«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Первый шаг в мир Монтессори

Светлана Мощенникова
Моя встреча с педагогикой Монтессори была случайной, как все значимые события в моей жизни. Многие умудренные опытом замечают, что случайностей не бывает, и события происходят по схеме, задуманной кем-то свыше, не раньше и не позднее, чем это действительно необходимо. 


Оказывается, это не игровые комнаты и не центры детского творчества

Видимо, было так задумано, что в обычном письме от моей подруги, сообщающей, что она не хочет возвращаться из Хьюстона в Москву по многим причинам, в моем сознании отпечаталась только одна: «здесь моя дочь ходит в школу Монтессори, а в Москве нужно будет отдать в обычный садик». В это время я работала директором Социально-педагогического центра «Мир профессий». Мы занимались профориентацией подростков, помогая им в жизненном самоопределении, и подумывали над тем, каким образом охватить и другие возрастные группы детей. Фамилия Монтессори мне встречалась во время обучения в Барнаульском государственном педагогическом университете и ассоциировалась с педагогикой компенсации. 

Я посочувствовала подруге, но она ответила, что мои скудные познания в области Монтессори педагогики безнадежно устарели, идеи Марии Монтессори давно успешно применяются для работы с обычными детьми, а в Америке практически все школы – школы Монтессори. 

Как оказалось, в России педагогика Монтессори существует уже более 15 лет, есть центры Монтессори, Ассоциации Монтессори-педагогов, НПО Монтессори и множество Монтессори-групп в детских садах. В августе 2006 года в Барнауле ничего подобного не было. Были (и существуют сегодня) центры раннего развития, которые работали по традиционным программам «с использованием метода Монтессори», «в основном по Монтессори», а также игровые комнаты и центры детского творчества.
 
Познакомившись подробнее с этой педагогической системой, посетив НПО Монтессори в г. Омске, я твердо решила, что это и «мой метод» и освоить его надо как можно скорее. Поэтому в октябре мы уже были в Москве на курсах подготовки Монтессори-педагогов, организованных Общероссийским профессиональным союзом «Ассоциация Монтессори-педагогов России». 

20 ноября 2006 года наш центр открыл двери первым юным посетителям и их мамам, и сегодня у нас уже 30 замечательных малышей. Среди тех, кто пришел и попробовал, равнодушных не было. Самые активные мамы, заразившись идеями Монтессори, приводили своих друзей и знакомых, приносили вырезки из модных журналов, в которых говорилось о минусах этой замечательной системы, и просили прокомментировать точку зрения авторов. Но подготовки, полученной в Ассоциации, было достаточно, чтобы удивиться надуманности этих минусов! Таким образом, от момента возникновения идеи связать жизнь с педагогикой Монтессори до момента ее реализации прошло 3 месяца. Такой короткий срок позволяет заключить, что в России есть все возможное для широкого применения и быстрого распространения этой замечательной педагогической системы: производство качественных материалов, возможность подготовки педагогов-новичков, а, главное, люди-профессионалы, обладающие чуткой любовью к детям, готовые поделиться идеями и мастерством, с радостью принимающие в свои круги новых последователей выдающегося итальянского педагога. 
Теперь обо всем по порядку.

Производство качественных материалов 

Все материалы для нашей группы мы приобрели в НПО Монтессори, г. Омск. Пусть прошло еще совсем немного времени, и отсутствуют варианты для сравнения, но до сегодняшнего дня они радуют нас, наших посетителей и коллег, консультирующих в нашем центре. Следует отметить качество и эстетичный вид всех пособий. Многие из них используются не только на занятиях в группе, но и на консультациях логопеда-дефектолога в качестве диагностического и стимульного материала. На музыкальных занятиях не обойтись без инструментов К.Орфа, особенно необходимы ксилофоны, которые помимо привлекательного вида удобны тем, что клавиши съемные, что позволяет оставить несколько нот для работы. Кроме того, хотелось бы оценить профессионализм и терпение сотрудников НПО Монтессори, с которыми мне пришлось встретиться в начале пути создания группы «Вместе с мамой». Они ответили на все возникшие вопросы, предоставили возможность встретиться  с представительницей Ассоциации Монтессори-педагогов России, которая в то время находилась в Омске, посетить Монтессори-группу, чтобы своими глазами в первый раз увидеть, что она из себя представляет. На мой взгляд, первая встреча с людьми, посвятившими свою жизнь педагогике Монтессори, должна быть именно такой, какой она была у меня: удивляющей, покоряющей, вселяющей уверенность и сообщающей мощный импульс энергии творчества. С тех пор мне не хочется останавливаться, и в нашем центре мы пытаемся создать такую атмосферу рабочего спокойствия, профессионализма, уверенности и открытости, которая способна покорить каждого, сделавшего шаг в мир М.Монтессори.  

Курсы по подготовке монтессори-педагогов 

Курсы, организованные Ассоциацией Монтессори-педагогов России, г. Москва, произвели на нас неоднозначное впечатление. Сначала потрясло видимое равнодушие со стороны сотрудников Ассоциации, которые холодным голосом по телефону сообщили дату начала курсов и их стоимость. На вопрос: «Нужно ли зарегистрироваться?», дали ответ: «Можете позвонить ближе к началу, а можете и не звонить». Следует отметить, что Барнаул находится в 4000 км от Москвы. Обычно, отправляясь в командировку, мы за неделю, а иногда и ранее, назначаем встречи, бронируем гостиницу, словом серьезно занимаемся организацией поездки. Поэтому то, что происходило в первый раз, немного волновало, но как только мы встретились с президентом Ассоциации и педагогами, волнение исчезло. 

Обучение педагогов группы «Вместе с мамой» занимало 2 недели.  Теория преподавалась сквозь призму собственного опыта – ничего лишнего. Практики, к которой привыкли все, кто обучался в педагогическом ВУЗе, было маловато. Это настораживало и уезжали мы из Москвы в легком недоумении: все очень полезно и интересно, но что мы с этим будем делать? С чего начинать? Казалось, что практических занятий было недостаточно: на пальцах объяснили, какими бывают творческие проекты, какие бывают праздники, все очень кратко и бегло. Нам показалось, что вся эйфория по поводу бешеных темпов развития – это просто грамотный пиар системы, необходимый для привлечения нового контингента.
 
Но по возвращении домой, эффект обманутого ожидания превратился в обманчивое впечатление. Ведь, чтобы по достоинству оценить систему, нужно выйти из нее, посмотреть со стороны. Оказалось, что на курсах дали самое основное, оставив за рамками академическую составляющую педагогической науки, что  очень разумно, так как присутствующие получали не основное педагогическое образование, а  готовились к работе в условиях новой системы. Изучали взгляды одного педагога, необходимые базисные элементы теории, программу, в которой очень обстоятельно изложено опять же все необходимое, УПЖ, которые нужны для приобретения практических навыков, некоторые упражнения с материалами сенсорной зоны... 

Но это все количество, теперь о качестве: любая демонстрация (кроме основных презентаций) сопровождалась комментарием: «вы сами можете придумать тысячи упражнений с этим материалом». Таким образом, слушателей научили именно механизму работы с материалом: простые упражнения и варианты их усложнения.

По аналогичной схеме представили информацию о творческих проектах и праздниках – просто, лаконично, схематично. В результате слушателями усвоен механизм и традиции проведения этих мероприятий.

Бесценными оказались множество приведенных примеров из личного опыта. На мой взгляд, тот факт, что опыт работы монтессори-педагогов не имеет достаточного обобщения, является скорее преимуществом, чем недостатком. Самыми ценными оказались примеры, приводимые по ходу изложения теоретических аспектов педагогики, те живые красочные эпизоды из жизни Монтессори-групп, которые позволили на сверхчувствительном уровне воспринимать ауру добра и тепла вокруг концепта «монтессори-педагог». Некоторые трогательные моменты, связанные с достижениями детей с ограниченными возможностями, происходящие в моей реальной практике, вызывают трепет аналогичный тому, который я испытывала, слушая рассказы о них из уст Л.Ю. Климановой. Я думаю, что такие моменты объединяют монтессори-педагогов сверхпрочными невидимыми, но ощутимыми нитями, и позволяют каждому новичку чувствовать принадлежность к большому сообществу замечательных людей. Самое поразительное, что это ощущение приходит практически сразу, в моем случае в течение двух месяцев, которые понадобились, чтобы некоторые примеры из опыта педагогов-профессионалов Ассоциации повторились у нас, педагогов-новичков.

Многое, что как нам казалось, осталось за рамками курсов, непроизвольно возникает в качестве идей проведения праздников, проектов, занятий в кругу…  Получается, на курсах педагоги Ассоциации изложили концептуальные основы монтессори-педагогики, создали, так называемый, каркас, на который теперь можно, следуя определенным правилам, нанизывать собственные идеи, тем самым создавая свой вариант монтессори-группы в рамках классических тенденций.

Таким образом, спустя несколько месяцев после обучения, от первого скомканного впечатления о недостаточной подготовке не осталось и тени. Теперь я думаю, что могло бы быть, если подготовка проводилась иначе. Могу только предположить, что в результате обучения в сознании могли остаться смутные представления о системе, содержание нескольких учебников, длинный список косвенно относящейся к делу литературы, которую следует прочитать всем для общего развития. В нашем случае мы имеем четкие указания по строгому следованию методике, но имеем возможность создавать свои традиции, воплощать свои идеи, а в последствии, вероятно, делиться ими с коллегами, которые, в свою очередь, делают то же самое.
 
Это всего лишь еще одна история из цикла «мой опыт», в заключении которой следует сказать, что приобретенные материалы и усвоенная теория - это айсберг в картине мира педагога-новичка, верхушку которого ему показали, обратив внимание на экзотику формы, удивительную искристость, и ослепительную чистоту, а спустя некоторое время этот айсберг начинает всплывать, показывая возможности, ранее скрытые под водой, и способ, которым это происходит, для меня остается загадкой.  


Статья из журнала "Монтессори-клуб" №3 2007 г.
Фото с сайта http://montessori-22.ru

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Светлана Мощенникова

директор НОУ «Монтессори-школа», к.ф.н.
г. Барнаул

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Об игре и игрушках маленького ребенка

Паула Лилльярд и Линн Джессен

Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви

Татьяна Дровалева

Школьная рукодельная мастерская зовет детей и взрослых творить

Светлана Мощенникова

Образовательный результат – самоорганизация и «рабочие привычки»

Джулия Кэмерон и Эмма Лайвли

Осень – время для творчества

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »