную роль в формировании человека, чем содержание программы.
Навыки академической школы
Чему же может научиться ребёнок за 10 лет в традиционной школе помимо тех знаний, которые содержатся в программе обучения?
1) Принимать знания и информацию на веру. (Учитель и учебник – основной источник информации, которую просто нужно заучить, воспроизводить и применять по заданному алгоритму. На многочисленные вопросы детей отвечать нет времени... Критическому мышлению, оценке и анализу информации детей не учат, хотя это один из ключевых навыков нашего времени).
2) Давать ожидаемые «правильные» ответы, а не разумные, творческие и обоснованные. («Отл» ставят за ответы, которые уже известны, а не за глубину понимания, творческий подход к решению задачи или нахождение лучшего решения. Хотя именно это является дефицитной и востребованной компетенцией на рынке труда).
3) Ребенок привыкает, что ближнему помогать запрещено. (Подсказка, совместная работа на уроке или даже общение с соседом по парте запрещены. Хотя без навыков сотрудничества и командной работы взрослому человеку будет очень сложно).
4) Отсутствие уважения к себе и другим становится нормой для ребёнка. («Допросы» у доски, обращение по фамилии, публичная оценка и выговоры, необходимость спрашивать разрешения выйти в туалет не имеют ничего общего с уважением, равенством и чувством собственного достоинства).
5) Ребенок привыкает подчиняться и понимает, что ничего не может изменить. (Не важно, чем интересуется, думает, чувствует ребёнок – есть уроки по расписанию и выданные задания, которые он просто обязан посещать и делать. А еще нужно сидеть несколько уроков по 45 минут на твердом стуле без возможности размяться и общаться да еще и скучно...).
6) Ребенок учится обманывать. (Если ребенок скажет правдиво, что зачитался интересной книгой вместо того, чтобы сделать домашнее задание, то учитель вряд ли сочтёт это уважительной причиной и порадуется, что ребенок сказал правду.... Но вот если скажет, что болела голова или забыл учебник, то проблем будет меньше...).
Много ли мы найдем свободномыслящих, творческих, смелых, открытых новому, сознательных, социально ответственных, счастливых, радостных, небезразличных людей с доброй волей после 10 лет такого натаскивания?
Можно наполнить программу обучения каким угодно возвышенным содержанием и стараться привить детям уважение, нравственность, честность, взаимопомощь, ответственность. но это не очень сработает, так как именно метод организации обучения, межличностные отношения внутри школы и в семье являются главными уроками, которые усваивают дети!
Какие же качества и навыки нужны человеку в современном мире?
Творческий подход, командная работа, ответственность, созидательное лидерство, умение учиться и работать с информацией, коммуникативные навыки, умение эффективно организовывать свою деятельность, планировать, вести исследовательскую работу, открытость новому, опора на собственные созидательные ценности и нравственные ориентиры.
К сожалению, в государственной школе дети пока не смогут приобрести многих из этих качеств и навыков.
В каждом возрастном периоде у ребенка определенные потребности в развитии и ему требуются соответствующие условия и среда для того, чтобы эти потребности реализовать. Маленький ребенок без усилий и самостоятельно учится хватать, сидеть, ползать, ходить, понимать речь, говорить, исследовать мир и экспериментировать. В нём заложена колоссальная энергия и импульс к саморазвитию и обучению. Но если малышу не за что ухватиться, чтобы встать, то ему будет сложно научиться ходить, если он не будет слышать живую человеческую речь, то не сможет научиться говорить. Важно создавать правильные условия для развития ребёнка. Кстати, свобода выбора и уважение – являются необходимыми условиями для нормального развития ребенка на любом этапе.
Если импульс к познанию мира и развитию угасает – это признак, что имеются препятствия. Почему угасание импульса и энергии к саморазвитию совпадает со временем, когда ребенок начинает ходить в государственную школу? Куда деваются любознательность, творческий подход, интерес, открытость новому, радость жизни?
Если для развития ребёнка не создана правильная среда и потребности ребёнка в развитии не удовлетворяются, то его энергия может быть бессознательно направлена на сопротивление, борьбу или уход от реальности в виртуальный мир или фантазии.
Можно наблюдать некоторые из таких проявлений: апатия, безразличие, отсутствие интереса и внутренней мотивации, упадок сил, нежелание сотрудничать, забывчивость, невнимательность, отстранённость, закрытость, неспособность к концентрации и самоконтролю, беспокойство, агрессия, страх, сопротивление.
Достоинства монтессори-образования
К счастью, существуют альтернативные методики обучения, учитывающие психологию и потребности ребенка. Монтессори-образование опирается на врожденные потребности человека в развитии, на его внутреннюю мотивацию и созидательную творческую природу и энергию. Этот метод строился на основе наблюдения за детьми разных возрастов в их спонтанной и свободной деятельности в организованной среде, в которой были устранены препятствия к саморазвитию.
Здесь можно свободно передвигаться по классу, работать на коврике или за столом. Каждый ребенок проходит материал в своем темпе и может свободно выбирать вид деятельности. Большую часть времени дети работают самостоятельно. Много привлекательных автодидактических материалов, которые помогают детям понять суть темы и поупражняться. Программа обучения у каждого индивидуальна.
В классе столько же детей, сколько и в обычной государственной школе, но атмосфера совершенно иная. Увлеченные, любознательные дети делают свои проекты, много пишут, читают, делают презентации, с интересом что-то обсуждают, помогают друг другу, проводят эксперименты, занимаются творчеством, мастерят, готовят вместе еду и убирают за собой... и делают это добровольно.
Зубрежка здесь заменена пониманием и увлекательной практической деятельностью, ориентированной на реальную жизнь.
Вместо того чтобы конкурировать, дети учатся сотрудничать, помогать и радоваться успехам друг друга. Вместо ошибок, двоек или пятерок дети получают удовольствие от самого процесса обучения и учатся самостоятельно оценивать свою работу. Страх ошибки тут не блокирует творческий подход.
В такой образовательной среде дети меняются. Увлеченность, любознательность, интерес к новому, радость, спокойствие, позитивный настрой, любовь к деятельности, готовность сотрудничать, помогать, слышать. Самопроизвольная дисциплина и хорошие образовательные результаты становятся нормой. Открывается подлинная природа ребёнка.
Так какую школу Вы выбираете для своих детей?
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (64) 2018
Фото: https://заршкола.рф