«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему М. Монтессори назвала свою книжку «Психогеометрия»?

Мария Монтессори
В издательстве «Народная книга" на русском языке издана уникальная книга Марии Монтессори «Психогеометрия». На нашем столе  самое первое  издание книги. Оно увидело свет, благодаря Редакционному Дому Аралуце, давшему ей жизнь в мятежной Барселоне 1934 года. Нам с вами, друзья, предстоит увидеть не только русский перевод, но и 265 цветных иллюстраций к этому изданию.

Из книги "Психогеометрия. Изучение геометрии на основе психологии детей". Издательство "Народная книга" 2019 год

Загадки пробуждающегося разума

До сегодняшнего дня методика начального образования главной своей целью видела непосредственную трансляцию знаний в разум ребенка, учитывая его психологические особенности. Разум ребенка обычно рассматривается независимо от знаний, которые он приобретает не в школе. Иными словами, предполагается, что разум ребенка изначально пуст.

Действительно, эмпирические знания, приобретенные случайно и беспорядочно, имеют невысокую цену в воспитании культурного, то есть логичным образом выращенного разума. Так происходит во всех областях культуры. Известно, например, что учитель фортепьяно огорчится, когда увидит, что его ученик впервые начал играть на инструменте без его руководства. Главной задачей учителя, прежде чем двигаться дальше, будет убрать дефекты. Затем обучение продолжится в традиционном порядке, начиная с изучения нот и далее.

Другая область культуры, геометрия и арифметика, живет по аналогичным законам. Учителя начинают обучение с линий, углов или чисел, и первая проблема, возникающая перед ними, - узнать, что из этого ребенку проще всего понять, ведь на этой базе начнется дальнейшее обучение. Я помню горячие дискуссии опытных учителей на одном из конгрессов по математике о том, что для ребенка проще: считать числа в их естественном порядке (количественные числительные) или рассматривать их по отношению друг к другу (порядковые числительные).

После того, как вопросы, что и в каком порядке надо изучать, разрешались в ходе профессиональной дискуссии, дело оставалось за малым: обучить ребенка, заставить его понимать. Сначала самое простое, затем расширять знания следующей по порядку темой, переходя от известного к неизвестному.

В этой книге дальнейшие размышления будут относиться, главным образом, к обучению геометрии и арифметике. Мы будем иметь дело с абстрактными дисциплинами, в которых разум ребенка сначала должен ухватить какую-то часть реальности, а затем уже перейти в чисто логическое поле.

Каков должен быть маршрут обучения

Ну, хорошо. Изначальная реальность сама по себе тоже является абстрактной и символической: линии, числа… Учитывая то, что ребенку сложно работать с абстрактным, мы задумались о создании конкретных, материальных выражений для абстрактных понятий, которые бы могли воздействовать на чувства ребенка, давая ему представления о количестве и форме. Как правило же учителя озабочены тем, чтобы как можно скорее подвести разум детей к работе с абстрактным, ведь в противном случае теряется сама суть обучения, которая, по их мнению, заключается в том, чтобы разум воспарил в абстрактные сферы.

Маршрут обучения, таким образом, целиком отдается на откуп учителю. Он определяет, что просто, и что сложно, что и как изучать. Так, переходя от простого и конкретного к абстрактным сочетаниям чисел и знаков, учитель считает, что он проник в разум ребенка и направляет его. Но как часто учитель заблуждается! Лишь изредка ему удается проникнуть в детский разум. В большинстве же случаев его усилия остаются абсолютно бесплодными, так как ему не удается заинтересовать ребенка. Желаемое абстрактное знание, как правило, оказывается простым мнемоническим запоминанием под страхом наказания. Слова трудность, препятствие, подводный камень отражают печальный итог освоения базовой математики, одной из первых ступенек освоения культуры. Вся совокупность проблем, возникающих при обучении математике, не может быть разрешена лишь логическим разложением материала по принципу от простого к сложному. Необходим принципиально другой подход.

В традиционном подходе не принимается во внимание наличие или отсутствие интереса ребенка. Но именно интерес является ключом к его разуму. Только если ребенок заинтересован, он готов получать знания и концентрировать свое внимание. Психическая активность ребенка является необходимым условием успеха. Все, что заставляет ребенка скучать, прерывает его внимание или обескураживает, становится тем препятствием, которое не способна преодолеть ни одна методология, какой бы логично выстроенной она ни была.

«Я понимаю, но денег все равно не дам»

Таким образом, нашей главной задачей должно стать исследование необходимых условий, при которых происходит развитие психических функций, пробуждается радость и энтузиазм к работе. Тот факт, что интерес является причиной спонтанной деятельности, и есть настоящая суть психологии. Даже то, что мы поняли, по-настоящему поняли, иногда не приводит ни к какому практическому результату.

На этот счет у меня есть один анекдот. Один бедняк просил денег у иностранца. Тот был богат, но скуп, и совершенно не знал языка, на котором к нему обращался бедняк. Чтобы как-то объяснить свою просьбу, бедняк прибегал ко всевозможным жестам и гримасам. В конце концов, богач сказал: «Я понимаю, но денег все равно не дам». Так усилия бедняка оказались бесплодными. Это был провал несмотря на то, что понимание между ними было достигнуто.

Что-то похожее происходит между учителем и учеником. Все что ребенок понял оказывается для него мертвым знанием и испаряется. Он может понять множество вещей и соорудить у себя в голове целый универмаг, полный понятых вещей. При этом его разум так и не проснется, и не высвободит конструктивные энергии интереса и энтузиазма. Усилие в работе, в учебе есть плод интереса, и ничто не достигается без усилия.

Откуда возьмутся новые принципы образования?

Я не хочу сейчас поднимать дискуссию о соотношении интереса и усилия, так часто возникающую среди учителей. Обычно интерес и усилие противопоставляются друг другу. Считается, что образование заключается в лавировании между интересом и усилием, где интерес – это приятное действие, а усилие – неприятное действие. Однако, усилие есть то, что реализуется с помощью собственной активной энергии, а это происходит тогда, когда существует интерес. И, конечно, человек — это не машина, которая действует только из интереса, щедрости или энтузиазма. Живой, активный и сильный человек умеет преодолевать трудности и в случаи надобности совершать и неприятные усилия.

Только тогда, когда пробуждается интерес, мы способны выбрать действие и совершать его с полной отдачей и конструктивным энтузиазмом. Это похоже на пробуждение, о котором говорится в Библии: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Человек, в котором пробудился интерес, часто открывает в себе энергию, о которой он и не подозревал. Так ребенок, действующий с интересом, обнаруживает возможности, которые до этого оставались скрытыми и неизвестными. Именно этот аспект интереса ребенка заставляет нас пересмотреть традиционные методы обучения и открывает перед нами новое, живое поле образования.

Старые идеи не были ошибочными, но они разрабатывались с точки зрения взрослого. Если же мы поставим в центр образования самого ребенка, доверим выбор ему, и будем действовать в детской, а не во взрослой логике, перед нами неизбежно возникнут абсолютно новые принципы образования.


Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
К. Д. Ушинский

Держать себя в моде, болтать на иностранных языках

Татьяна Дровалева

Школьная рукодельная мастерская зовет детей и взрослых творить

Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Анатолий Цирульников

Тихий подземный переход

Екатерина Хилтунен

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »